Конспекты уроков по предмету музыка 1-4 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

*

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспекты уроков по предмету музыка 1-4 классы


Актуальность изучения требований ФГООС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе.

В результате изучения требований ФГООС уроки музыки предоставят детям возможность реализовывать свой творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве, открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, развивать интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Фундаментом является овладение универсальными учебными действия.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе по предмету «музыка».


Конспект урока. 1 класс.

Раздел «Музыка вокруг нас».

Тема: «Разыграй песню».

Решаемые проблемы: 

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии исполнении музыкальных произведений. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.

Цели: 

Формировать умения: анализировать музыкальные и речевые интонации; инсценировать музыкальные образы песен.

Понятия: 

мелодия, фраза, характер.

Предметный результат: 

Научится сравнивать музыкальные и речевые интонации , выразительно исполнять песни.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Личностные результаты: 

становление  эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности ;развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

        Сегодня урок мы посвятим только одной песне – «Почему медведь зимой спит» композитор Л.Книппер, слова А.Коваленкова.

Тема урока «Разыграй песню».

Откройте страницу учебника 32.

Слайд 1. (Картинки с изображением медведя, лисицы).

Познавательные УУД.

Внимательно прочитайте текст и постарайтесь ответить на вопросы.

Слайд 2. (Вопросы).

О чем повествуется в песне?

Обратите внимание, что происходит в каждом куплете?

( 1-й куплет. Сначала медведь спокойно идет домой.

2-й куплет. Лисица подняла крики и шум.

3-й куплет. Опять спокойно, потому что медведь спит).

-В песне четко прослеживаются три части: покой, шум, крик – покой.

Какие характеры у персонажей?

Кто стоит за образами животных? (Люди).

Какая главная идея стихотворного текста?

(В песне мы узнали, почему медведь зимой спит).

 -А что вам напоминает содержание текста, это то, что вы любите перед сном?

(Сказка).

-Есть такие сказки-разъяснения, они разъясняют какое-то событие, факты.

-Для того чтобы лучше понять образы медведя и лисы,

давайте придумаем с вами предысторию этих событий.

Представим себя писателями.

Начнем сказку так, как начинаются русские народные сказки.

Я начну, а вы продолжите.

«Жил-был медведь. Раньше зимой он никогда не спал...»

Примерные вопросы: Какой характер был у медведя? (Спокойный).

Что любил делать медведь? (Гулять по лесу, ходить в гости).

Откуда он шел домой? (Он был у друга, родных).

Что делала лиса на мосту? (Выслеживала мышей).

Какой характер у лисы? (Капризный, скандальный)

Вы, также как и композиторы, прежде чем сочинить мелодию, внимательно прочитали стихотворение, проанализировали его.

Послушайте, как композитор Л. Книппер себе это представил.

Исполнение песни учителем.

Познавательные УУД.

Разучивание песни.

1-й куплет.

1-4 строки. О чем рассказывается в тексте? (Медведь спокойно идет домой).

. Что вы видите  в графической записи мелодии первых 4-х строк?

(Скачки, плавное движение, повторность фраз, ритма).

-Здесь мелодия четко делится на две фразы с повторением.

Споем и покажем рукой движение мелодии (пластическое интонирование).

5-6 строки. Что мы узнаем из текста? (Повторяется действие – медведь идет).

-Как движется мелодия? (Мелодия повторяется).

Споем и покажем рукой движение мелодии (пластическое интонирование).

7-8 строки. Что происходит в этих строках? (Медведь наступил лисе на хвост).

-Это – кульминация 1-го куплета. А как композитор выразил это в музыке?

Послушайте еще раз, как композитор выражает кульминацию (исполнение учителя).

(В мелодии – пауза, изменяется ритм).

Споем и покажем рукой движение мелодии (пластическое интонирование).

Регулятивные УУД,

Закройте ушко и проконтролируйте свое исполнение, если считаете нужным,  в следующий раз исправьте свои недочеты.

Закрепление и повторение 1-го куплета песни.

Познавательные УУД.

Перейдем к разбору 2-го куплета (задание на странице 33).

1-2 строки. В каком характере надо исполнять эти строки? (Грозно).

Нарисуйте в воздухе мелодическую линию, исполните это.

3-4 строки. С каким настроением нужно петь эту фразу? (Испуганно).

Исполните фразу в характере, графически показывая движение мелодии.

5-6 строки. Как будете исполнять фразу? (Весело).

-7-8 строки спойте назидательно, как указано в учебнике.

Регулятивные УУД.

Закрепление и исполнение 2-го куплета – самоконтроль.

.-3-й куплет мы уже с вами разбирали, в каком характере он должен быть исполнен? (Спокойно).

Исполнение куплета – самоконтроль.

А теперь исполним всю песню в нужном характере. Исполнение песни – самоконтроль.

Коммуникативные УУД.

Класс делится на две группы.

Каждая группа выполняет задание: разыграть песню – придумать движения, изобразить персонажей, исполнять в характере. Оценку ставят слушатели – другая группа. Поощрительный приз – лучшая группа исполнит песню на школьном новогоднем празднике.

Вариант драматизации песни.

1-й куплет.

1-6 строки. Дети идут по кругу, изображая походку медведя. «Медведь» идет в круге.

7-8 строка – В круг входит «лисица». «Медведь» наступает ей на ногу – топает ногой.

2-й куплет.

  1. строка. Ладони рук - на голове, голова немного покачивается.
  2. 2-я строка. Руки вытянуты над головой – изображаем лес.
  3. 4 строки. Руки как-бы обнимают сосну, небольшие вертикальные движения рук показывают, что медведь лезет по дереву.

5-я строка. Правая рука выдвигается вперед – показываем на дятла. «Дятел входит в круг.

6-я строка. Левая рука делает круговые движения – показывает, как дятел конопатил домик. «Дятел» делает движения вместе со всеми.

7-я строка .Правая рука «назидательно» учит – указательный пальчик.

8-я строка. Левая рука выдвигается вперед – горизонтальное движение.

«Дятел» солирует и делает движения вместе со всеми.

3-й куплет

1-я строка. Руки выдвигаем вперед - показываем на медведя.

2-я строка. «Назидаем» правой рукой.

3-я строка. Правая рука выдвигается  - делает горизонтальные движения.

4-я строка. Левая рука выдвигается – делает горизонтальные движения.

5-я строка. Ладошки вместе под правую щеку, головка наклонена – медведь спит.

6-я строка. Ладошки вместе под левую щеку, головка наклонена влево.

7-8 строки. Руки выдвигаются вперед – изображаем, что медведь доволен.

«Медведь» в этом куплете делает те же движения, что и все.

Выполнение задания каждой группой.

Подведение итогов урока, оценивание.

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок на песню или слепить персонажей песни.


Конспект урока. 2 класс.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: Плясовые наигрыши.

Решаемые проблемы: 

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических импровизаций на тексты народных песенок. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно инструментальные наигрыши.

Цели: 

Формирование умения следить за музыкальным развитием, реализация творческого потенциала, выраженная в сочинении мелодии, ансамблевого музицирования.

Понятия: 

пляска, наигрыш, вариация, мотив.

Предметный результат: 

Научится  узнавать тембры русских народных инструментов; сочинять мелодии, ритмические, пластические импровизации на тексты народных песенок.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Личностные результаты: 

любовь к Родине, приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским традициям, ценностям русской семьи, воспитание доброты.

Слайд 1. Стихотворение Г. Серебрякова «Ты, откуда, русская, зародилась музыка?»

  1. Организация начала урока.

Музыкальное приветствие.

2.Формулирование целей урока.

Слайды  2-4. Картинки, фотографии с изображением русских народных инструментов, оркестра русских народных инструментов, предметами прикладного искусства.

        Тема урока «Плясовые наигрыши».

Регулятивные УУД.

-Закройте глаза, представьте, что вы в концертном зале, и откройте глаза, когда музыка закончится.

Слушание: «Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни.

 Вы хорошо слушали это произведение? Каждый пусть поставит себе оценку за слушание. А теперь я проверю, насколько внимательно вы прослушали музыку, ответьте мне на вопросы.

Познавательные УУД.

-Кто исполняет это произведение (солисты, хор, оркестр)?

-Какой состав оркестра? (Оркестр русских народных инструментов).

-К какому жанру можно отнести это произведение? (Песня, хотя слов нет).

-Давайте споем мелодию, чтобы вам точнее ответить на вопрос. (Учитель сопровождает пение детей игрой на фортепиано).

-Почему вы решили, что прозвучала песня? (Мелодия напевная, но хочется танцевать.)

-Как вы думаете, это танец одного человека? (Танцует много людей).

-Что их объединяет? (Общее настроение, чувства).

-Какие это чувства? (Радость, веселье).

-Когда это бывает? (Когда праздник).

-Действительно, это веселая песня шуточного характера «Светит месяц».

-Обратимся к учебнику. Соответствуют ли фотографии на страницах 55 56 настроению и чувствам этого произведения? Что главное в пляске? (Движение).

Знакомство с понятиями: пляска, наигрыш.

Слайд 5-6.(Определение понятий: пляска, наигрыш).

-Еще раз прослушайте это произведение и придумайте характерные движения.

Слушание музыки и выбор движений.

Закрепление движений под музыку.

Регулятивные УУД.

Задание 1 Составление исполнительского плана.

-Теперь обратите внимание на инструменты, которые звучат. Во время слушания напишите на листочке заглавную букву услышанного инструмента (балалайка – б. и т.д.); оцените себя.

Задание 2 .Проследите мелодию, повторяется она или изменяется?

Слушание музыки.

Знакомство с понятием «вариация».

-Произведение так и называется – вариации на русскую народную песню «Светит месяц».

Слайд 7. (Определение понятия «вариация»).

-Представьте, что вы музыканты детского оркестра. Назовите инструменты, которые бы подчеркнули характер этого произведения?

Ваши инструменты: ложки, бубен, руки, ноги. В учебнике на странице 56 вы видите ритмическую партитуру. Что характерно для любого танца?  (Четкий ритм).

Чем отличается партия бубна?  (Бубен выделяет только 1-ю долю, а это важно для танца).

Слайд 8 (Определение понятий: такт, тактовая черта).

-Повторение понятий: такт, тактовая черта.

-Анализ и разучивание каждой партии.

Коммуникативные УУД.

Класс делится на три группы для исполнения ритмической партитуры (сначала-только дети, затем вместе с учителем).

Задание повышенного уровня (стр.57) – исполнить ритмическое сопровождение, изменяя его при повторении.

Слад 9. Картинки с изображением русской избы, мамы, укачивающей люльку с ребенком.

Познавательные УУД.

Внимательно прочитайте стишок на странице 65. Каково настроение этого текста?

-Почему именно ласково, нежно? (Потому, что это колыбельная песня)

-Какая цель колыбельной песни? (Чтобы ребенок уснул).

-Ребенок не заснет, если слова, интонация речи будет грубая.

-А кто обращается к котику? (Мама).

Раньше в русских семьях не только мамы укладывали ребенка спать, но и няньки, специально приглашенные, старшие сестры, бабушки. У мамы в русской семье было всегда много забот: дом, огород, уход за скотиной. И без помощи детей, бабушек невозможно было со всем управиться. Дети в семье вырастали трудолюбивыми.

А почему именно котика звали укачать ребенка?

Котик любит поспать, и русские люди верили, что коты приносят сон. Поэтому прежде чем положить ребенка в люльку, сажали туда котика. Еще он ласково мурлычет и это тоже навевает сон. К котику обращаются во многих русских колыбельных песнях.

Познавательные УУД.

-А теперь поиграем в композиторов. Ваша задача – сочинить песенку на слова этого стишка. Если цель колыбельной, чтобы ребенок заснул, то какой должен быть мотив мелодии? Она может быть со скачками? (Мелодия должна быть плавная, напевная).

-Какой должен быть ритм колыбельной? Возможен  ритм марша или танца?

-Каким должен быть ритм, что для него должно быть характерно? (Ритм – спокойный, может повторяться, чтобы укачать ребенка).

-Посмотрите на страницу учебника 65.Рядом с текстом дана мелодия. Определите направление мелодии. А теперь покажите движение мелодии рукой. Давайте проговорим текст, опираясь на движение мелодии.

-А как изобразить, что мы качаем люльку? На что похоже это движение? (На дирижирование на «два»)

А какие народные инструменты вы выбрали бы, чтобы исполнить колыбельную?

Могут быть такие инструменты как бубен, ложки, свистулька, балалайка?

 (Свирель, потому что ее звучание нежное, а другие инструменты, наоборот, разбудят ребенка).

Регулятивные УУД.

-Творческое задание: Закройте глаза, можно даже ушки, чтобы полностью погрузиться в этот процесс. Сочините свою мелодию на данный стишок, учитывая анализ, который мы с вами сделали. Мелодию сочиняйте своим внутренним голосом. Сами поставьте себе оценку.

Коммуникативные УУД.

После выполнения задания – учитель выбирает три самых лучших варианта мелодии.

Этим ученикам-композиторам предложить разучить свой вариант со своей группой.

Исполнение должно быть выразительным, в характере песни.

Каждая группа оценивается двумя остальными группами.

Лучший вариант может быть исполнен всеми (возможно на следующем уроке).

А лучшему композитору вручить грамоту – «лучший композитор класса».

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Домашнее задание:1. Нарисовать рисунок на колыбельную песню.

  1. Сочинить текст колыбельной песенки (возможно и мелодию).

Спеть колыбельную песню, которую вы сами сочинили или вариант, своим братьям и сестренкам


Конспект урока. 3 класс.

Раздел «Россия - Родина моя».

Тема «Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева».

Решаемые проблемы:

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Цели: 

Формирование умений следить за развитием музыкального образа, усвоение нотной грамоты и знаний о средствах музыкальной выразительности.

Понятия: 

кантата, набат, вступление, трехчастная форма.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметный результат:

Научится выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; эмоционально исполнять музыкальные произведения разных жанров; петь мелодии по нотной записи, выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Личностные результаты:

Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение ее истории, культурных и исторических памятников.

Формирование образа идеала русского человека (на примере святого благоверного князя Александра Невского).

 План урока.

  1. Организация начала урока.
  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевка.

Формулирование целей урока.

Слайд 1, Слайд 2. (М. Нестеров «Александр Невский». П. Корин. Триптих «Александр Невский).

Сегодня урок посвятим кантате «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Вам уже знакомо имя этого великого полководца и святого земли Русской – Александра Невского.

-У вас в учебнике на странице 16 17 два образа Александра Невского -  на иконе и на картине В. Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (картина украшает вход в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца).

Сравните эти два образа.

(На иконе святой Александр Невский изображен смиренным, голова его склонилась в поклонении Богу, лик его серьезен и сосредоточен, правая рука

на груди-знак смирения).

(НА картине В. Присекина образ князя-иной. А, Невский – в центре битвы на белом коне с мечом в правой руке. Здесь он мужественный, смелый, решительный. Взор его устремлен вперед, вдаль).

Все эти качества – смирение, поклонение Богу, мужественность, а также дипломатический талант, мудрость правления-грани души

 выдающейся личности – святого А.Невского, полководца и правителя земли русской.

Образ Александра Невского всегда вдохновлял художников, писателей, режиссеров, композиторов на творчество. С. С. Прокофьев написал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»в 1938году. А потом так увлекся этим образом, что создал кантату «Александр Невский», используя музыку к кинофильму.

Давайте посмотрим кадры из этого знаменитого фильма, окунемся в эту историческую эпоху.

Просмотр эпизодов фильма.

Слайд.3.(Определение понятия «кантата»).

-А теперь обратимся к кантате. На странице учебника 16 познакомьтесь с понятием «кантата». Запишите его в словарик в рабочую тетрадь (стр. 32).

Послушайте 4-ю часть кантаты «Вставайте, люди русские», затем ответьте на вопросы.

Регулятивные УУД.

Впечатлила вас эта музыка? Почему? (Она яркая, захватывает).

Каково главное содержание этой части? (Призыв, любовь к Родине, тревога за ее судьбу).

Какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Хочется встать и пойти вместе со всеми защищать Родину.)

-Эта музыка действительно поднимает, вдохновляет людей! У музыки есть это свойство – поднимать людей!

Слайд 4. (Портрет С. С. Прокофьева).

        С. С. Прокофьев – гениальный композитор, только тот, кто любит свою Родину – Россию, мог написать такую музыку. И факты биографии С. С. Прокофьева нам это подтверждают. После революции композитор находился в Европе, жил в Париже. У С. С. Прокофьева там была слава, признание, благополучная жизнь, несмотря на это, он все-таки вернулся в Россию, потому что любил ее.

        Вернемся к музыке.

Сколько в этой части ярко выраженных частей? (Три части).

Какие части повторяются? (1-я и 3-я).

Как называется такая форма? (Трехчастная.)

Подумайте, почему композитор применил именно трехчастную форму?

(Он повторяет части, чтобы еще раз прозвучал призыв, чтобы народ поднялся).

Какие жанровые черты слышны в 1-й и 3-й частях? (Черты марша).

Познавательные УУД.

Обратимся к учебнику, страница 17: верхняя нотная строчка-мелодия 1-й части.

А теперь сами придумайте вопросы к анализу мелодии 1-й части кантаты. В этом  вам поможет «Волшебный цветик-семицветик» в рабочей тетради на странице 8.

(Ученики сами анализируют мелодию 1-й части).

Разучивание первой темы хора. Обратить внимание на энергию ритма, акцент на первой и третьей доле такта, на энергичный, призывный характер.

  1. Исполнение мелодии по нотам.
  2. Исполнение мелодии с текстом в энергичном характере.

Перейдем к мелодии 2-й части кантаты, нотная запись мелодии на стр. 17.

Мелодия прерывается паузами или она тянется? (мелодия тянется).

Каков характер мелодии? (Лирический).

Уместны ли слова – определения: нежно, ласково к этому лирическому характеру?

(Нет, в этой мелодии есть тоже сила).

Как вы думаете, почему эту тему исполняют женские голоса? (Потому, что это образ матерей, женщин, которые ждут сына, мужа, ушедших защищать землю. Это – образ Родины).

Какие жанровые черты в ней слышны? (Черты русской народной песни).

Если это - образ Родины - Руси, что вы можете себе представить? (Поля, простор, леса).

Каким движением можно показать эти просторы, поля, леса? (Горизонтальным движением руки).

-Давайте пропоем мелодию про себя, показывая рукой фразировку, ведь внутреннее наполнение в ней  «тягучее» - и в тоже время рука покажет «русский простор».

Регулятивные УУД.

1. Исполнение «про себя» с движением руки (пластическое интонирование; самоконтроль).

2. Исполнение со словами с движением руки в характере (пластическое интонирование; самоконтроль).

Регулятивные УУД

Вернемся к самому началу, послушайте вступление и затем ответьте на вопросы.

Слушание вступления.

1.Что вы услышали во вступлении? (Колокольный звон).

Знакомство с понятием «набат».

Слайд 5.(Определение «понятия» набат»).

2.Этот звон звучит привычно?

Еще раз прослушайте вступление и постарайтесь движением руки исполнить партию колокола.

Исполнение с движением под музыку.

Обратите внимание: ритмическое движение мелодии – ровное,  а в оркестре – неожиданные акценты?

Какой характер придают эти акценты? (Тревогу).

Предлагаю исполнить партию колокола на треугольнике.

Разучивание партии на треугольнике.

Исполнение 1-й части хором с движением (бить в колокол) и с колокольчиком.

Коммуникативные УУД.

Разделить класс на две группы.

Задание. Придумать свой вариант и  исполнить.

Вариант исполнительского плана.

1-я часть. Исполнение партии колокола.

2-я часть. Исполнение всем классом.

3-я часть. Исполнение партии колокола.

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Домашняя работа: 1.Выполнить задания 3-4 (стр.17).

2. Нарисовать рисунок на хор «Вставайте, люди русские».


Конспект урока. 4 класс.

Раздел «В концертном зале».

Тема: Годы странствий.

Решаемые проблемы:

Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Передавать в пении, музыкально-пластическом движении образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Корректировать собственное исполнение.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Цели: 

Формирование умения анализировать музыкальные произведения разных жанров, выразительно исполнять их, применяя пластические движения.

Личностные результаты:

Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, уважение истории и культуры разных стран, развитие толерантности. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные: 

целеполагание, планирование, учебные действия, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

Общеучебные, логические.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Понятия:

Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра.

Предметный результат:

Научится определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению;

 наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; пользоваться соответствующей терминологией; выразительно исполнять сочинения разных стилей и жанров.

Личностные результаты:

План урока.

  1. Организация начала урока.
  2. Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.
  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевка. (Она необходима, так как исполнение «Венецианской ночи» М. И. Глинки требует хорошего распевания, легкости звучания, не форсирования высоких нот).
  3. Формулирование целей урока.
  4. Слайд 1, слайд 2 .(Портреты композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский).

-Тема урока «Годы странствий»

Регулятивные УУД.

-Скажите, чьи портреты вы видите на экране? Какие произведения этих композиторов вы знаете?

Ответы запишите в тетради, за каждый ответ поставьте себе плюс (минус). После проверки поставьте себе оценку, а в конце урока я выставлю оценки в журнал.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этих великих русских композиторов, у нас будет урок-путешествие.

Познавательные УУД.

. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте 1-й абзац, что нового вы узнали?

Действительно, русские композиторы всегда были очень открытыми для восприятия и понимания музыки других стран и народов, это всегда обогащало их творчество.

М. И. Глинка неоднократно бывал за границей в странах Европы. И он не только там путешествовал, композитор там учился. Ведь первая консерватория в России открылась в 1862 году, после смерти М. И. Глинки. Только в Европе можно было получить хорошее музыкальное профессиональное образование, к чему так стремился композитор и учился у лучших европейских педагогов.

Первое путешествие мы совершим в Италию. Может кто-то из вас был в Италии, что вы знаете об этой стране?

Слайды 3-5. (Картинки с видами Италии).

Познавательные УУД.

Прочитайте следующие абзацы. Выделите главное в тексте.

Знакомство с понятиями «баркарола», «бельканто», повторение понятия «романс».

Слайд 6.(Определение понятий: «баркарола», «бельканто», «романс»).

Интересно то, что М. И. Глинка тоже обучался бельканто в Италии, любил петь. И позже в России преподавал в Смольном институте благородных девиц вокал. Композитор «изнутри» понимал, что такое пение, отчасти и поэтому его вокальные произведения очень мелодичны, удобны для исполнения.

Давайте вспомним замечательный романс-баркаролу. К какой образной сфере  относится это произведение? (Музыкальный пейзаж, картина ночи).

Какое чувство хотел композитор выразить в баркароле? (Радость, волнение, трепет).

Обратите внимание, есть ли в мелодии «Венецианской ночи» паузы?

Как вы думаете, почему Глинка не прерывает мелодию паузами?

(Глинка хотел показать этим непрерывное течение реки, «разлитой ночи»).

Какими движениями руки вы можете передать это «непрерывное течение»?

(Горизонтальное, непрерывное движение руки; круговое движение).

Попробуем исполнить 1-й куплет с движениями.

Каким должно быть звучание, чтобы передать эти краски ночи, то, что хотел изобразить в романсе М. И, Глинка?

(Звучание должно быть легким, трепетным).

Регулятивные УУД.

Во время исполнения контролируйте себя, чтобы ваше звучание было легким, не форсируйте верхние звуки, передайте это состояние трепета и радости; исполняйте с движением рук.

Исполнение «Венецианской ночи» М. И. Глинки.

Слайд 2 .(Портрет П. И. Чайковского).

Петр Ильич Чайковский тоже много путешествовал, часто гастролировал: дирижировал своими произведениями. Бывал он и в Италии. Также как и Глинка, Чайковский обратился к жанру баркаролы. Послушайте «Баркаролу» из фортепианного цикла «Времена года», по мнению композитора она созвучна июню.

Слушание «Баркаролы» П. И. Чайковского.

Коммуникативные УУД.

Класс делится на две группы.

Задание: На основе плана анализа музыкального произведения написать коллективное сочинение от имени композитора о своем произведении. Начните так: «Я, композитор Петр Ильич Чайковский, сочинил «Баркаролу». После выполнения задания каждая группа выставляет оценку своему оппоненту.

Каждой группе раздается нотная запись «Баркаролы» и план анализа.

Слайд 7.(План анализа музыкальных произведений).

Познавательные УУД.

План анализа музыкальных произведений.

  1. Какие чувства передаются в музыке?
  2. Определи средства музыкальной выразительности. (Обратить внимание на характер мелодии, аккомпанемента).
  3. Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?
  4. Какая основная мысль владела им в процессе его создания?
  5. Почему композитор назвал произведение именно так?
  6. Какое мироощущение отличает музыку данного композитора?

Проверка выполнения задания.

Теперь сравните «Баркаролу» П. И. Чайковского с романсом М. И. Глинки.

Познавательные УУД.

«Венецианская ночь» - мажорный лад, «колеблющееся» движение плавной мелодии – скачок и его заполнение, как бы «волна»; повторяющийся ритмический рисунок; чувство радости.

«Баркарола» - минорный лад, выразительная мелодия, в ней слышны интонации диалога, разговора; характер мелодии – поступенное движение вверх, затем вниз  - опевание звуков; партия аккомпанемента – как-бы переборы гитары; грустный, даже печальный образ.

Что же объединяет эти два произведения?

Песенность, мелодизм, изобразительность, трепетное отношение к природе. Именно картина природы вызывает такой трепет в душах композиторов.

Продолжим наше путешествие и посетим Испанию.

Обратимся к учебнику, страница 89

.Прочитайте, что нового вы узнали?

Слайды 8-10.(Картинки с видами Испании).

-М. И. Глинка полюбил Испанию. Он так увлекся испанской народной песней, танцем, что брал уроки обучения танцам, научился исполнять хоту.
На основе подлинных народных танцевальных мелодий, композитор создал симфоническую увертюру «Арагонская хота».

Слайд 11 .(Определение понятия «симфоническая увертюра»).

Регулятивные УУД,

Давайте окунемся в атмосферу испанского танца. Послушайте «Арагонскую хоту» так внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Слушание «Арагонской хоты» (возможно фрагмента).

Какова главная особенность этого произведения? (Танцевальность).

Какие чувства вызывает в вас танец? (Радость).

Как звучит оркестр: грузно, легко, тяжело?

Какими  инструментами достигается легкость звучания?

Какие инструменты вы выберете для ритмического аккомпанемента (балалайка, бубен, треугольник, кастаньеты)?

Коммуникативные УУД.

Разделить класс на три группы.

Вариант исполнительского плана:

1-я группа отмечает 1-ю долю легким притопом каблука.

2-я группа отмечает 2-ю и 3-ю доли хлопками в ладоши.

3-я группа отмечает вершины-кульминации (логические ударения) ударами в бубен.

(Вариант повышенного уровня предлагается в пособии для учителя «Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы» стр. 176-177).

Подведение итогов урока, оценивание работы на уроке.

Домашнее задание: 1.Нарисовать рисунок на произведение «Венецианская ночь» М. И. Глинки или «Баркарола» П. И. Чайковского (по желанию).

2. Написать сочинение от имени композитора М. И. Глинки о произведении «Арагонская хота», используя план анализа музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету музыка 3 класс "Светлый праздник Рождества"

На данном уроке дети знакомятся с традициями и обычаями Рождества, с разнообразием рождественской музыки, учатся анализировать музыкальные произведения....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРКЕСТРОВУЮ ЯМУ»

Данная работа представляет собой конспект урока по музыке "Путешествие в оркестровую яму". Урок посвящен музыкальным инструментам, входящим в состав симфонического оркестра....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ НОТЫ!"

Данная работа представляет собой конспект урока по предмету сольфеджио "Теперь мы знаем ноты!". Урок расчитан на закрепелние материала, посвященного изучению музыкальной грамоты....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"

Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм....

Конспект урока по предмету «Музыка и ритмика» тема: «Путешествие в волшебный город», 4 класс

Цель: Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка при использовании игровых методик, развивать творческие способности в музыкально – исполнительской деятельности.З...