План – конспект открытого урока Тема: «Так полюбил я древние дороги…»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Коровякова Наталья Петровна

План-конспект урока по музыке

 

Тема: «Так полюбил я древние дороги…»

 

Цель: познакомить учащихся с образом слова «дорога» через различные виды искусства.

 

Задачи:

образовательные:

·        показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями  идут к созданию образа русских дорог;

·        осуществить комплексный  подход к уроку через межпредметные связи;

·        познакомить со значением новых слов «дорога», «тракт», «роковая», «грёзы»;

·        учить сравнивать характер произведений разных видов искусств (картины, стихотворения, музыкальные пьесы.);

·        формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям.

Развивающие:

·        развивать внимательное слушание музыки от начала до конца произведения, умение говорить о ней;

·        развивать дружное, напевное, активное, эмоциональное пение;

·        развивать память, мышление.

Воспитывающие:

·        воспитывать желание совершенствовать свои возможности и способности в слушании музыки и пении;

·        воспитывать терпение, любовь к искусству, к родной стране.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: обзор и сравнение произведений одной темы, разных видов искусства.

Оборудование: компьютер, презентация, фонохрестоматия «Музыка» 4 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2013 г., аудио запись музыки для пения, учебник «Музыка» 4 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2013 г., синтезатор, карта мира.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

городского округа Тольятти

Комсомольского района

План – конспект

открытого урока

Тема: «Так полюбил я древние дороги…»

Класс: 4

Предмет: музыка

Программа «Музыка» для общеобразовательных учреждений,  1 - 4 классы.

Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Москва, «Дрофа», 2013 г.

Урок разработала: учитель музыки

Коровякова Наталья Петровна

План-конспект урока по музыке

Тема: «Так полюбил я древние дороги…»

Цель: познакомить учащихся с образом слова «дорога» через различные виды искусства.

Задачи:

образовательные:

  • показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями  идут к созданию образа русских дорог;
  • осуществить комплексный  подход к уроку через межпредметные связи;
  • познакомить со значением новых слов «дорога», «тракт», «роковая», «грёзы»;
  • учить сравнивать характер произведений разных видов искусств (картины, стихотворения, музыкальные пьесы.);
  • формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям.

Развивающие:

  • развивать внимательное слушание музыки от начала до конца произведения, умение говорить о ней;
  • развивать дружное, напевное, активное, эмоциональное пение;
  • развивать память, мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать желание совершенствовать свои возможности и способности в слушании музыки и пении;
  • воспитывать терпение, любовь к искусству, к родной стране.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: обзор и сравнение произведений одной темы, разных видов искусства.

Оборудование: компьютер, презентация, фонохрестоматия «Музыка» 4 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2013 г., аудио запись музыки для пения, учебник «Музыка» 4 класс. В.В. Алеев. Издательство «Дрофа», 2013 г., синтезатор, карта мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала, подготовка к изучению новой темы.

1.Мотивационно-целевой блок.

 Пение учителем фрагмента песни «Дороги». Муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; обсуждение пропетых слов.

 

- Эх, дороги…

Пыль да туман,

Холода, тревоги,

Да степной бурьян…

- Что главное в том, что я спела? (Слово «дороги»)

- Сегодня мы будем учиться сравнивать разные произведения искусства:

картины, стихи и музыку на тему «дороги»!

Сегодня мы узнаем новые слова!

А теперь немного повторим пройденный материал!

2.Выполнение задания на экране:

- Ребята! Как звучит тема года по музыке в 4 классе? (Музыкальное путешествие)

А где мы с вами уже побывали и с каким композитором познакомились. Вы скажете, увидев названия произведений!

Итак, посмотрите на экран, ответьте: кто написал эту музыку и из какой страны этот композитор! Можно советоваться с соседом по парте!

На экране:      «Песня Сольвейг»,

                        «Токката и фуга»,

                        «Рассвет на Москве – реке»,

                        «40 – ая симфония»,

                        «Веснянка»,

                        «Ноктюрн»,

                        «Бульба»,

                        «Полонез»,

                        «Венецианская ночь».

- Чем занимался М.И. Глинка кроме сочинительства? (Путешествием)

Он путешествовал, поэтому и называется его произведение «Венецианская ночь» под впечатлением от путешествия по Италии.

А кто покажет Италию на карте?

(Работа детей с картой.)

- Путешествие – дорога в другую страну.

III. Формирование новых знаний.

  1. Объявление темы урока, объяснение слова «дорога».

- Тема урока сегодня:

На экране:    «Так полюбил я древние дороги…»

- Как вы можете объяснить слово «дорога»?

(Ответы детей)

- Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться:

На экране:       Дорога – 1.Путешествие.

                                                                     (Путешествие в другую страну)

                                           2.Жизненный путь.                       

                                                                     ( «Иди, мой друг,

                                                                        Всегда иди дорогою добра!»)                                  

                                           3.Полоска земли.                

                                                                 ( «Вьётся тонкая белая нитка

                                                                            По ковру зелёных полей

                                                                            Это дорожка от школьной                                                                                                        

                                                                                                           калитки

                                                                             Каждый день я шагаю по ней»)

- Мы поговорим сегодня о дороге, как о полоске земли.

2. Рассказ учителя о теме  «дорога» в произведениях художников.

- Широко известна  роковая дорога Владимирка.

Учитель обращает внимание детей на экран, на котором дано изображение

картины «Владимирка» И.Левитана. портрет художника, значение слова «роковая».

На экране:  Роковая – имеющая тяжёлые последствия, приносящая горе.  

- В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы.

- Почему И.Левитан изобразил дорогу именно в ненастную пору?

- Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека. Посмотрите!

Учитель обращает внимание детей на картину И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» и портрет художника, которые изображены на экране.

На экране:

- Перед нами дорога, по ней идут люди ясным и солнечным днём в церковь и оттуда. Как хорошо видна полоска земли! Эта дорога хранит в памяти духовное событие в нашей стране.

3. Самостоятельное чтение текста и рассматривание картины в учебнике. (Стр. 5)

- А вот ещё память о духовном и историческом событии в стране!

Учитель вновь привлекает внимание детей на экран, где они видят картину И.Репина «Крестный ход в Курской губернии» и портрет художника.

На экране:Картина

   4. Чтение текста.

- Прочтите об этой картине в учебнике, а потом проведём беседу по тексту.

5. Обсуждение текста.

  • Что вы видите?
  • Как называется дорога?
  • Что означает слово « тракт»?
  • Какое историческое и духовное событие хранит в памяти эта дорога?

6. Рассказ учителя о теме «дорога» в произведениях литературы.

- Тема дороги отражена и в стихотворениях. Например:

Учитель обращает внимание детей на экран. Учащиеся знакомятся с портретом А.С. Пушкина и его произведением.

На экране: портрет поэта, стихотворение

  7. Чтение стихотворения.

- О чём стихотворение? Какое настроение у человека? (О зимнем пейзаже, о грустном и скучном настроении человека)

8. Практическая работа. Слушание музыки.

- Тему дороги мы слышим и в музыке.

- Послушайте произведение русского композитора П.И. Чайковского «Грёзы зимнею дорогой».

Учитель демонстрирует портрет композитора и название его пьесы, зимний пейзаж, объяснение слова «грёзы». Звучит музыка.

На экране: портрет композитора, термин и объяснение его: грёзы – мечты, зимние иллюстрации.

- Какая музыка?

- Что можно представить? (Прогулки пешком по лесу)

- Созвучен ли характер музыки характеру стихотворения?

- Почему?

9. Вывод.

- Итак, в какую страну мы совершили дорогу – путешествие? (Мы побывали в России)

- Давайте вспомним название темы урока!

На экране:

                 «Так полюбил я древние дороги…»

- Кто же полюбил древние дороги?

(Тот, кому дорога Россия, родина!)

- Исходя из содержания сегодняшнего урока, кому дорога Россия?

( Художники, поэты, композиторы)

- Почему они изображают дороги в своих произведениях?

(Любят свою страну!)

IV. Практическая работа. Пение.

1. Распевка «Лесенка» - 5 ступеней (звуками, слогами, с закрытым ртом, со словами под звучание на музыкальном инструменте).

2. Пение. «Песня о России» Г. Струве (повторение, закрепление, работа над динамикой, песенностью).

V. Рефлексивно – оценочная часть.

- О чём рассказали картины, стихотворение и музыка?

- Что означает слово «дорога»?

- Что означает слово «тракт»?

- Что означает слово «роковой»?

- Что означает слово «грёзы»?

- Художники, композитор и поэт из какой страны?

- Почему они изобразили дороги в своих произведениях?

- Какие духовные и исторические события  хранят в памяти русские дороги?

Выставление оценок за урок и их комментарий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра" по программе Б.М Неменского

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра." по программе Б. М. Неменского....

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...