Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков а также в русской классической музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vo_2_klasse_velikiy_kolokolnyy_zvon.docx21.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему "Великий колокольный звон"

Курова Л.В., учитель музыки в начальных классах

                                               Тема урока: «Великий колокольный звон»

Цель: Познакомить  с  понятием «духовная, музыка», с названием колокольных звонов  и их звучанием. А также показать значимость колокола в христианской жизни.

 Задачи: формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности.

Методы:      беседа, рассказ, сравнение, практические упражнения, распевания.

Ход занятия

Звучит Колокольный Звон Троице - Сергиевой Лавры

Во время звучания читается стихотворение

Звёзд узор старинный в синей вышине.
Вечер длинный, длинный тает в тишине.

Слышу отдалённый колокольный звон.
Памятью бессонной светло окрылён.

В переулке снежно, скрип шагов певуч,
А в душе так нежно светит звёздный луч.

-Здравствуйте,ребята!Скажите пожалуйста Что за звуки открыли наш урок?(это был колокольный звон)А вспомните пожалуйста  вы где ни будь слышали колокольный звон?(ответы детей).Верно колокольный звон можно услышать в церкви, на улице, по телевизору.)

-Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению-колокольному звону. Но сначало давай те разберемся колокол можно ли назвать музыкальным инструментом?(да).Почему?(потому что он исполняет мелодию).Ребята а как вы думаете этот инструмент примерно  когда был создан?(давно).Поэтому наша задача-разобраться где звучал колокол, и какое место он занимал в народе.

Колокола на Руси появились в 10 веке с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания. Вопрос, откуда пришли колокола на Русь, до сегодняшнего времени остается открытым. Одни считают, что колокольные звоны пришли из Западной Европы, другие родиной колокольного звона считают Византию, третьи говорят, что колокольный звон появился на Руси независимо ни от кого.  Ряд исследователей полагает, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья там была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.).Как бы ни было на Руси колокольный звон занимал  особое положение и уважение. Колокола на протяжении многих веков сопровождали своим звоном жизнь христиан. «Малиновые перезвоны «указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни - прибаутки «Бом - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков а также в русской классической музыке.

Давайте послушаем произведение  известного нам композитора Модеста Петровича Мусоргского «Великий колокольный звон». Слушая произведение подумайте над вопросом Каким вы услышали звон в произведении. О чем он мог рассказать. Огоре,несчастье,празднике…(ответы детей по прослушиванию произведения).  В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Поэтому музыку мы слышим серьезную, призывающую людей на это событие. Но ребята скажите а вы слышали в произведении  звучание настоящий колокола?(нет)Верно мы слышали оркестр который имитировал нам звучание колокола.(имитация это подражание).То есть инструменты звучали подобию колокола. Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов.. сейчас мы послушаем еще произведение Рахманинова «Сюита№1» А вы послушайте внимательно и скажите какие инструменты здесь сымитировали колокол.(рояль).Правильно причем 2 рояля. Они играли поочередно поэтому создался  эффект звона .

У каждого колокола неповторимый своеобразный звон. или голос. Вот вспомним как называется мужской низкий голос?(бас).Верно. А высокий?(тенор).Так вот ребята голоса колоколов называют также как и голоса людей. Потому что к колоколам относились как к людям. Их брали в плен, наказывали. Колокола помещались в специальном здании рядом с церковью Как называлось это здание?(колокольня).А Верхнюю часть  колокольни ,где подвешиваются колокола ,называют звонницей. А как называли человека который звонил в колокола?(звонарь).На самом деле звонить в колокола это очень трудно. Давайте сделаем небольшое упражнение. Каждому ряду я задам звук и вы будете его воспроизводить на слог  «бом» .и тянуть долго цепным дыханием, пока я не покажу жест «снять».(раздаю трезвучие до мажор а потом до минор).Молодцы. Тяжело было? С какими трудностями вы столкнулись в данном упражнении?(ответы детей:удержать свой звук, удержать лад и т.д.).

По народным поверьям, влиянию церковного колокола могут противостоять сами нечистые силы. Ученые доказали, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.Говорят,когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.

Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей. 

Колокольные звоны бывают пяти видов: перебор, перезвон, трезвон, благовест, набат. Их различают по темпу и составу колоколов. Набат - частый звон в один колокол - сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При благовесте ударяют в один колокол. Различают также большой благовест - когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные. Перебор - погребальный звон - выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу». Перезвон - поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно - удар во все колокола. Трезвон - это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни - например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Пасхальный трезвон - красный - это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.
Предлагаются произведения с разными звучаниями (набат,перезвон,пребор,,трезвон)и дети распознают звучание колоколов.)
 

Предлагаю разучить произведение Благовест («Христос воскрес»).Разучивание и анализ произведения.

Итог.

-Говорят: икона-молитва в красках, храм-молитва в камне, колокол…..продолжите вы…-(молитва в звуке).Смогли мы доказать значение колокола в жизни человека? Можем ли мы теперь по праву сказать что Колокольный звон велик? Почему?(очищает души людей, помогал путникам  в дороге не заблудиться, оповещал о каких либо событиях,  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...

Открытый урок "Колокольные звоны России"

Цель урока:  показать значение колокольного звона в жизни русского народа. Задачи:Образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с...

Урок музыки в 4 классе « Колокольные звоны».

Организовать  деятельность  по  изучению  русской  национальной    традиции  колокольных звонов.  Выявить особенности,  отличия.  Убедиться,...

Урок музыки в 4 классе «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ».

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.Задачи: Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомит...

Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"

Урок  ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....

Урок музыки "Великий колокольный звон". 3 класс.

Урок музыки "Великий колокольный звон"....

Методическая разработка урока по речевой практике на тему: Ролевые игры: «Я звоню другу», «Я звоню в поликлинику», «Я звоню бабушке», «Я звоню учителю»

Цель урока: создать условия для закрепления умения вести разговор по телефону в различных ситуациях. Задачи: Образовательные-закрепить правила общения по телефону;-уточнение и расширение словарного за...