Классическая музыка на уроках в начальной школе:опыт ее популяризации
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Как сделать классическую музыку на уроке понятной и интересной?Какими педагогическими приемами можно увлечь детей на уроке?Изложенный опыт работы может подсказать ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-111.docx22.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Классическая музыка на уроках в начальной школе :опыт ее популяризации.

Сорокина В.В..учитель музыки ГБОУ школа 465

  Классическая музыка-мощное средство воздействия на человека.Используя  язык звуков и интонаций, классика способна передать все многообразие чувств и эмоций  людей.Воспринимая классическую музыку,человек познает всю красоту и богатство мира,облеченные в звуковую форму.Заряд художественных переживаний,заложенный в том или ином произведении способен вызвать у человека целую гамму чувств.Композиторы-классики сумели облечь свои идеи в художественную форму,которые пережили века  и стали бессмертными.Волшебные мелодии,рожденные сто,двести,триста лет назад и сегодня находят отклик в сердцах людей.Проверенные временем,они продолжают жить,воспитывать и удивлять . Вот почему  использование классической музыки,ее популяризация - необходимая и очень важная часть в деле формирования полноценной и гармоничной личности.

  У многих детей урок музыки в школе - единственное место,где они  могут послушать сочинения композиторов-классиков,узнать информацию о них.Лишь малая часть школьников посещает концертные залы,филармонии и музыкальные театры.Дома чаще всего детей окружает  музыка телевидения,компьютерных игр и радио.Такую музыку Д.Б.Кабалевский  назвал точным выражением “музыкальный мусор”.За счет своего однообразия такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской голове.Знакомство с классикой на уроке-это ступенька на пути формирования хорошего художественного вкуса и интереса к серьезной музыке.Музыкальный язык,на котором дети воспитываются в начальной школе кажется самым легким,понятным и красивым.Этот язык они будут использовать впоследствии и в старших классах школы,обогащая  свой внутренний  мир ,развивая память,внимание,речь.

  Исследуя  биографии композиторов в разных источниках, вновь и вновь открываются  новые и интересные факты.Даже маленькая деталь к портрету гения может явиться той связующей нитью с которой и начинаются удивительные музыкальные открытия.Иногда  композитор  и его музыка предстают в совершенно  неожиданном  ракурсе,помогая понять то или иное музыкальное произведение.

     1.При изучении темы «Вариации» в 4 классе в качестве примера прекрасно подходит пьеса Ф.Шуберта “Форель”.Разговор об этом произведении можно начать с весьма неожиданного вопроса,далекого от музыки:”Дети,какие породы рыб вы знаете?”Пока ученики строят разные предположения, учитель  на проекторе   показывает фотографию форели.Изображение должно быть очень хорошего качества.

  Зрительное впечатление на уроке музыки,как правило,вызывает эмоциональный отклик.Ведь музыкальное произведение сначала воспринимается как загадка и отгадать ее – все равно,что развернуть свиток.Развернуть этот свиток и помогают  качественные наглядные материалы.После прослушивания  пьесы начинается сравнение перламутровых  оттенков и необыкновенных переливов на рыбной чешуе с главной темой и вариациями музыкального произведения.При повторном прослушивании можно движениями рук показать как плывает форель,извиваясь и ныряя в волнах.

   Рассказывая вкратце о Шуберте,  можно упомянуть и тот факт ,что композитор имел слабое зрение и всегда носил очки. Не снимал  он их даже ночью,чтобы иметь возможность встать и быстро записать родившуюся мелодию.По наблюдениям психологов,восприятие детали целого у младших школьников иногда заслоняет собой это целое , о котором дети вспоминают позже.Эту особенность  восприятия необходимо широко использовать в процессе обучения.Неслучайно на контрольных слушаниях музыки,когда детям предлагается назвать фамилию композитора услышанного произведения, очень часто сначала можно услышать ,к примеру,не фамилию Моцарта,а деталь,которая связан в детском сознании с  этим именем ,а потом и и саму фамилию:«которому на приеме у короля закрыли клавиши рояля тканью,но он все равно правильно  сыграл».

      2. Знакомясь с творчеством Н.А.Римского-Корсакова(симфоническсая сказка “Садко”,Сюита “Шахерезада”), у детей неизменно вызывает  удивление «морская» биография композитора в юности.Учась в морском кадетском  корпусе, он был взят в плавание в качестве юнги.Его родной брат,Воин Андреевич,был командиром артиллерийского корабля.Однажды ,при выполнении задания,юнга упал в море.”Я выплыл,меня  подхватили на шлюпку,и я отделался легким испугом и небольшим ушибом,наделав страшный переполох и напугав,конечно,брата”.(Римский-Корсаков Н.А.Летопись моей музыкальной жизни)

  Особое внимание следует обратить на 3-х летнее кругосветное  путешествие  Римского-Корсакова на книпере”Алмаз” после окончания учебы.Можно задать детям вопрос:”Как вы думаете,что Николай Андреевич сделал,возвратившись из путешествия в Санкт-Петербург и войдя в свою квартиру?”Предположения бывают разные(обнял родных,лег отдыхать и т.д.).Как правило,дети,занимающиеся музыкой в кружках и музыкальных школах обязательно угадывают ответ:”Композитор подбежал к любимому роялю и заиграл…”И действительно,Римский-Корсаков  не раздеваясь сел за инструмент  и стал музицировать.

  Морские мотивы музыки Римского-Корсакова вдохновляют детей на рисование морских пейзажей.Урок планируется  с учетом  времени для рисования под музыку.Рисование музыки помогает познавать ее,расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение.Здесь же можно прослушать фрагмент  музыки К.Бадельта к фильму “Пираты Карибского моря”,титры к фильму, и сравнить его  с увертюрой к опере “Царская Невеста»”.Сравнив,заметить,что эти произведения перекликаются между собой  главными темами.Это наблюдение было несколько лет назад  подсказано самими учащимися.

Зная хотя бы маленькие тайны из биографий композиторов,, юный слушатель проникается большим интересом к  ним , их музыке и она оживает,становится понятной и близкой.Дети начинают дружить с классикой ,в их сознании формируется  некое  «поле» классической музыки. Своевременный  и грамотный уход за этим полем – задача учителя музыки.

Формируя у детей начальной школы интерес  к классической музыке следует учитывать,что правильно подобранный и подготовленный материал к уроку  - главное условие его успешного проведения.Обобщая опыт популяризации классической музыки на уроках в начальной школе хотелось бы дать следующие рекомендации:

 - при рассказе о жизни композитора избегать сухих,формальных словесных штампов,разнообразить рассказ одним ярким эпизодом или деталью,близкой детям по пониманию;

- при слушании классической музыки использовать приемы пластического    интонирования,       дирижирования,театрализации,рисования;  

- посещать совместно с детьми концерты классической музыки,адаптированные для детской   аудитории;

-поощрять любое проявление интереса к классике;

- сопоставлять произведения композиторов-классиков с творчеством современных авторов,находить сходства  и различия между ними.

   По словам В.А.Сухомлинского,”Без музыкального воспитания  невозможно полноценное умственное развитие”.Классическая музыка является базой этого музыкального воспитания.Возможно ли  в рамках урока музыки заинтересовать,увлечь ,сделать классику понятной  учащимся начальной школы ?Поиск ответов на эти вопросы  помогает учителю  в его творческом ,вдохновенном труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Внедрение ФГОС в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы.

Процесс организации обучения с использованием ИКТ в своей работе....

Дидактическая игра в начальной школе: опыт применения перспективных технологий в практике.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра явл...

Статья "Музыка строить и жить помогает" или использование классической музыки на уроке технологии

применение классической музыки на уроке технологии в начальной школе...

Современный урок в начальной школе. Опыт работы Поповой Людмилы Анатольевны.

Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько воору...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....