Музыка 1 класс «Опера Волк и семеро козлят»
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Конспект по музыке

Тема: «Опера Волк и семеро козлят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_02.02.docx28.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 1А

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Опера Волк и семеро козлят»

Цель: Содержательная: Познакомиться с оперой «Волк и семеро козлят».

 Деятельностная: формировать умения исполнять песню «Семеро, семеро, семеро козлят»

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Формировать умения участвовать в музыкальной жизни класса;
  3. Формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающие:

  1. Формировать умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Формировать умение слушать и вести диалог;
  3. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  4. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
  5. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме

Воспитательные: 

  1. Умение эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы.
  2. Умение выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1.  Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Умения участвовать в музыкальной жизни класса;
  3.  Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Личностные:

  1. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы.
  2. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы.

Метапредметные:

Познавательные:

  1.  Умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Умение слушать и вести диалог;

Регулятивные:

  1.  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  2.  Умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

Коммуникативные:

  1.  Умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме

Оборудование: аудио запись, призентация.

План урока

1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Работа с музыкой Г.Глаткова.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Работа с загадками.

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Беседа о сказке.

3.2. Биография Коваль.М.В

 4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели и задачи урока.

5. . Этап реализации построенного проекта.

5.1.Знакомство с понятием «Опера»

5.2 Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят»

6. Этап реализации построенного проекта.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Вокально хоровая работа.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап -  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодняшний урок у вас проведу я.

1.2 Работа с музыкой Г.Глаткова.

- Включает музыку Г. Гладкова «Спор Маши и Вити» из к\ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

О чем в ней поётся?

- А как вы считаете, есть ли чудеса на свете?

- Где можно встретиться с чудесами?

- А вы сталкивались со сказкой на уроке музыки?

Здравствуйте

«Спор Маши и Вити»

- Они спорят, есть ли чудеса на свете.

- Есть.

- В сказках

Фронтальная

Беседа

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1 Работа с загадками.

Ребята, я подготовила для вас загадки, которые помогут догадаться, куда мы отправимся на сегодняшнем уроки. Попробуйте отгадать их!

1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?   (Композитор)

2. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

4. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

5. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

 И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

6. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент!     (Дирижёр.)

7. Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

А актёрам, в благодарность, 

Дарим мы… (Аплодисменты)

- Молодцы! Вы отгадали все загадки!

Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадки.

- Композитор

- Исполнитель

- Слушатель

- Песня

- Оркестр

- Дирижёр

- Аплодисменты

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Беседа

Фронтальная

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1 Беседа о сказке.

- Ребята, скажите пожалуйста а вам известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

- Ребята, а вы знаете, что Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу.

3.2 Биография Коваль.М.В.

- Ребята обратите внимание на слайд.

Композитор Мариан Викторович Коваль  написал – эту оперу чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети.  Давайте сейчас поближе познакомимся с этим композитором.

Мариан Викторович Коваль  (настоящая фамилия —Ковалёв) (1907—1971) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1969). Заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Он создал много хоровых и сольных вокальных циклов, романсов, массовых песен, фортепианных пьес, обработок русских народных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

- Там говорится о козлятах и их маме, а так же о волке который их обманывал.

Фронтальная

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Ребята, кто догадался ,о чем мы свами сегодня поговорим?

- 4.2 Формулирование цели и задач урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Что мы будем делать, чтобы её достичь?

Тема урока: : «Опера Волк и семеро козлят»

 Цель: Узнать чему учит нас опера. Что такое опера.

Мы должны прослушать произведение.

Фронтальная

К1

5. Этап реализации построенного проекта. Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1 Знакомство с понятием опера.

- Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра. – дети записывают определение.

- В опере объединены различные виды искусства:  музыка – а кто исполняет музыку? (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Литературная основа оперы - либретто (словесный текст).

5.2 Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят»

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы. И попытаемся услышать  как зовут козлят.  И вы потом мне их назовете. (Песенка  хор козлят)

- Вы молодцы. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать. –  семеро с козлят 

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Их зовут : Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и Малыш

Фронтальная

Фронтальная

Пр1

К1

6. Этап проговаривания в устной речи. Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

- Давайте теперь мы с вами послушаем песенки каждого козлёнка. И подберем для каждого из них музыкальный инструмент который подходит их характеру. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать

(Прослушивания песни)

1.        Песенка Топотушки. – кастаньеты

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом

Объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед,

Ну, догонишь или нет?

2.        Песенка Всезнайки.- металлофон

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем.

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

3.        Третий козлёнок - Бодайка. – ложки Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4.        Песенка Болтушки. Про болтушку говорят, что она много говорит. Трещотку

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю

5.        Дразнилка – тамбурин. Все дразнит Мазилку что е него грязный нос.

У Мазилки нос – грибок

6.        А Мазилка –  колокольчик. Обижается  на Дразнилку и отвечает ему  

Не дразни меня

7.        Песенка Малыша-  барабан

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Песенка Топотушки. – кастаньеты

Песенка Всезнайки.- металлофон

Третий козлёнок - Бодайка. – ложки

Песенка Болтушки. Про болтушку говорят, что она много говорит. Трещотку

Болтушка – трещотка

Дразнилка – тамбурин

Мазилка –  колокольчик

Песенка Малыша-  барабан

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

К1

Пр2

Пр1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1 Вокально хоровая работа.

- Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят.

Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? 

- Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.

- Давайте разучим эту песню.(Разучивание песни «Семеро, семеро, семеро козлят» по фразам)

- Итак, займите певческую установку. Ноги должны стоять на полу, спину держим ровно.

- Внимательно слушайте музыку и следите за мной.

Исполнение песни.

Индивидуальная

П1

П2

К1

Пр4

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, похлопайте те кому понравилось, и было все понятно.

- Молодцы. На этом наше занятие закончено, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.

 Мы познакомились с оперой «Волк и семеро козлят»

Композитор Коваль.

Опера это музыкальный спектакль

Оперу объединяют такие виды искусства как : музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы.

Фронтальная

Беседа

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления к празднику 8 марта во 2 классе "Волк и семеро козлят на новый лад"

Театрализованное праздничнрое представление к 8 марта с песнями, танцами и стихами о том, что нужно беречь своих мам.  http://www.youtube.com/watch?v=aFOT7ZV3r5...

занятие по музыке Опера. "Волк и семеро козлят"

Учащиеся  знакомятся  с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов, учатся   слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслажд...

Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс

Конспект урока по музыке М. Коваля «Волк и семеро козлят». 1 класс...

Маршрутный лист урока. Путешествие в мир театра. Опера М.В. Коваль «Волк и семеро козлят».

Маршрутный лист урока может помочь учителю и ученику в условиях дистанционного обучения. Маршрутный лист помогает организовать самостоятельную работу и активизировать учебный процесс, а также индивиду...

Конспект к уроку: Детский музыкальный театр. Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариан Коваль.

Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой Мариана Коваля «Волк и семеро козлят».Задачи:Познакомить учеников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказо...