Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности
учебно-методический материал по музыке (4 класс)

Руденко Ольга Васильевна

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по музыке Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов  образовательных организаций  

 Энгельсского муниципального района

«Учитель будущего. Успех каждого ребенка»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности.

                                                           

                                                                      Доклад  учителя музыки

                                                           высшей  категории

                                                            МБОУ «СОШ №9»

                                                 Руденко О.В.

        

2020г.

    Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу, развивают художественный вкус.  

    Я, как  учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно – нравственные качества любовь к Родине, своему народу.

 

    Работая по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева считаю, что именно эта программа подходит для формирования у ребенка  понимания добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

   Духовно – нравственное развитие в начальной школе включает четыре раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”  

    Музыкальный репертуар каждого урока носит нравственно – духовную направленность. В первом классе это песни о маме, Родине, родном крае, дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни – колядки. Год от года произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по богатству её идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой Отечественной войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость.

Духовная музыка способствует: нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину; общению с самим с собой; ощущению гармонии внутри себя.

В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается  в нескольких направлениях: колокола на Руси и колокольность в русской музыке; знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;

собственно музыка, звучащая в церкви  во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной.

Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи; содержание церковно-православных праздников; идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

    Задачи уроков -   через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.

   Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви” П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

    Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

   Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в народном духе.   Я рассказываю о том, что  эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

   После знакомства  с музыкой Мусоргского «Рассвет на Москве – реке» делимся впечатлениями, находим ответы на такие вопросы:

- Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чем её красота?

 – Что хотел рассказать нам композитор своей музыкой? (любите свою Родину, гордитесь ею, хотел показать, как прекрасна жизнь).

 - Чему учит нас эта музыка? (бережному отношению к природе, к близким людям)

 – А вы любите свою Родину?

 - Что такое Родина в вашем понимании? В беседе мы даем ответ на эти вопросы.

Эмоционально-нравственной вершиной  уроков в 4 классе должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!».  Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе,  воспитывая чувство гордости своими героями,  историей,  своей Родиной. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. И  она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

   Духовно нравственное воспитание имеет продолжение и во внеурочной деятельности. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.  (Слайд 2)

    Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря  ей, воспитывается патриотизм в человеке.

     Наша страна многонациональна – можно сравнить с разноцветным ковром. Сохраняя память о музыкальных традициях прошлого, мы добавляем частицу мудрости своего народа, красоты родного края, бережного отношения к каждому человеку нашего многонационального государства, его религиозным чувствам, праздникам, обычаям. (Слайд 3)

    Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности. Ребята с трепетом выступают перед ветеранами труда в доме  интернате. У детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять. (Слайд 4).

 А с какой любовью рассказывают о своих прадедушках, которые защищали нашу Родину, наш народ. (Слайд 5).И наша задача   через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.

   

     Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.(Сайт 6)

    Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно  из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание внеурочной деятельности

Слайд 2

Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества. Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.

Слайд 3

Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Слайд 4

Сохраняя память о музыкальных традициях прошлого, мы добавляем частицу мудрости своего народа, красоты родного края, бережного отношения к каждому человеку нашего многонационального государства

Слайд 5

Ребята с трепетом выступают перед ветеранами труда в доме интернате.

Слайд 6

Помним твой славный подвиг герой

Слайд 7

Духовные, нравственные аспекты закладываются в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»

Приводится  краткая  аннотация  к  программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в  начальной  школе»...

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...

духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.

В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...