занятие по музыке Опера. "Волк и семеро козлят"
план-конспект по музыке на тему

Номаль Инга Юрьевна

Учащиеся  знакомятся  с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов, учатся   слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение, формируются  навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doc.docx24.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Номаль  И. Ю.  №  221-936-376

Занятие по музыке

Тема: Опера  «Волк и семеро козлят»         

Цель: формирование   музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами

  Задачи:

1.Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.

2. Научить  воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

3. Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

4. Воспитывать у детей

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: эвристическая беседа

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки    «Волк и семеро козлят», портрет   композитора М. Коваля,  понятийные карточки,  наглядный материал.

Оборудование: Музыкальный центр, пианино, СД-диски.  

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят»: темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор «Целый день поём, играем», заключительный хор «Семеро козлят».  

Ход  занятия

  1. Организационный момент
  2. Изучение новой темы урока

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием «Волк и семеро козлят». Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк  притворился мамой-козой, запел тонким голоском:  

                                          Козлятушки, ребятушки,

                                          Отопритеся, отворитеся.

                                          Ваша мать пришла,

                                          Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка…

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера – это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы – либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной  сказки «Волк и семеро козлят» написал детскую оперу – такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.  (показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали  Малыш. Они все очень весёлые. И музыка  первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

        Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят,                                                                                                                                              Весело, весело, весело шумят…                                                                                               Весело Всезнайке, весело Бодайке,                                                                                                                                           Весело Топтушке, весело Болтушке,                                                                                           Весело Мазилке, весело Дразнилке.                                                                                            Ну, давайте, братцы,                                                                                                                                 Прыгать и бодаться.   (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.                    

(Слушание хора «Семеро козлят», разучивание текста и мелодии с сопровождением).

3. Физминутка.      (Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями   каждого козлёнка)  

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого  козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

  1. Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут – Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:  А я  знаю за лежанкой

                                        Прячет мать с вареньем банку.

А  спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:  Пусть танцуют, пусть играют,

                 В сладком толк Всезнайка знает.

       (разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топотушки.

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:  Я на венике верхом

                                            Объезжаю всё кругом.

                                            Ты беги, Мазилка, вслед,

                                            Ну, догонишь или нет?

3. Песенка Бодайки.

Третий козлёнок – Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: «Забодаю, забодаю!»

4. Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

                 Вот Всезнайка и Топтушка

                 Говорят, что я Болтушка,

                 Говорят, что много вру,

                 А я правду говорю.

5. Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш – самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

               Стойте, друзья,

               Командиром стал я

               По команде сдвойте ряд

               Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

                    (дети разучивают песенку Малыша)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала  их спать. А как называются  песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные.  И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей – тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

   Спи, дочурочка, Болтушка,

   Спи, забавник, Топотушка,

   Не бодайся мой Бодайка,

   Баю-баюшки, Всезнайка,

   Перестань шалить Дразнилка,

   Не мешай уснуть Мазилке,

   Крепко спи меньшой Малышка,

   Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать.   ( прослушивание «Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так – «Целый день поём, играем».

И слов в нём немного: Целый день поём, играем

                                       Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор «Целый день поём, играем»)

4. Итог урока.

 Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

   Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

   Что такое опера?

   Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка – солисты, хор, оркестр; драматическое действие – событие;

изобразительное искусство –декорации, костюмы, грим; танцы –хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков  и                                   опишите его характер, что он любит, чем занимается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности "Мир праздника" по теме "День наших бабушек и мам" Волк и семеро козлят"

Цель занятия:   формирование духовно-нравственных и эстетических чувств через семью;   воспитание уважения и любви к женщинам, мамам, бабушкам и сестрам; Задачи:образовательна...

Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс

Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс...

Музыка 1 класс «Опера Волк и семеро козлят»

Конспект по музыкеТема: «Опера Волк и семеро козлят»...

Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. Опера М.В. Коваль «Волк и семеро козлят».

Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...