Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
статья по музыке на тему

Тараян Анжела Георгиевна

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...»

Уроки музыки в школе - одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно учителю музыки. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики - ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное было хоть чуть - чуть, но выше всего остального.

Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка - прекрасный воспитатель - и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной.

Особенно трудно объяснить словами музыку духовную. Духовная музыка - это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность - как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому - она и будет для него духовной. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Неуважительное отношение к церковному искусству на протяжении 70 лет XX века отрицательно сказалось на нравственном состоянии общества. Это, кажется, поняли все. Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка, в ней - наша национальная основа, наша духовность и нравственность.

Наиболее ярко выражено духовное воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.

На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Программа по предмету «Музыка» имеет семь разделов, одним из которых является «О России петь - что стремиться в храм».

В первом классе, с самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».

В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь - что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской».  Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский, княгиня Ольга и князь Владимир... Что они сделали для Русской земли?

Фрагмент урока в 1 -м классе, когда поём колыбельную Мамы - козы из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Мы вспоминаем разные эпизоды из мультфильмов: про медвежонка Умку - мама медведица пела ему такую же ласковую колыбельную; про мамонтёнка, который искал свою маму, прижимался ко всем, и так хотел ласки и тепла. Потом вспоминаем колыбельные, которые пели детям их мамы. Сейчас складывается такое впечатление, что дети не столько вспоминают, сколько мечтают о том, чтобы мамы им пели. И уже не так важно, кто ласкает своё дитя - Мама - коза, Мама - Медведица или собственная мама. Потому, что в мире существует вечная тема - мать и дитя. Ощущение теплоты и доброты в классе усиливается зрительными образами: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Владимирская Богоматерь», «Богоматерь Тихвинская». Важным становится смысл - мать и дитя. Зачем мать приносит в мир своё дитя? Часто ли мы помним о той, которая заботится о нас в этом мире?

В программе по музыке на средней ступени тоже звучит духовная музыка: учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Это «Ария» из «Высокой мессы», «Токката и фуга» ре минор, «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта. Но это западноевропейская духовная музыка. А ведь музыка Бортнянского, Рахманинова по красоте и значимости своей ничуть не меньше.

При слушании «Вокализа» С.В.Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она заполнена?

«В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях». (Л.В.Горюнова) Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика.

Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому я соотношу материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии. И многие учителя нашей школы на своих уроках не редко обращаются к музыке.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно - нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны и с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Музыка - прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка - это чрезвычайно важное и - главное! - ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.

Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки. В данной работе приведены несколько примеров уроков музыки....

Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по ...