Начальное звено. Конспект к уроку "Музыка в храме"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Симонова Мария Александровна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_muzyka_v_hrame.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                 

Конспект урока музыки


Тема четверти: «О чём рассказывает музыка»
Тема урока:
«Музыка в храме»

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с церковным песнопением.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

2

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. А давайте с вами поздороваемся не на словах, а с помощью музыки, ведь у нас урок чего? (Ответы детей).

Подготовиться к уроку.
Настроиться на урок.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание П.И. Чайковский — «В церкви».

10

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию. (Дети видят церковный хор).Как вы считаете, что это за хор? (Ответы детей). Верно. Получается, что и в храме музыку мы тоже можем встретить. Следуя из этого давайте подумаем, какой будет тема нашего урока? (Ответы детей). Молодцы. А теперь запишите тему в свои тетради. «Музыка в храме».

Как вы понимаете слово храм? (Ответы детей.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству  

Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.

3

Физ.минутка.

2

Ребята, а теперь дадим нашим мышцам немного расслабиться, ведь они во время урока устают находиться в одном и том же положении. Как вы считаете? (Ответы детей). Поэтому встаём и повторяем за мной. Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: нет! (Вращение головой.)
Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Повторять за учителем и правильно выполнять движения.

4

Слушание: М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог 2 картина, оркестровое вступление.






































10

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А у композитора П.И. Чайковского есть даже произведение из «Детского альбома». И называется оно «В Церкви». Давайте послушаем это произведение.  А пока будем слушать подумайте, что вы представляете, какие картины рисует вам музыка. (дети слушают «В Церкви»).

Какая музыка по характеру, темпу? (Она светлая, плавная, спокойная.)

Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Действительно, в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

- А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Последнее сочинение в «детском альбоме» как раз и есть   — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден 
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби... Мир тебе.

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч. А сейчас мы познакомимся с произведение другого композитора М.П. Мусоргского. Опера «Борис Годунов». Ребята, как вы считаете, что ещё является главным в храме? ( священник, хор, молитва). А что же призывает народ на службу, или предупреждает во время какого-либо бедствия? (Ответы детей). Конечно, колокольный звон. В каждом храме есть своя колокольня, ну или звонница. Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чем нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали). Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое – нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким). А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).

– Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, громкий, тихий и т.д. другими словами вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем. – Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?(большие и маленькие). А как вы догадались? (низкие звуки – низкие звуки, высокие звуки – маленькие колокола). У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким. Каждый колокольный звон имеет свое название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся только с одним звоном. Называется он БЛАГОВЕСТ = БЛАГО = добро, радость, праздник + ВЕСТ= весть = ДОБРАЯ ВЕСТЬ.  Как вы считаете, можно ли отнести,  колокольный звон из оперы, который мы сейчас слушали к Благовесту?(Ответы детей). Так что такое благовест? (Ответы детей). Молодцы, ребята.

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.


5.

Пение: «Небо и земля» (песнопение)

10

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос  тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».Разучивание произведения:

Трудности

Методы приёмы

Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: небо, земля, ныне, чистая, дева)
четкое произношение согласных звуков (т). ( В таких словах как: торжеству
ют, ликуют, поют, воздают, встречают, возвещают)

Собственный показ

Объяснения

Показ звуковысотности


Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П: Развитие певческих и слушательских способностей.

6.

Рефлексия.

6

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку. Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме? (Ответы детей).

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Преемственность начального звена со средним звеном

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

           При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...

Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.

В данной статье мы рассмотрим трудности, которые могут возникнуть при переходе ученика из младшей школы в среднее звено.   Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается од...