"Музыка разных народов мира"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Захарова Анастасия Евгеньевна

Знакомство с музыкальными произведениями, написанными композиторами разной национальности, определение их характера и настроения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_shkole_zakharova6fevralya.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 06.02.2014                            Захарова Анастасия, 30 группа

Класс: 3                                         Методист: Муталиева Лейла Суймбаевна

Школа: №95

Учитель: Дударева Анастасия Владимировна

Тема урока: «Музыка разных народов мира»

Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, написанными композиторами разной национальности, определение их характера и настроения. 

Задачи:

Воспитывающая: воспитывать интерес к музыкальным произведениям разных народов.

Обучающая: учить внимательно и заинтересовано слушать музыку, на слух определить характер и настроение музыки, вступать и заканчивать пение всем вместе, петь без напряжения.

Развивающая: развивать интеллектуальные и творческие способности (самостоятельность мышления, представление образа при слушание)

Структура:

1)орг. момент.

2)слушание – Арам Ильич Хачатурян «Танец с саблями»

3)пение – Раймонд Вольдемарович Паулс «Колыбельная»

4)физ.минутка.

5)слушание – Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

6)пение – Иоганн Себастьян Бах «За рекою старый дом»

7)итог

Методы:

1)словесный (беседа, объяснение, рассказ)

2) сравнение (слушание разных по контрасту произведений)

3)наглядно-зрительный (рассматривание портретов, показ руководителем пения)

Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3, наглядности: портреты композиторов: И.С. Бах, А. И. Хачатурян.

Спец.инструмент:

Вокал:

Дирижирование:

Этапы

Ход  урока

хронометраж

I.Орг. Момент

II.Слушание

 А.И. Хачатурян из балет «Гаянэ» - «Танец с саблями»

·       

III.Пение

Раймонд Вольдемарович Паулс «Колыбельная»

IV.Физ.минутка.

V.Слушание - И. С. Бах «Шутка»

VI.Пение  –        «За рекою старый дом» Иоганн Себастьян Бах.

VII.Итог

Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Тема нашего урока написана на доске.

(«Музыка разных народов мира»)

На нашей большой планете живут разные народы, и каждый народ имеет свою (и народную, и композиторскую) музыку, иногда различную между собой, иногда настолько близкую, что нам бывает трудно определить, к какому народу она относится.

Сядьте удобно, во время слушания постарайтесь определить, в каком характере звучит произведение.

(Звучит последний акт из балета «Гаянэ» - «Танец с саблями» А.И. Хачатуряна).

Д: В динамическом, властном.

Изменяется ли ритм на протяжении всего звучания?

Д: Да, он не предсказуемый.

Это произведение называется «Танец с саблями», какой народ исполняет этот танец?

Д: Монгольцы, Китайцы и т.д.

Са́бля — клинковое холодное оружие. Сабли были широко распространены в Восточной Европе и Азии в период с IX по XX века.

Произведение «Танец с саблями» создал Армянский композитор Арам Ильич Хачатурян, родившийся в 20 веке. Прожил 75 лет. Посмотрите на доску.

При повторном слушание, определите, какой оркестр исполняет произведение.

(Повторное слушание «Танец с саблями» А.И. Хачатуряна.)

Д: (затрудняются)

Какие инструменты вы слышали?

Д: Трубы, барабаны и тарелки…

Верно, ещё используются Валторны, Тромбоны и Туба- это группа медных духовых инструментов, большой и малый Барабан, Тарелки - группа ударных инструментов, альты и контрабасы – группа струнных инструментов – всё это составляет:

Д: Симфонический оркестр.

Игра оркестра буйная, неудержимая, мощная, твёрдая – какие прилагательные  противостоят им. Посмотрите на доску и определите антонимы – противоположные по значению слова, по отношению к характеристики нашего произведения.

(Дети распределяют слова – выходя по очереди к доске)

Слова: спокойная, сдержанная, робкая, мягкая – какое произведение характеризуют?

Д: Колыбельную.

Верно, сядьте ровно, ножки на полу, ручки на коленках, послушайте произведение Раймонда Вольдемаровича Паулса «Колыбельная» и ответьте, о чём поётся.

(Исполнение всего произведения руководителем на фортепиано с аккомпанементом.)

Д: Про сверчка, про ночь.

Встаём и готовимся к пению:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- корпус держать прямо, без напряжения;

Показ педагога первой строчки, повтор с детьми, играя мелодию.

ВХР:

  1. Работа над дикцией – проговаривание слов в убыстренном темпе.
  2. Работа над ритмом – сделать плавным, тягучим, протяжным.
  3. Работа над скачками в мелодии – показ звуко-высотности и сравнение прыжка в мелодии с перепрыгиванием ступеньки на лестнице.

Замечательно, вы хорошо постарались, но наше занятие ещё не закончилось и нам не мешало бы взбодриться, чтобы совсем не уснуть, после «Колыбельной». Встаём.

Как мишки потопали (дети топают),                            В ладошки похлопали (дети хлопают в ладоши) Головой покрутили (крутят головой вправо, влево) Об усталости забыли (встряхнулись).              Глазками вправо влево, вверх и вниз                            и наклоны в сторону,                                               давай не ленись....!!!! (2-3 раза)

Кто напомнит мне тему нашего урока?

Д: «Музыка разных народов мира»

Чей портрет на доске?

Д: Армянского композитора - Арам Ильич Хачатурян.

Рядом с его портретом находится ещё один композитор, знаете его?

Д: Нет.

Портрет знаменитого немецкого композитора -  Иоганн Себастьян Бах. Жил на стыке 17 и 18 века. Прожил 65 лет.

Сядьте удобно, закройте глаза – после слушания, расскажите, что вы представили.

(Слушание сюиты «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха.)

Что вы себе представляли?

Д: Быстрый танец, бегают, суетятся люди и т.д.

Какая была музыка по темпу?

Д: Быстрая, суетливая, ловкая.

Вы правильно подобрали слова, ещё мне кажется, она звучала шутливо, верно?

Д: да.

Исходя из этого прилагательного, как можно назвать сюиту?

Д: Шутка.

Верно, послушаем произведение и определим, какие инструменты исполняют сюиту.

(Повторное слушание Сюиты И.С. Баха «Шутка»)

Д: флейта и оркестр.

Это произведение было лёгким, радостным, торжественным. Смотря на портрет. Можно ли сказать, что судьба человека была весёлой, беззаботной?

Д: Нет, он смотрит сурово.

Взгляд  его действительно серьезен; в жизни у него много было испытаний: потеря родителей, с десяти лет маленький Бах жил со старшим братом.    И.С.Бах сочинил  свыше 1000 музыкальных произведений.  Они  написаны в разных жанрах. Сегодня мы разучим песню  «За рекою старый дом».

Сядьте прямо, спинки ровные, определите, к какому жанру относится это произведение.

(Исполнение произведения руководителем, с аккомпанементом И.С. Бах «За рекою старый дом»).

Д: К жанру Колыбельная.

Какой характер песни?

Д: Плавный, спокойный, величавый.

ВХР:

  1. Запоминание слов песни приёмом «Эхо»
  2. Работа над вниманием – дети поют по рядам.
  3. Работа над движением мелодии – показ дирижёрским жестом высоты нот.
  4. Работа над протяжностью пения.

Мне понравилось, как вы протягивали слоги песни. С произведениями, каких народов мы сегодня познакомились?

Д: с произведениями Армянского народа и Немецкого.

Как зовут Армянского композитора, создавшего произведение «Танец с саблями»?

Д: Арам Ильич Хачатурян.

Правильно, а как же Фамилия Имя Отчество композитора, создавшего произведение « Шутка» и «За рекою старый дом»?

Д: Иоганн Себастьян Бах.

Верно. Наше занятие подошло к концу. Сегодня все постарались. До свидания!

1мин.

  9мин

 

12мин.

2мин.

8мин.

 

12мин.

1мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатство и многообразие музыки разных народов мира.Музыкальная культура стран востока.4 класс.

Предмет: музыка.Цель урока: продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, развивать интерес к этой музыке.На примере искусств русского  и японского народов, показать, что ...

Сценарий познавательной программы «Новогодние традиции разных народов мира»

Через различные конкурсы дети узнают о традиции встречать Новый год в разных странах  мира....

Музыка разных народов – урок закрепление

Цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о музыке разных народов.Задачи: 1.    Закрепление темы «Между разных народов мира нет переходимых границ»2.    Узнат...

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».

прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...

«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....

Тест по теме "Музыка разных народов мира"

Итоговый тест для 4 класса по теме "Музыка разных народов мира"...