Разработка занятия внеурочной деятельности "Русская ярмарка"
план-конспект занятия по музыке (1 класс) на тему

Кулакова Валентина Васильевна

Тип занятия: Систематизация ранее полученных знаний о народных традициях русской  ярмарки.

Форма занятия: занятие – ярмарка (обмен знаниями о ярмарочной культуре)

Цель занятия: Развитие положительного принятия своей этнической принадлежности на примере полученных знаний о народных традициях русской ярмарочной культуры.

Методика: Игровая технология, приемы разновозрастного сотрудничества.

Деятельность: игровая, театрализация ситуации для создания образа ярмарки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельностью в разновозрастной группе по программе «Вокал»

4-6 класс

Итоговое занятие 3 четверти

по общей теме «Игровая деятельность, театрализация песни».

Тема занятия: «Русская ярмарка»

Тип занятия: Систематизация ранее полученных знаний о народных традициях русской  ярмарки.

Форма занятия: занятие – ярмарка (обмен знаниями о ярмарочной культуре)

Цель занятия: Развитие положительного принятия своей этнической принадлежности на примере полученных знаний о народных традициях русской ярмарочной культуры.

Методика: Игровая технология, приемы разновозрастного сотрудничества.

Деятельность: игровая, театрализация ситуации для создания образа ярмарки.

Личностные УУД

Когнитивный (знаниевый) компонент: знание своей этнической принадлежности,  

положительное принятие своей этнической ценности.

Задачи:

  1. создание условий для формирования представления  «Я – россиянин»; (на репродуктивном уровне)

2) развивать  умение подготовить голосовой аппарат к исполнению (Приемы: дыхательная и артикуляционная разминка, обыгрывание скороговорки)

3) Развивать исполнительское искусство и практические навыки в разных ролях (пение и музицирование на примарных инструментах)

 

 Для педагогов:

Первый этап: выявление

Второй этап :закрепляем

Третий этап: формируем проигрывая ситуацию

Задачи урока:   

-закрепить представление о русской ярмарке, ее назначении в русской культуре;

-воспитывать уважение к русским традициям и народному фольклору;

-развивать чувство ритма, двигательную память, речь, внимание, корректировать двигательную сферу.

Музыкально – иллюстративный материал:

 

«Во кузнице». Русская народная песня.

«Ах вы сени». Русская народная песня.

«Частушки»

«Ах, ярмарка».

 

Оборудование и материалы:                    

 

-презентация

-ноутбук

-видеопроектор

-короб, мячи, цветы, веточки, ложки, бубен, березка, жетоны.

Методы:         

-беседа

-сравнение

-анализ

-обобщение

Структура урока:

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Сообщение задач урока.

Разминка: Дыхательная, артикуляционная и  ритмическая

  1. Беседа о ярмарке.

            Народные забавы на ярмарке – этапы  урока.

  1. Развлечение первое. «Зазывалки».
  2. Развлечение второе. «Скороговорки».
  3. Развлечение  третье. Игра на инструментах.

Упражнение  на чувство ритма. «Во кузнице», р.н.п.

  1.  Игра «Ах вы сени»
  2. Развлечение четвёртое «Частушки»
  3. Песня  «Ах, ярмарка»
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

ОРГМОМЕНТ

(Учитель в роли коробейника)

-Здравствуйте!

Музыкальное приветствие.

 

Звучит веселая музыка.

Выход скоморохов:

  1. Ой, вы люди, люди добрые,
    Да люди русские
    Други наши верные!
  2. Слушайте все и не говорите,
    Что не слышали!


1. Приглашаем всех на ярмарку
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
Пирогами сытными.


2. А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите Хороводы русские 
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Играми потешными.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ.

-Тема нашего занятия  «Русская ярмарка».  

 Мы уже знакомы с вами с традициями ярмарочной русской культуры. Для начала давайте еще раз выясним, что же такое ярмарка?

Проведем нашу любимую игру на ассоциации. Я говорю вам слово «Ярмарка», а вы свою ассоциацию с этим словом.

Итак, что же это за событие - ярмарка?

Немного об истории  русской ярмарки.

 

ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка».

Ярмарки на Руси зародились с незапамятных времен.

Мелкие ярмарки  длились по нескольку дней, а крупные и вовсе могли продолжаться месяц.

Для чего устраивали ярмарки?

Ярмарка была не только торговым центром, где продавался различный товар, но и местом для народных забав.

На ярмарке людям предлагалось множество развлечений: люди устраивали состязания в силе и ловкости, пели песни, плясали, играли на музыкальных инструментах…

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный праздничный водоворот, где сам пел песни и танцевал.

А для чего мы так подробно изучаем это праздничное явление?

  А что основное на ярмарке (товарообмен). Вот и мы с вами сегодня будем делиться своим товаром  - знанием  о народных традициях, ярмарочном фольклоре, песнях, частушках.

Где нам в жизни могут пригодиться эти знания? 

Давайте представим, что мы попали на настоящую русскую ярмарку и приняли участие в народных забавах.

А в завершении нашего занятия у каждого из вас  в багаже  должны появиться новые знания и умения:

-закрепить разученные  упражнения ритмические, вокальные;

-получить представление о  русской ярмарке, ее назначении и народных забавах;

-воспитывать  в себе любовь и уважение к России, к русским традициям и народному фольклору;

-развивать чувство ритма, двигательную и музыкальную память, речь, внимание.  

РАЗМИНКА

И как обычно в начале занятия  мы должны подготовить наш голосовой аппарат к исполнению.

Запланируем наши действия:

  1. Разминка для дыхания
  2. Разминка для артикуляционного аппарата
  3. Ритмическая разминка

-Я сегодня буду выступать в роли коробейника. Кто такой коробейник? (Торговец различным товаром, без которого не обходилась ни одна ярмарка на Руси).

Коробейник: РАЗМИНКА

Свой товар вам предлагаю

И размяться приглашаю.

Наши гости не стесняйтесь

И  за нами повторяйте.

  1. Упражнение на дыхание. Медленно, спокойно, глубоко вдохните. Воздух бесшумно вливается через расширенные ноздри. Во время вдоха нужно угадать запах. Во время выдоха остудить чай. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались. Ладонь положите на живот, при вдохе она поднимается, при выдохе она опускается. 
  2. Артикуляционная разминка. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат. Упражнения для выработки четкой дикции. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом). 
  3. Ритмическая разминка. «Смехота», «Ручей».

Актеры и исполнители готовы к своей работе, и мы можем начать нашу ярмарку.

Технические задачи: добиться чистоты интонации, чёткой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачидобиться светлого,  одухотворённого состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения народной музыки.


Актерские задачисоздание образа ярмарки, образа скоморохов и торговцев – коробейников.

С чего начинается ярмарка?

ОБРАЗ ЯРМАРКИ. Нам помогут создать зазывалки.

С зазывалок. ЗАЗЫВАЛКИ

Сегодня вы пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием.

Вам было дано задание подобрать ярмарочные зазывалки.

Поделитесь с нами вашим товаром.

Актерская задача: Каждый из вас продавеца – коробейника или балаганного деда зазывалы.  По моей команде каждый,  не сговариваясь,  начнет расхваливать свой товар.

Не забываем об интонации и актерском мастерстве. Четко произносим звуки. И, начали!

  1. Все! Все! Все! Все на праздник!

          Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

          Спешите! Спешите!

          Торопитесь занять лучшие места!

  1. Сам не займешь - соседу достанется!

           Приходите все без стеснения!

           Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

  1. Гостей давно мы ждем- поджидаем,

          Ярмарку без вас не начинаем.

  1. К нам сюда скорее просим,

          Подходи, честной народ.

          Веселиться начинайте.

          Всех нас ярмарка зовет!

  1. Подходите, граждане,

          Угодим каждому!  

          Тары-бары растабары

          Есть хорошие товары.

  1. Не товар, а сущий клад.

          Разбирайте нарасхват.

Коробейник:

На нашей ярмарке разные товары есть и скороговорки. Мы их готовили на прошлом занятии, а сегодня предлагаем наши товаром.

Скороговорки (девочки)

Актерская задача: Представьте себя в роли ярмарочных торговок. Кумушки на ярмарке. Не забываем о дикции. Сегодня не нужно скорого произношения, а нужен смысл.

1 - Ящерка на ялике 
    Яблоки на ярмарку 
    В ящике везла.

2- Ехал Грека через реку, 
    Видит Грека - в реке рак. 
    Сунул Грека руку в реку, 
    Рак за руку Грека - цап!

3 – Варвара …..

           У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

4- Променяла Прасковья карася
               На три три полосатых поросят.

1- Побежали поросята по росе,
              Простудились поросята, да не все.

2- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

3 - Маланья-болтунья молоко болтала,
                    Выбалтывала, да не выболтала.

Все - Масляничный блинок масли масляным маслом из маслёнки.

ОБРАЗ СКОМОРОХА.

На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!  (На экране изображение скоморохов)

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка.

Он пел, танцевал, шутил со всеми.

Кто этот герой?  - СКОМОРОХ- музыкант

На Руси всегда в почёте Коробейники бывали,

Ложки, ленты и платочки На базарах продавали.

Мы не станем их сегодня Эти ложки продавать.

А отстукивая ритм Будем всех здесь развлекать.

Все разбирают инструменты. Звучит музыка «Во кузнице». Игра на инструментах.

Игра «Ах, вы сени» - круговая

Какая же ярмарка без удалой русской частушки.

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Интересно тем послушать

Кто не знает никаких.

     

Продаю товар частушкой.

Актерская задача: Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения, например, (показываю «ковырялочка»).

                  (пение с  движениями)

Мальчики:

Мы – торговцы-зазывалы,

Мы – ребята-молодцы!

Весь товар у нас на славу:

Ложки, гребни, бубенцы!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Девочки:

Ох, торговцы-зазывалы,

Больно цены высоки!

Покупатель тут бывалый,

Тут народ не дураки.

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка


Мальчики:

Подходите, примеряйте,

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте –

Доставайте кошельки!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Девочки:

Ничего себе обнова,

Ничего хорошего!

Это платье уж не ново,

Это платье ношено!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Мальчик:

Ой, вы, девочки-красотки,

Примеряйте каблучки!

При любой они погодке

И нарядны и легки!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Девочки:

Ой, платок узором вышит!

Милый, купишь мне такой?

Притворился, что не слышит,

Притворился, что глухой!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Мальчики:

Не торгуйтеся, мамаша,

Ваша дочка не плоха!

Разоденьте вашу Машу,

Вмиг найдёте жениха!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

Все девочки:

Торговались, торговались,

Так положено у нас!

Чтоб на нас полюбовались,

Вышли девки на показ!

Припевка: Ярмарка, ярмарка, расписная ярмарка

ЧАСТУШКИ

Велика Россия наша,

и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

на весь мир молва идёт.

Ты играй моя гармошка,

ты, подруга, подпевай,

мастеров Руси великой

во весь голос прославляй.

           Танцевальная ярмарка «Ах, ярмарка!»

Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет!

В завершении нашего занятия исполнение песни «Ах, ярмарка»

(Исполнение общей  песни «Ах, ярмарка!» с танцевальными движениями)

1 куплет
А ну налетай , не зевай народ
Яркая пестрая ярмарка идёт
Блиночки, грибочки , плати не скупись
Платки расписные, в цене договорись

П-в
Ах ярмарка, ах ярмарка
Ах,Как ты хороша
У русского народа
Широкая душа
Ах ярмарка, ах ярмарка
Какие чудеса
Ах расписная ярмарка
Народная краса

2. куплет
Плюшки, ватрушки давай покупай,
Горячий чаек поскорее наливай.
Блиночки горячие, фурычит самовар,
У нас самый лучший отменный товар
П-в
Ах ярмарка, ах ярмарка
Как ты хороша
У русского народа
Широкая душа
Ах ярмарка, ах ярмарка
Какие чудеса
Ах расписная ярмарка
Народная краса
3. куплет
Ярмарка, ярмарка играет свирель
В разгаре веселье кру
жит карусель
Тянет Ванюшка гармошки меха
Талантами наша Россия щедра.
П-в
Ах ярмарка, ах ярмарка
Как ты хороша
У русского народа
Широкая душа
Ах ярмарка, ах ярмарка
Какие чудеса
Ах расписная ярмарка
Народная краса повтор2раза

Вот и солнце закатилось,

наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

рады мы всегда гостям!

РЕФЛЕКСИЯ.

- Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали?  (На ярмарке.)

- Еще раз вспомним, для чего же устраивались и проводились ярмарки? (Обмен товарами, песни, шутки, состязания).

- Что мы сегодня приобрели на нашей ярмарке?

(Мы приобрели новые знания и поделились своими знаниями с другими.

- А для чего мы с вами знакомились с традициями ярмарочной культуры? Где нам это может пригодиться?

Мы сами были исполнителями, организаторами ярмарки.  

А теперь посмотрим, как мы решили наши задачи:

-закрепили разученные упражнения танцевально-ритмической гимнастики и танцы;

-получили представление о  русской ярмарке, ее назначении и народных забавах;

-воспитывали  в себе любовь и уважение к России, к русским традициям и народному творчеству;

 -развивали чувство ритма, двигательную память, речь, внимание.

 -Молодцы! Но какая ярмарка без сладостей, на ярмарке всегда продавали леденцы в форме петушков, и я вам хочу подарить по вот такому замечательному петушку!

Литература:

М.Н. Мельников. «Русский детский фольклор».Москва, «Просвещение», 1987.

М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»

Данная программа  занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...

Разработка занятия внеурочной деятельности пр программе "Смотрю на мир глазами художника"

Цели: - познакомить учащихся с основами цветоведения; - дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета; -  холодного и теплого цветов; светлоты, цветовог...

разработка занятия внеурочной деятельности "Удивительные животные" (проект)

конспект занятия ВУД "Удивительные животные". Завершающий этап проекта....

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...