Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность"
методическая разработка (музыка, 1 класс) по теме

Крюков Анатолий Хпарлампиевич

Методическая разработка "Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность" написана, как методический материал, рекомендующий педагогу учитывать возрастные и личностные особенности детей в их музыкальном воспитании. В разработке даны возрастные характеристики ребенка, которые необходимо учитывать в работе. Здесь же поставлены задачи, которые необходимо решать педагогу в процессе музыкального воспитания ребенка и формирования его, как личности. Для полноценной работы педагога в разработке приведены виды музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл att.docx33.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации муниципального образования

город-курорт Геленджик

Краснодарского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Методическая разработка

Музыкальное воспитание ребенка и формирование его как личность

Педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ А.Х.Крюков

г. Геленджик

2013 г.

Оглавление

1. Введение

2. Проявление музыкальных способностей в детстве.

2.1 Место музыкального воспитания во всестороннем развитии ребенка.

2.2 Влияние музыки на занятиях.

3. Музыка и нравственный облик ребенка. Влияние музыки на интеллектуальное развитие ребёнка.

3.1 Задачи музыкального воспитания при формировании личности ребенка.

3.2 Виды музыкального воспитания ребенка.

4. Заключение


  1. Введение

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них» В.Г. Белинский.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, а так же выражает удивительную возможность отобразить переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет на  формирование личности ребенка всю жизнь потому, что представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека.

Во все времена музыкальные произведения отражали исторические события. Так, во время Великой Отечественной Войны родилась одна из лучших песен – «Священная война» А.Александрова. Она объединила  людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного музыкального языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.

Художественные произведения, выражающие глубокие чувства человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетические струны души, становятся источником и средством воспитания.

Особенность влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык», выражающий яркую мелодию, гармонию,  ритм, а так же мироощущение, свое отношение к себе,  окружающему миру.    

           Музыка не способна воздействовать на всех слушателей с одной силой. По – своему проявляя интерес и увлечение музыкой, ребёнок отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, и их завершение. Восприятия ребёнком должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учить постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно формируя музыкальный вкус, у детей возникает потребность постоянного общения с музыкой. Художественно-эмоциональный настрой и сопереживание у них становятся более тонкими и разнообразными.

В наш век расцвета технических средств музыка получила невероятное звучание. Она звучит по радио, телевидению, на концертах и влияет на взрослых, молодежь, детей, школьников не одинаково и соответственно, формирует личность человека по-разному.  

Дети, как правило, очень восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте ребёнок отличает музыку от окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии,  прислушивается к ней, реагирует на неё улыбкой, отдельными движениями, проявляет оживление.

Дети старшего возраста способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Они понимают, когда от них требуют спеть звук высокий, низкий, понимают характер музыки: весёлая она или грустная, понимают, как надо двигаться под музыку: спокойно или  подвижно.

К шести семи годам складываются такие музыкальные интересы, появляются художественный  вкус, способность дать характеристику произведениям, их исполнителям. И для того, что бы научиться понимать прекрасное, необходим длинный путь накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущение, необходимы развития эмоциональных и познавательных интересов.

Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои интересы, потребности, свои фантазии.

Процесс влияния музыки на формирование личности ребёнка тесно взаимосвязано с процессом обучения.

          Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному: колыбельной песне, блестящей игрушке, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивы» рано входит в жизнь ребенка. С первого года жизни он слышат от матери песню, сказку, рассматривает картинки; одновременно с действительностью искусство для него становится источником радостных переживаний. На личность ребенка и его формирование влияет эстетическое восприятие, оно действительно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Прекрасное воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие её становится эстетическим только тогда, когда она эмоционально окрашена, сопряжено с определённым отношением к нему.

В формировании эстетического вкуса на личность детей, большая роль принадлежит обучению музыке. На занятиях детей знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности ребёнка.

2. Проявление музыкальных способностей в детстве

2.1. Место музыкального воспитания во всестороннем развитии ребенка.

Музыка вошла в жизнь человека и в горе, и в радости, в труде, и в  отдыхе. Она так полно вошла в жизнь человека, что её принимают как нечто должное: как воздух, которым дышат не задумываясь. Насколько бы беднее стал мир, если бы лишился прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Всё то, что получает ребенок в период младшего возраста, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в этот период жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, проявляются его интересы и способности. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Известно, что музыкальные способности проявляются раньше многих других человеческих способностей. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Но когда раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения.

Установлено, что ребенок способен различать звуки по их высоте уже впервые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех людей, которые стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно охватывать всех детей и гармонично развивать их.

Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации умственной деятельности повышает его жизненный тонус. Музыка объединяет детей общим переживанием, становится средством общения между ними.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития, как личности. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, заложенных в произведениях, ребенок входит в образы, верит им и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою.

Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне: совершенствуется его физический облик, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой аппарат

Ребенок, чувствующий характер, настроение музыкального произведения, сопереживает услышанному, проявляет эмоциональное отношение, понимает музыкальный образ, отличает хорошее от плохого, и, соответственно, приобщается к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные произведения.

В процессе обучения музыка влияет на разностороннее формирование личности ребенка и благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным воспитанием, оказывает большое влияние на умственное и физическое развитие ребёнка.

Гармоничность музыкального воспитание на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы музыкальной деятельности детей.

2.2 Влияние музыки на занятиях

Основная форма образовательной работы с детьми  -  музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание детей, осуществляется формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игру на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально дидактические игры, подвижные игры, хороводы, и обеспечивая тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств на формирование личности ребенка. Объединяют детей общими радостными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях.

Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитание личности ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги логопеды используют пение в лечение заикания), что способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.

Занятие музыкальными и ритмичными  упражнениями, основанными на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию движений, формируют выработку, четкость ходьбы и легкость бега.

Влияние музыки в различных видах деятельности детей должна найти применение благодаря активной организации деятельности педагога в формирование личности ребенка.

3. Музыки и нравственный облик ребенка. Влияние музыки на интеллектуальное развитие ребёнка.

Музыка непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор. Разнообразные чувства, возникающие во время  восприятия музыки, обогащают переживания детей и наполняют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Общее воодушевление и радостное исполнение активизирует робких и нерешительных детей. Такому ребенку можно предложить помощь товарищей, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияет на общую культуру поведения ребёнка. Чередование различных видов деятельности (пение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движение под музыку и т.д.), требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий.

Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Во время работы дети прислушиваются к звучанию, сравнивают различные звуки, знакомятся с их выразительными свойствами, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер произведения.

3.1 Задачи музыкально воспитания формирование личности ребенка

Основная задача формирования личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, его интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Задачи музыкального воспитания, формирования личности ребенка, подчинённые общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строящиеся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей детей.

Воспитывать любовь к музыке - задача, решающаяся путём развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

Научить обобщать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, важная задача педагога.

Ознакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

Немаловажным для педагога, является не только воспитание чувства ритма, формировать певческий голос у детей, но и музыкальному вкусу на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

В процессе обучения важно развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в хороводах, импровизации несложные песни, сочинении попевок.

Музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном становлении ребёнка, в формировании личности ребенка. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение педагога донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственная задача в процессе воспитания.

Теория и практика музыкального воспитания в образовательных учреждениях показала, что эти задачи можно выполнить при определенных условиях, и в первую очередь, когда этим процессом руководит педагог, профессионально подготовленный, творческий, находящийся в состоянии своих педагогических исканий, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

3.2 Виды музыкального воспитания ребенка

С каждым годом всё больше детей получают систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет и повышает музыкальный кругозор, усиливает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Музыка напевного характера, например, колыбельная, улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у детей умиротворяющее настроение, внутреннюю  сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно необходимо легковозбудимым детям с неустойчивой психической системой. Систематическое слушание музыки помогает детям лучше понимать и любить её, особенно в старшем возрасте.

Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него.

Влияние музыкального произведения на детей должно быть художественным, мелодичным, доставлять им наслаждение своей красотой, будь она вокальной или инструментальной. Кроме того, музыка должна передавать детям чувства, настроение, мысли, конечно же, доступные их возрасту.

Объем детского внимания, как правило, не велик. Поэтому для слушания необходимо подбирать небольшие по объему произведения, с яркой мелодией, несложной гармонии, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. А вот для слушания вокальной музыки подбирают более трудные песни, чем, те, которые исполняют сами дети.

Пение это основное средство музыкального воспитания, которое влияет на личность ребенка. Оно наиболее близко и знакомо детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

В процессе пения у детей развивается музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие детей новыми представлениями. Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть даже ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

4. Заключение

Приход ребёнка в начальную школу — это изменение режима повседневной жизни, изменение психологии в связи с необходимостью ответственного отношения к школьному процессу обучения, изменение нравственно-воспитательного климата, когда ребёнок на новом уровне продолжает постигать веками накопленный опыт духовного становления.
        К актуальной проблеме социальной действительности относится процесс музыкального воспитания, ибо начальная школа является фундаментом дальнейшего отношения человека к музыкальному искусству, к духовной культуре в целом, к тому прекрасному «океану музыки», который создавался веками мастерами музыкального искусства.
         Невозможно не затронуть такой вопрос, как особенности музыкальной работы специалистов и учителей начальных классов с младшими школьниками. Если у специалистов-педагогов имеется большой профессиональный музыкальный багаж, позволяющий основательно решать проблемы музыкальной педагогики в основной школе, то у учителей начальных классов должно ещё быть глубокое профессиональное знание психологии младшего школьника, понимание его индивидуальных позитивных и негативных личностных особенностей.

Литература:

1. Алиев Ю Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. М.: Педагогика, 1998. – 138 с.

2. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка. / Музыкальное воспитание в школе. М.: Педагогика, 1985. – 57 с.

3. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. / Избранные статьи о музыкальном просвещении в образовании. М.: Педагогика, 1986. – 86 с.

4. Гартман Н. Эстетика. М.: Просвещение, 1988. - 284с.

5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2000. – 304 с.

6. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе.//Искусство и школа. М., 1981.- 197 с.
Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Оренбург: ООИПКРО, 2001. – 240 с.

7. Кон И.С. Социология личности. М.: Педагогика, 1957. - 387 с.

8. Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. Астрахань: Астраханский пед. ун-т, 2001. – 166 с.

9. Никологорская Г. Музыка и нравственное воспитание//Искусство и школа. М., 1981.- 197 с.
10. Философский словарь М.: Наука, 1983. - 763 с.

11. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта – Наука, 1998. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности ребенка посредством формирования общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе

Материал опубликованный в данной статье отработан на практике и имеет стабильные положительные результаты....

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Сегодня в нашей стране очень много говориться о развитии патриотизма. Но те, кто работают с младшими школьниками, хорошо знают, насколько трудно сформировать у 7-10- летних детей хоть какое-то предста...

Общешкольное родительское собрание «Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся»

Общешкольное родительское собрание«Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся» ХОД СОБРАНИЯI.   Вступительная часть...

Статья "Эстетическое воспитание ребенка и формирование его основ"

laquo;Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды» - Иммануил Кант.  Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и бо...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...