Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Ведерникова Мария

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».

Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

 

Цель

формирование представления о видах колокольных звонов и их звучании.

Задачи

- сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

- познакомить с колокольными звонами: благовест, трезвон, набат;

- сформировать представления о понятии «тембр»;

- способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей;

- способствовать развитию умения давать собственную оценку тому или иному произведению - искусства, и одновременно толерантно относиться к мнению сверстников;

- пробудить интерес к творчеству русских композиторов, поэтов и художников,  к роли колокольной музыки в жизни человека;

- воспитывать чувства патриотизма и уважения к истории Родины.

Тип и форма урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и действий. Комбинированный.

Учебная ситуация

Мотивировать детей на осмысленное усвоение нового материала о колокольной музыке с помощью различных видов деятельности на уроке.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- определять и различать виды колокольных звонов по звучанию;

- различать их тембровые особенности;

- в доступной игровой форме исполнять колокольный перезвон;

- воспринимать музыкальные произведения, доступные возрасту;

- выражать своё отношение к колокольной музыке, в словесной форме;

- исполнять выразительно песню, соблюдая певческую установку.

  Обучающиеся получат возможность научиться:

- воплощать образное содержание колокольной музыки в движениях;

- узнавать услышанное на уроке произведение М. П. Мусоргского;

- оценивать значение колокольной музыки в жизни русского народа на основе

знакомства с историей колокольных звонов;

- воплощать содержание музыки в пении;

- развивать вокальные способности;

- слушать музыкальное  произведение, выделяя его особенности.  

Личностные результаты

Сохранят внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимать музыкальные и художественные произведения на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства сопричастности к истории своей Родины и народа.

Метапредметные универсальные учебные действия

Познавательные: понимать терминологию, связанную с колокольной музыкой и  обозначающую звучание колокольных звонов; развивать  интерес к различным видам познавательной деятельности; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание.

Коммуникативные: формировать умения участвовать в диалоге с учителем,  участвовать в совместной учебной деятельности,  слушать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:  выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; развивать  умения анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию о колокольной музыке.

Образовательные ресурсы

Музыкальные инструменты: синтезатор, колокольчики.                                                                                               

Оборудование:  компьютер, экран, проектор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Музыкальный материал для слушания: М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»,  Красный Лаврский трезвон, колокольный звон – Благовест, колокольный звон – Набат, Д.Б. Кабалевский «Наш край».

Презентация «Великий колокольный звон».    

Наглядный материал: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб. для

общеобразовательных учреждений.  Изображение Св.Троицкая-Сергиевой лавры Успенского собора и колокольни; Левитан И.И. «Вечерний звон»»; портрет М.П. Мусоргского; М. Нестеров «Северная идиллия»; репродукции «Кижи» (подборка); В. Кандинский «Василий Блаженный»; изображение катания на тройках и празднования масленницы.                                                                                  

Основные понятия темы

 

Духовная музыка, «поддужный» колокольчик, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, колокольня, тембр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_kolokolnyy_zvon.rar2.29 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».

Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Цель

формирование представления о видах колокольных звонов и их звучании.

Задачи

- сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

- познакомить с колокольными звонами: благовест, трезвон, набат;

- сформировать представления о понятии «тембр»;

- способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей;

- способствовать развитию умения давать собственную оценку тому или иному произведению - искусства, и одновременно толерантно относиться к мнению сверстников;

- пробудить интерес к творчеству русских композиторов, поэтов и художников,  к роли колокольной музыки в жизни человека;

- воспитывать чувства патриотизма и уважения к истории Родины.

Тип и форма урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и действий. Комбинированный.

Учебная ситуация

Мотивировать детей на осмысленное усвоение нового материала о колокольной музыке с помощью различных видов деятельности на уроке.

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- определять и различать виды колокольных звонов по звучанию;

- различать их тембровые особенности;

- в доступной игровой форме исполнять колокольный перезвон;

- воспринимать музыкальные произведения, доступные возрасту;

- выражать своё отношение к колокольной музыке, в словесной форме;

- исполнять выразительно песню, соблюдая певческую установку.

  Обучающиеся получат возможность научиться:

- воплощать образное содержание колокольной музыки в движениях;

- узнавать услышанное на уроке произведение М. П. Мусоргского;

- оценивать значение колокольной музыки в жизни русского народа на основе

знакомства с историей колокольных звонов;

- воплощать содержание музыки в пении;

- развивать вокальные способности;

- слушать музыкальное  произведение, выделяя его особенности.  

Личностные результаты

Сохранят внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимать музыкальные и художественные произведения на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства сопричастности к истории своей Родины и народа.

Метапредметные универсальные учебные действия

Познавательные: понимать терминологию, связанную с колокольной музыкой и  обозначающую звучание колокольных звонов; развивать  интерес к различным видам познавательной деятельности; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание.

Коммуникативные: формировать умения участвовать в диалоге с учителем,  участвовать в совместной учебной деятельности,  слушать других, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:  выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; развивать  умения анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию о колокольной музыке.

Образовательные ресурсы

Музыкальные инструменты: синтезатор, колокольчики.                                                                                                

Оборудование:  компьютер, экран, проектор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Музыкальный материал для слушания: М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»,  Красный Лаврский трезвон, колокольный звон – Благовест, колокольный звон – Набат, Д.Б. Кабалевский «Наш край».

Презентация «Великий колокольный звон».    

Наглядный материал: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб. для

общеобразовательных учреждений.  Изображение Св.Троицкая-Сергиевой лавры Успенского собора и колокольни; Левитан И.И. «Вечерний звон»»; портрет М.П. Мусоргского; М. Нестеров «Северная идиллия»; репродукции «Кижи» (подборка); В. Кандинский «Василий Блаженный»; изображение катания на тройках и празднования масленницы.                                                                                  

Основные понятия темы

Духовная музыка, «поддужный» колокольчик, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, колокольня, тембр.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие, подготовка к уроку.

Звонит в колокольчик.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

РегулятивныеУУД: волевая саморегуряция.

Фронтальная.

Наблюдение

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Россия – Родина моя. Песня Д.Б. Кабаревского, А. Пришельца «Наш край».

Предлагает вспомнить раздел «Россия – Родина моя» и исполнить песню Д.Б. Кабалевского «Наш край», даёт певческую установку.

Активно слушают. Отвечают на вопросы.  

Выразительно исполняют песню.

Познавательные УУД: умение структурировать знания,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли, участие в коллективном исполнении произведения.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности и гордости к своей Родине).

Фронтальная.

Наблюдение, устный опрос.

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Стихотворение Дм. Белухина.

Символы Родины. «Русь колокольная».

Читает эпиграф к уроку Дм. Белухина

Говорит о символах нашей Родины. Предлагает сформулировать тему, учебную задачу урока, и зафиксировать в тетрадь. 

Знакомятся с эпиграфом. Активно слушают. Отвечают на вопросы.  

Предлагают формулировки темы и учебной задачи.

Регулятивные УУД: принятие учебную задачу, сформулированной вместе с учителем.

Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности и гордости к своей Родине).

Фронтальная.

Устный опрос.

IV. Усвоение новых знаний и способов действия.

Учебник – разворот «О России петь – что стремиться в храм». Изображение Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, картина М. Нестерова «Северная идиллия». Колокольня, звонница.

Предлагает рассмотреть разворот учебника «О России петь – что стремиться в храм», обращая внимания на изображение величественного Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия».

Рассказывает о колокольни и звоннице.

Рассматривают разворот учебника, делятся своими впечатлениями. Слушают  рассказ, отвечают на вопросы. Рассматривают репродукции и картины, анализируют.

Познавательные УУД: ориентация в учебнике; поиск ответов на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: высказывание собственного мнения, умение слушать мнение других.

Личностные УУД: проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны.

Фронтальная.

Наблюдение, устный опрос.

Духовная музыка.

Благовест.

Картина И. Левитана «Вечерний звон».  

Трезвон. Тройка. Масленница. Пасха. Понятие «поддужный» колокольчик.

Физ. минутка «Дружные колокола».

Набат.

Фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» - «Великий колокольный звон».

Понятие «тембр».

Начинает разговор о колокольных звонах в контексте духовной музыки.

Знакомит с колокольным звоном - благовест.

Организует прослушивание колокольного звона – благовест. Подбирает эпитеты вместе с учащимися. Организует фиксацию записи в тетрадь.

Предлагает рассмотреть картину И. Левитана «Вечерний звон».

Организует прослушивание Красного Лаврского трезвона. Подбирает эпитеты вместе с учащимися к колокольному звону - трезвон. Организует фиксацию записи в тетрадь.

Предлагает рассмотреть изображение тройки, рассказывает о праздниках, на которых можно услышать трезвон, знакомит с понятием - «поддужный» колокольчик.

Организует игру «Дружные колокола».

Рассказывает о набатном звоне. Организует прослушивание звона набатного колокола. Подбирает эпитеты совместно с учащимися. Организует фиксацию записи в тетрадь.

Организует прослушивание фрагмента оперы «Борис Годунов» - «Великий колокольный звон». Задаёт вопросы об услышанном фрагменте.

Предлагает сравнить и проанализировать услышанную музыку.

Знакомит с понятием тембр. Организует

фиксацию определения в тетрадь.

Активно слушают рассказ. Слушают колокольный звон – благовест. Отмечают характер услышанной музыки,  анализируют, подбирают эпитеты. Фиксируют записи в тетрадь. Рассматривают  картину, анализируют совместно с учителем.

Слушают музыку: Красный Лаврский трезвон.  Отмечают характер услышанной музыки, сравнивают, анализируют, подбирают эпитеты. Фиксируют записи в тетрадь.

Активно слушают рассказ учителя. Рассматривают  иллюстрации, анализируют.

Слушают учителя и активно учувствуют в коллективной игре.

Активно слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Фиксируют записи в тетрадь.

Слушают звон набатного колокола.

Отмечают характер услышанной музыки, подбирают эпитеты.

Слушают музыку: «Великий колокольный звон».  Анализируют и сравнивают.

Регулятивные УУД:

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; осуществление пошагового контроля по результатам под руководством учителя.

Познавательные УУД: овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; осуществление анализа, сравнения, формулировка выводов.

Коммуникативные УУД: осуществление продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со сверстниками при  решении различных музыкально творческих задач на уроке; умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыкальных произведений.

Личностные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны.

Фронтальная, коллективная.

Наблюдение, устный опрос, слушание.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Обобщение. Колокольный звон на Руси и сегодня. Вопросы для контроля.

Стихотворение о колоколах В. Фролова.

Подводит к итогу урока. Задаёт вопросы. Читает стихотворение.

Активно слушают, отвечают на вопросы, формулируют вывод, почему говорят «Русь колокольная».

Регулятивные УУД:

развитие умения анализировать и осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации.

Коммуникативные УУД: высказывание собственного мнения, умение слушать мнение других.

Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности и гордости к своей Родине), эмоциональное «переживание» текста, выражение своих эмоций.

Фронтальная.

Устный опрос, наблюдение.

VI. Рефлексия деятельности, самооценка.

Самооценка.

Цветовая диагностика.

Организует оценивание деятельности учащихся на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке в тетрадях.

Регулятивные УУД: осмысливание и оценивание с своей деятельности на уроке.

Коллективная.

Записи в тетрадях.



Конспект урока музыки во 2 классе. II четверть.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм».

Тема: «Великий колокольный звон».

Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Звонок в колокольчик.

Динь дон, динь дон!

Слышим колокольный звон.

Он приветственно звенит,

«Здравствуйте» всем говорит.

- Проверим готовность к уроку.

- В 1 четверти мы с Вами знакомились с музыкой о Родине. Давайте вспомним песню Д.Б. Кабалевского «Наш край».

- Сегодня мы продолжим говорить о Родине.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Дмитрия Белухина «Колокола»

«Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить…»

- Ребята, что за звуки открыли наш урок?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Запишите название темы в тетрадь.

- Россию часто называют «Русь берёзовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются берёзы и ромашки.

Но есть  ещё одно название нашей Родины – «Русь колокольная». А почему вы знаете? О чём же нам говорит это название мы и попробуем выяснить на этом уроке.

Давайте откроем учебник и рассмотрим разворот «О России петь – что стремиться в храм».

Обратить внимания на изображение величественного Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия».

Рассказывает о колокольни и звоннице.

- А как вы думаете, почему так высоко располагаются колокола? Чтобы звон разносился далеко по округе.

Колокольный звон - это мелодия, вынесенная за порог церкви, она одухотворяет окрестности храма, напоминает о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружен в монотонность будней; он возвещает о вере, жизни пронизанной ее светом и будит уснувшую совесть.

- А как выдумаете колокольный звон это музыка или нет?

Конечно же это музыка, но особая, духовная.

И первый звон, который мы сегодня послушает называется Благовест. Запишите.

Как звучала музыка? Звон звучал убаюкивающе, такой звон призывает нас помолиться перед сном. Подбор эпитетов. Спокойно, медленно, благодатно.

Предлагает рассмотреть картину И. Левитана «Вечерний звон». Анализ.

- Сейчас мы послушаем с вами ещё один колокольный звон, и попробуем определить о каких событиях он нас оповещает.

Вы слушали идущие подряд три удара в несколько колоколов. Такой звон и называется трезвон. Подбор эпитетов. Радостно, празднично, торжественно. Фиксация записи в тетрадь.

Предлагает рассмотреть изображение тройки, репродукции и картины Кандинского, рассказывает о праздниках, на которых можно услышать трезвон, знакомит с понятием - «поддужный» колокольчик.

Физ. минутка.

 А давайте у нас в классе устроим звонницу! Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Колокольный звон изображается пением и ритмическими движениями.

1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом. (наклоны головой)

2 группа: средние колокола поют: бим- бом, (наклоны руками)

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом. (с ноги на ногу)

Рассказывает о набатном звоне. Организует прослушивание звона набатного колокола. Подбор эпитетов. Тревожно. Взволнованно, беспокойно и призывно. Частый звон в 1 колокол.Фиксация записи в тетрадь.

А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своём произведении русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Организует прослушивание фрагмента оперы «Борис Годунов» - «Великий колокольный звон».

- Какой характер у этого звона?

- О чём может сообщать звон такого характера?

- Это был фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», когда главного героя оперы венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают. Фиксация названия прослушанного фрагмента в тетрадь.

- Вспомните, как звучали благовест, трезвон и набат,  и сравните с прослушанным только что фрагментом оперы. Кроме разницы в характерах есть ещё разница в исполнении. В чём она?

- Мы слышали звон настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусорского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов.

Таким образом колокольный звон может звучать по разному. Вспомните, даже когда мы с Вами исполняли песню «Наш край», когда старались петь одинаково, на одной высоте, голоса наши звучали по разному. Меняется колокол или инструмент, и изменятся окраска звучания, а в музыке это называется – тембр. Послушайте как по-разному могут звучать колокольчики. Запишите в тетрадь.

- Итак, теперь мы можем сказать, почему нашу Родину называют «Русь колокольная»? Выводы.

Мы с вами узнали, что колокольный звон на Руси сообщал какую-либо весть.

- А почему использовали именно колокола?

Всё верно, других средств связи раньше не было.

Колокольный звон от самых маленьких колокольчиков, которые можно было услышать на тройке лошадей до церковных колоколов полюбились в народе и стал составляющей частью нашей русской культуры.  И сегодня школьный колокольчик зовёт первоклашек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

1.Как называется башня рядом с храмом, где размещают колокола?

2.Как называется колокольчик, который прикреплён под дугой  у лошади?

3. Какие виды колокольных  звонов  вы узнали?

4.Как вы поняли, что такое тембр?

5. Назовите композитора, в произведении которого звучат колокола?

6. Какие события  в России сопровождались колокольным звоном?

- Колокольный звон для русских людей – это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России.

…Колокола родной страны,

Где быт иной, иные цели.

Как хорошо, что вы слышны,

Как хорошо, что уцелели!

В. Фролов.

Организует оценивание деятельности учащихся на уроке. Предлагает наклеить в тетрадь зелёный колокольчик – если Вам было легко работать на уроке и всё понятно, жёлтый – было не всё понятно, красный – трудно, ничего не понял.

Предлагает учащимся дома с родителями узнать, какие ещё бывают колокольные звоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технология - музыка в 4 «Г» классе КРО.

"Тайна красоты. Работа с пластилином. Пластилин на проволочном каркасе. Цветок.Цель: Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда. ИКТЗадачи.Показать способы получения ра...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...

Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...

Конспект интегрированного урока ИЗО + музыка для учащихся 1 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Урок способствует созданию  положительной эмоциональной среды для социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), посредством изобразительной и музыкальной деятельности....