Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Гайнутдинова Лира Рифовна

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  музыки работающих в тесной взаимосвязи национально-регионального компонента Республики Башкортостан.В составление конспекта урока и презентации были использованы УМК « Музыка» авторов Н.Г.Ямалетдиновой, Р.Х.Хусаиновой.

В разработке последовательно  раскрывается тема урока. Презентация к конспекту содержит весь музыкальный материал по данной теме, для наилучшего  достижения планируемых результатов и развития универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-itog_kursov_po_muzyke_s_fgos.docx25.92 КБ
Office presentation icon dlya_uroka_fgos.ppt2.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Конспект урока музыки для 4 класса по теме:

 «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Цели урока:

  1. Сформировать  представление об этнической музыке;
  2. Показать взаимосвязь музыки башкирского народа и народов мира;
  3. Знакомство с творчеством этнических музыкантов;
  4. Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  1. Выявить сходство между музыкальными инструментами  башкирского, русского и индейского народов;
  2. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся, развитие чувства гордости за национальную культуру нашей Республики;
  3. Научить слушать, понимать язык музыки, уметь ее анализировать;
  4. Развивать вокально-хоровые навыки, и навыки выразительного исполнения.

План урока:

  1.Организационный момент.

 2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

 4.Слушание и просмотр видеофрагментов и муз.материла

5. Физкультминутка

6.Вокально-хоровая работа.

7.Рефлексия деятельности.Закрепление и обощение.

8.Домашнее задание.

Ход урока.

Вход  под музыку «Кумысная  мелодия» в исп.Юлдашева
1.Организационный момент.  Приветствие

 2. Актуализация знаний

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке  продолжим разговор, о том, что  музыка  может творить чудеса,  ведь стоит только  внимательно вслушаться у нее, как  мы можем оказаться на любой точке мира,  а также музыка  может нам многое рассказать, главное научиться понимать музыкальный язык.

Мотивация к деятельности (формирование познавательных ууд)

-А хотите узнать  о чём, мы с вами будем говорить на уроке? Тогда для начала отгадайте загадку:

Расскажу тебе, дружок, -

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

-Или вот еще одна загадка:

Вышел в поле пастушок,

Заиграл его... (рожок)

На экране появляются рисунки рожка и свирели.

-А сейчас послушаем звуки рожка.Слушание игры на рожке

Создание проблемной ситуации

- А что мы знаем про рожок и свирель? Музыкальным инструментом, какого народа они являются? (ответы)

-Этих инструментов относят к деревянно- духовым, их  делают из березы, клена, можжевельника. На этих инструментах играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать.

- А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (ответы)

-дело в том, что  раньше на свирели и рожке играли пастухи. А это значит, что их звуком пастух собирал стадо, охранял его.

-Вот сейчас  мы с вами посмотрим один видеосюжет и попробуем вместе определить тему нашего урока.

Просмотр видеофрагмента « Этническая музыка индейцев Эквадора»


-
ребята на таком импровизированном уличном концерте  музыкантов- индейцев Эквадора я попала случайно в Уфе, когда была там недавно. И у меня сразу же в голове возникла идея о том, что когда я приеду домой я обязательно покажу вам урок, где мы с вами увидим и услышим музыку трех народов, которые очень сильно отличаются друг от друга, но их объединяет музыка, ведь язык музыки понятен всем!

-Итак, как мы назовем тему нашего урока? (ответы детей)
- «Между музыкой моего народа и народов мира нет не переходимых границ», так звучит сегодня тема нашего урока.

На экране тема урока.

Введение в новую тему.
-Мы с вами увидели и услышали выступление  индейцев Эквадора, которые играли свою этническую музыку.

-Как же мы определяем, кто перед нами выступает? (ответы детей)

-Совершенно верно. Артисты одеты в свои национальные костюмы, играют на своих национальных музыкальных инструментах.Не показалось ли вам, что муз.инструменты индейцев  напоминают знакомые вам уже муз. инструменты? (ответы детей) У какого народа мы могли увидеть эти инструменты раньше? (ответы детей)

-правильно. Давайте посмотрим на экран и познакомимся с этими инструментами по ближе.
НА экране картинки индейских муз.инструментов  кена, кеначо, сампаньо.

-Ребята, эти инструменты являются разновидностями флейты. Их в основном делают из разного пород дерева, а также тростника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит курай. (На фоне музыки учитель читает стихотворение про курай)

Мой курай, зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира,
Все печали развей, мой курай,
Чтобы дрогнуло сердце башкира!

-эти великолепные стихи написал известный башкирский поэт Ш.Бабич.

-Хотите послушать легенду про курай? Тогда слушайте :

"Однажды на солнечной лужайке, среди берез, юноша-джигит (один из самых излюбленных персонажей башкирского фольклора) услышал незнакомую доселе музыку. Мелодия вела себя как горный ручеек — текла, текла и внезапно обрывалась, словно исчезая в пропасти. Юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Негромкая свистковая мелодия, напоминающая звуки флейты, красиво сочеталась с окружающей природой. Пораженный этой красотой, юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл... Звуки, которые он издавал, казалось, лились из его собственной, согретой и разнеженной, груди, и каждый оттенок радости тотчас же передавался в чудесной дудке, тихо срывался с нее и звучно несся вслед за другими звуками, заполняя все вокруг"

 Звучит в исп.Роберта Юлдашева «Абдрахман» б.н.п.

На экране фото Р.Юлдашева.

- Роберт Юлдашев_-башкирский кураист-виртуоз,  этнический музыкант.(Гран-при (1997 год) на конкурсе профессиональных кураистов имени Гаты Сулейманова; Гран-при (1998 год) республиканского конкурса имени Юмабая Исанбаева; первая премия (1998 год) международного конкурса музыкантов, организованного под эгидой «ТюркСОЙ»; первая премия (2002 год) на Всероссийском конкурсе музыкантов имени В. Андреева; Гран-при (2003 год) на конкурсе кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова)

 Роберт Юдашев-лауреат Республиканской государственной премии имени Шайхзады Бабича.Сегодня курай Юлдашева звучит не только в Башкортостане, но и по всей России,  в мире. Он выступает уже с российскими звездами как Николай Носков, Гарик Сукачев, Пелагея, группа «Чайф» и «Неприкосаемые».

Слушание песни «Белые дороги» ( исп. Гарик Сукачев, Пелагея, «Неприкосаемые» и Р.Юлдашев)

-Я предлагаю вам еще раз восхитится виртуозной игрой Роберта Юлдашева.

Просмотр видеофрагмента с Р.Юлдашевым  «Кара юрга»

-Что вы услышали в этом произведении?   Какое настроение детей вызвала эта музыка?  Как бы вы назвали  это произведение? (ответы детей)

-Есть ли в этой музыке движение? В каком темпе она звучала? (ответы детей).

 Пластическое интонирование:

-Давайте все вместе простучим ритм этого произведения (простукиваем ритм  произведения пальчиками по ладошке).Молодцы!

-У башкирского народа есть хорошая песня «Шаймуратов Генерал». Песня написана на стихи  Кадыра  Даяна на музыку  Загира  Исмагилова. В ней поется  о смелом  башкирском полководце генерал- майоре Минигали Шаймуратове, который отважно воевал  со своими конниками во время Великой Отечественной войны.

Слушание песни «Шаймуратов генерал»

-ребята, найдите мне в ваших эмоциональных словарях определения, которые на ваш взгляд характеризуют нашу песню.

Работа со словарями. 5 определений записываем в рабочие тетради.

Исполнение песни учителем.

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни.(1 куплет) Текст песни на экране.

Рефлексия

- после того, как мы  услышали, увидели  столько музыкальных произведений, мы с вами сможем ответить на многие вопросы и сделать самостоятельно вывод урока:

-  этническая музыка, что это? Где мы можем ее услышать?

- с музыкой, с инструментами  какого народа мы сегодня с вами познакомились?

-кто в нашей республике является виртуозом игры на курае?

-можем ли мы услышать движение в музыке?

Выберите рисунок на экране, который наиболее правильно показывает ваше настроение к концу урока.

Д/З: составьте 3 вопроса про творчество известного кураиста Роберта Юлдашева.

Вы сегодня отлично поработали.  Спасибо вам за урок, до свидания!

Звучит  «Кумысная мелодия» в исп.Юлдашева (выход из класса)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло...

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

КОНСПЕКТ УРОКА В 4 классе (1V четверть) на тему: «Все народы воспевают материнство» по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Задачи: -обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изо...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...

Конспект урока по ОРКСЭ «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»

laquo;Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»...