Урок по теме:"Развитие музыки в сюите Эдварга Грига "Пер Гюнт" при помощи темпа и динамики".
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Цель: формирование эстетического , не отчужденного отношения к музыке Грига. Задачи: воспитывать эстетическое отношение к художественному произведению у детей , умение высказываться с привлечением опыта ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_muzyke.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по музыке по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига

 «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»»;

3 класс «Д», УМК «Школа России»

                                                                     

                                                                                 Юдкина Любовь Ивановна

Старый Оскол  2013

Тема урока: «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».

Цель урока: формирование эстетического, не отчужденного отношения к музыке Грига.

Задачи урока:

1. Воспитывать эстетическое, неотчужденное отношение к художественным произведениям у детей.

2. Развивать умение проводить аналогии, постигать философский вопрос «Что такое развитие?» через понимание развития в жизни, в искусстве (видеть логику развития образов и средств музыкальной выразительности).

3. Развивать умение высказываться с привлечением опыта ребенка, конкретных знаний.

Методы:

- метод организации художественно-эстетической среды;

- словесное рисование;

- пластическое интонирование;

- вокально-хоровая работа

Ход урока.

Вход под музыку в класс.

Приветствие музыкальное.

Посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица.

И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими. Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь героя одной драмы  через музыку.

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если  что-то  изменяется,  значит,  происходит  что? - развитие.

Посмотрите на экран, прочитайте глазками.

 (Развитие - это изменения.)

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит  развитие,  и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

   Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус.                

- Что такое динамика?

- Если изменяется динамика, что происходит?

Посмотрите на экран, прочитайте глазками.

 (динамическое развитие).

Сейчас вы будете слушать музыку и повторять за мной движения. Постарайтесь проследить будет ли изменяться музыка?

(исполнение детского танца «Арам-зам-зам», музыка повторяется несколько раз, с каждым повторением  происходит ускорение темпа.)

- изменялась музыка?  

- что изменялось?

- что такое темп?    Как он изменялся?

- А если изменяется темп, то происходит развитие.

- как называется такое развитие?

Посмотрите на экран. Юля, прочитай, пожалуйста.

 (темповое развитие).

Сегодня на уроке у нас  будет много примеров послушать и  поговорить о развитии  музыки.

Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда  Грига при помощи динамики и темпа.

Познакомьтесь, композитор  Э. Григ.

 (портрет + И.Ф. и годы жизни.)

Э. Григ родился и жил  на севере, в Норвегии. Эта страна находится  у Северного моря. В ней много морских  заливов, гор, скал,  снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

Э. Григ сочил музыку к  драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Комедия-это, когда смешно, драма, когда грустно.

Музыка  рассказывает историю о юноше, который покинул родной  дом и  отправился путешествовать в дальние страны в поисках    счастья.

Звали его - Пер, фамилия  - Гюнт.

Было ему тогда всего лишь 20 лет.

Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

- Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

 -У гномов такая музыка может быть? Вспомните  м/ф «Белоснежка» (гномы веселые, добрые).

- А у нас музыка добрая?  Злая.

- А в пустыне? В пустыне жара, зной. Тоже нет.

Правильно, Пер попал в пещеру горного короля,  к злым существам, в подземное царство троллей.

 Музыка так и называется «В пещере горного короля».

Опишите внешность троллей  по музыке.

Глаза, каким цветом, зубы, уши, волосы, нос?

Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

- Что стали делать тролли?

Покажите жестами (играю).

- Что?      

- А почему подкрадываются?

- Как музыка звучала?  (настороженно, тихо,   таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?

Слушайте музыку и  покажите жестами

- Что произошло?

- Как в музыке это показано?  

(музыка стала звучать быстрее и громче.)

- А тролли сейчас приближались  или  удалялись?

- Что это изменилось в музыке?

(темп и динамика)

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

Когда тролли подкрались к Перу, то  увидели что это человек и обрадовались.

Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

  Послушаем музыку, что стали делать тролли?

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

- Как изменилась  музыка?  Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?)

 (стала очень громкая и быстрая)

- Что это в музыке изменилось?

 (динамика и темп)

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

 Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер  стал отбиваться и в самом конце звучит…   (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.

Как много нам музыка рассказала.

-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

- Какое? (динамическое  развитие). Динамика изменялась,

мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного  до очень быстрого, стремительного.

Обратите внимание на экран, прочитайте про себя:

Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.

Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Читаю стихотворение  Г. Алексеева, при этом обращаюсь к любому ребенку и  беру его за руку:

       Протяни руку и на твою  ладонь

        Упадет дождевая капля.

       Протяни руку и на твою ладонь

        Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.

       Только протяни руку и к тебе на ладонь

        Опустится райская птица.

       Протяни же руку, чего ты стесняешься?

       Ты же не нищий.

       Постой минуту с протянутой рукой

       И кто-то положит тебе на ладонь

       Свое пылкое, восторженное сердце.

       А если положат камень?

      Не обижайся, будь великодушным.

- Протяните руки.

Посмотрите на экран, что это за жест?

Это же жест мольбы, просьбы.

Он её бросил, камень ей положил, а она всё-равно его любит и  столько много  времени продолжает ждать.

Великодушная. Будьте великодушны.

Что она делает? Просит, чтобы он вернулся, надеется, ждет его.

 И все  время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.

- Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда можно услышать и понять музыку.    

                                    Слушание музыки.

- Какое настроение у Сольвейг было?

- Всегда такое? Музыка менялась?

- Какая стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они  с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

-Еще какая стала? (быстрая).

 - Что изменилось в музыке?

- Когда грустила, темп был…? Маша: медленный.

- А  когда думала о хорошем…? Аня: быстрый.            

- Какое еще развитие  в музыке было?  Что изменялось?

- Динамика изменялась?

Вначале?  (наиграть)        

А дальше?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?

Динамическое, темповое.

Посмотрите на экран, прочитайте глазками.  

 (динамическое развитие - когда изменяется динамика)

 (темповое развитие - когда изменяется темп)

-Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например?

Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все-равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.

И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало?

Когда человек  один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это счастье?

Давайте мы  с вами тоже все возьмемся за руки

Все-все (самой подойти и взять детей за руки)

Мы  тоже стали вместе.

-Это счастье?

А что такое для вас счастье?

???    Д/з      Подумайте дома, что такое счастье и  как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке покажете свои работы, рисунки нарисуете или напишете.

- Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было?

Чуть-чуть или много?

Покажите сколько.

- А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся.

А сейчас еще раз вдохнем и  тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс,  давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило.

Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит,

Чтобы они тоже стали счастливыми.

Спасибо, ребята, что вы такие великодушные.

Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы  и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

Спасибо вам.

        Каждый счастье понимает по- своему.

        У каждого оно свое.    

        Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.

        -Какие?

        Ну, хотя бы музыка.

Музыка помогает быть счастливым.

- А если мы сейчас  все вместе исполним песню, это будет  для  вас счастьем?

- И для меня тоже.

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню

«Дорога добра».

В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди  дорогою добра».

- Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

Если один человек всегда  старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы?

- Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Если кто- то забыл слова, смотрите текст на экране.

Спасибо, ребята.  Мне очень понравилось, как вы сейчас исполнили песню и  спасибо гостям, что нам помогли. Я думаю, что после такого исполнения никто из тех, кто находится в нашем классе, не захочет идти дорогой зла.

До свидания.  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »

Тема: «Знакомство с отрезком и его построение при помощи линейки »...

Электронное пособие в помощь учителю музыки при изучении темы"Развитие музыки"

Данное пособие расчитано на 3 класс, III четверть по теме "Развитие музыки", в которое вошли следующие разделы:Знакомство с понятием и видами музыкального развитияТворчество С. С. ПрокофьеваСимфоничес...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Информационная карта позитивного педагогического опыта по теме: "Развития творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, отсюда-проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. ...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...

Консультация учителя - логопеда Синявской А.И. по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера.

Материалпредставляетт собой электронную презентацию по теме: Развитие фонематического восприятия у младших школьников с помощью нейрологопедического тренажера. Материал предназначен для учителей ...