Урок музыки "Великий колокольный звон". 3 класс.
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Урок музыки "Великий колокольный звон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 33.61 КБ |
самоанализ урока | 23.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе по теме:
«Великий колокольный звон»
Предмет | музыка |
Класс | 3 класс |
Автор УМК, учебник | по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. |
Тема урока | «Великий колокольный звон» |
Тип урока | Урок открытия новых знаний и обретения новых умений и навыков. |
Тема раздела: О России петь, что стремиться в храм.
Цель: знакомство с колоколом, видами колокольных звонов, определить их значимость в русской культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать знания о колоколе, колокольном звоне и его значении в жизни людей, в произведениях композиторов;
- познакомить с устройством колокола и профессией звонаря;
- познакомить с видами колокольного звона.
Развивающие:
- развитие творческого мышления, развитие ритмических, слуховых, вокально-хоровых, игровых навыков;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и традициям своего народа;
- воспитание уважения к шедеврам культуры.
Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):
регулятивные: развивать умение слушать, осмысливать, сравнивать, анализировать полученную информацию;
познавательные: познакомиться с колоколом, видами колокольного звона;
коммуникативные: способствовать умению формировать и высказывать свою точку зрения, участвовать в работе и диалоге с одноклассниками;
личностные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своей страны, чувство гордости и сопричастности.
Основные понятия: колокол, колокольный звон, звонарь, набат, благовест, трезвон, перезвон.
Используемый материал:
музыкальный:
- Праздничный трезвон (Ростовские звоны);
- М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
- С. Рахманинов 4 часть фортепианной сюиты №1 для двух фортепиано «Светлый праздник»;
- П. Чайковский Увертюра «1812 год»;
- Русская народная игра «Во городе царевна».
- Русская народная песня «Вечерний звон»;
- Е. Крылатов песня «Колокола»;
Иллюстрационный:
- Репродукция картины А. Александровского «Колокола Спаса»;
- Репродукция картины К. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча».
- репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».
Видеоряд:
- Отрывок из научного фильма программы «Галилео» «Бить в набат».
Оборудование: компьютер, фортепиано, телевизор, музыкальный центр, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальные инструменты, презентация, портреты композиторов М. Мусоргского, С. Рахманинова, П. Чайковского.
Форма урока: комбинированная.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, игровой, анализ.
Ход урока:
- Мотивационный этап. (Интрига с целью концентрации внимания, включения в деятельность.)
- (Дети входят в класс под Праздничный трезвон (Ростовские звоны);
Музыкальное приветствие.
Учитель: Какой не совсем привычный звук вы услышали? Да, это – колокол, колокольный звон. А кто может сказать, это праздничные и радостные звуки или тревожные?
Ученики: Праздничные!
Учитель: Совершенно верно, так колокола возвещали о торжестве в честь победы, в честь праздника. Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов. Узнаем, что есть особенная профессия - звонарь. Узнаем, как давно существует колокол, и какое значение он имеет в жизни людей и в жизни нашей Родины.
Вот как можно колокольным звоном приветствовать победителей.
(Отрывок из увертюры «!812» П. Чайковского)
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществления первого пробного действия.
(Слайд 1. Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон»)
Учитель: Сейчас мы перенесемся в российскую глубинку и под песню «Вечерний звон» исполним свой колокольный звон. В песне «Вечерний звон» мы услышим, как можно голосом подражать звучанию колокола. Попробуем и мы изобразить разные по тембру колокола.
Разделимся на две группы: с большими и маленькими колокольчиками. На слова «бом, бом» поочередно звоним, попадая в ритм. Постарайтесь не спешить и не отставать, уловить правильное настроение.
(исполнение, первые попытки)
- Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия.
Учитель: Все ли получилось? А как вы думаете, что нужно, чтобы получилось, как у настоящих музыкантов? Какими качествами и умениями вы должны обладать?
(Ученики пытаются дать ответ)
- Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Учитель: Для того, чтобы звонить в колокола, нужно обладать: (дети помогают, пытаются найти правильные ответы) чувством ритма, музыкальностью. Должны ли быть знания об основных средствах музыки: динамике, темпе, характере, регистрах? Конечно. Человек, который звонит в колокола, должен знать музыкальную грамоту. А профессия называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны.
(Слайд 2. Отрывок из научного фильма программы «Галилео» «Бить в набат».)
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
Учитель: Колокола появились на Руси еще в 9 веке и стали символом единения, «голосом» и символом нашей Родины. А в 15 веке отлили первый русский колокол. В 1773 – 1735 годах русские мастера отец и сын Иван и Михаил Моторины вылили колокол с использованием старого и нового металла на Пушечном дворе. Для этого была вырыта яма 10 метров глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, все пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали и утрамбовали землей. Он превзошел по красоте и качеству звона все западные образцы!
Ни одно событие в Древней Руси не проходило без колокола.
Звучит: М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» отрывок, как фон.
(Слайд 3, 4. Репродукция картины К. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» . Репродукция картины А. Александровского «Колокола Спаса)
Колокол называют молитвой в звуке. Колокольным звоном звали на службу в храм, собирали людей, встречали и провожали воинов, указывали дорогу путнику. Колокола в старые добрые времена исполняли роль вестника, как люди. Наверное, поэтому и части колокола имеют человеческие названия. У колокола есть уши, плечи, язык, голова, корона, поясок и талия, губа, язык, заплечики…
(Слайд 5. Строение колокола.)
Колокола имеют свой «дом». В народе с любовью относились к колоколам и стали строить для них колокольни, которые поднимались выше остальных домов, чтобы лучше слышно было. А еще стали строить специальные помещения – звонницы. Чем отличается звонница от колокольни?
(Слайд 6.)
А где находится самая главная колокольня нашей страны? Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.
(Слайд 6, 7)
Как называется самый большой колокол? Царь-колокол.
А для того, чтобы узнать, о чем возвещает колокол, было установлено специально изданным указом, как звонить.
Существуют разные виды колокольного звона:
Набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне.
Благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол)
Трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста).
Перезвон - во все колокола, но по очереди – символ печали.
Красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).
- Первичное закрепление нового знания.
Как же можно запомнить звоны? Ведь их так много! Для этого звонари придумывали разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Попробуем.
(Дети повторяют ритм с колокольчиками)
«Пеки блин, дров нет»;
«А мы знаем, да не скажем»;
«Около кола бьют в колокОла»
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Учитель: А сейчас предлагаю встать в круг и поиграть в русскую народную игру «Царевна».
(Дети с учителем играют в игру и используют колокольчик, выбирая ритм самостоятельно)
- Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Учитель: Солнечно и радостно на душе, когда приходит праздник. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов много лет прожил далеко от России, в Америке, но душой, сердцем и музыкой своей всегда поддерживал любовь к Родине. И колокольный звон ему тоже нравился. Вот, что хотел Сергей Васильевич рассказать нам о своей радости и светлом празднике. Мы послушаем сейчас, как композитор изобразил своей музыкой ликование, праздничное настроение, колокольный звон. Слушаем С. Рахманинова, которое так и называется «Светлый праздник», а вы мне потом расскажете, какой инструмент в этот раз был «вестником» торжества, какой инструмент исполнил роль колоколов.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес,
Христос Воскрес, Христос Воскрес...
(Дети отвечают на вопрос - фортепиано)
Учитель: Это была имитация звона. Имитировать - значит подражать.
Итак повторим: (Повторение и закрепление основной информации кратко).
Учитель: Ну, а сейчас пришло время вспомнить и нашу песню о колоколах из фильма «Приключения Электроника».
(Дети исполняют песню «Колокола» Е. Крылатова и Ю. Энтина, разученную уроком ранее.)
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока в 3-Б классе.
1.Характеристика класса.
В 3-Б классе 15 учеников. Класс очень дружный и творческий. Дети с легкостью откликаются на задания, направленные на получение нового опыта (повторить ритм, используя колокольчики). В работе в группах, ребята помогают друг другу, поддерживают «зевак». В классе все ребята поют, любят участвовать в школьных концертах и спектаклях.
2.Место урока в изучаемой теме.
Урок по теме «Колокольный звон», проходит после продолжения знакомства с Кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева и параллельно с одноименным фильмом С. Эйзенштейна и разучиванием песни «Колокола» Е. Крылатова и Ю. Энтина.
Тема патриотизма продолжается и на последующем уроке, где класс знакомится с культурой древнерусского знаменного распева, кантами и стихирами, русскими святыми.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Тип урока: урок открытия новых знаний и обретения новых умений и навыков.
Цель: знакомство с колоколом, видами колокольных звонов, определить их значимость в русской культуре.
Образовательные:
- сформировать знания о колоколе, колокольном звоне и его значении в жизни людей, в произведениях композиторов;
- познакомить с устройством колокола и профессией звонаря;
- познакомить с видами колокольного звона.
Развивающие:
- развитие творческого мышления, развитие ритмических, слуховых, вокально-хоровых, игровых навыков;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и традициям своего народа;
- воспитание уважения к шедеврам культуры.
4.Характеристика плана урока.
Данный урок соответствует общей теме полугодия «О России петь, что стремиться в храм».
Тема урока взята гораздо уже: колокольный звон и традиции, колокольное звучание в музыке.
Выбор темы урока так же определялся требованием общества: патриотическое воспитание и развитие духовно-нравственной стороны личности ребенка.
Отбор содержания зависел от целей и задач обучения, от возрастных особенностей школьников.
В самом начале урока необходимо было создать одухотворенную интригующую атмосферу, поэтому я использовала перезвон.
Для установления контакта учителя и детей необходимо было общение, создание ситуации успеха, поэтому детям был предложен игровой метод,
Беседа была построена на общих знаниях о колоколах. Ребята узнали о легенде появления колоколов, размышляли от чего зависит звук колокола, узнали интересные факты о звонарях.
Учебный материал включает в себя:
- рассказ учителя о традиции колокольного звона;
- музыкальный материал: традиция колокольных звонов на Руси;
- видеоматериал: отрывки из фильма программы «Галилео» «Бить в набат»;
- пение за учителем («за следом»), движение (разминка), запоминание текста (быстрая коллективная память) в игре «Царевна»;
- новый материал о строении колокола, о видах колокольного звона, о профессии звонаря (слайды, видеоматериал из фильма «Бить в набат»);
- знакомство с маленькими колокольчиками и практическое применение полученных знаний и умений в парах, группах, сольно;
- диалог- опрос по новому материалу, по впечатлениям, эмоциональный отклик на полученную информацию;
- пение нового материала (игра «Царевна») и выученного уроком ранее (песня «Колокола» Е. Крылатов – Ю. Энтин);
На уроке использованы методы обучения:
- словесный;
- наглядный, демонстрационный (фильм и иллюстрации);
- практический (ритмические упражнения с колокольчиками, игра, пение).
Приемы обучения:
- рассказ учителя о роли колокольного звона в истории России;
- информация о новом предмете знаний интригует учащихся и тут же предоставляется возможность поучаствовать;
- расширение знаний происходит в игре и продолжении фильма;
- слушание музыки – это новые впечатления, которые помогают услышать звук фортепиано по-новому (С. Рахманинов «Светлый праздник»);
- новый опыт (игра на колокольчиках и народная игра «Царевна») позволяют рассматривать колокольчик, как музыкальный инструмент.
Формы организации познавательной деятельности.
- индивидуальная, групповая и фронтальная
- знакомство с новым материалом
- игровая творческая деятельность
- с помощью видеоряда, иллюстраций, наглядных пособий;
- рассказ;
- музицирование;
- слушание и восприятие музыкальных фрагментов;
- получение убеждения, что действительно музыка колоколов несет в себе неповторимую красоту, силу и духовность.
5. Структурный аспект самоанализа урока:
- информация раскрывается с помощью рассказа учителя, иллюстраций, видеоматериала и дает новые знания;
- музицирование и игровая деятельность – с помощью игры на колокольчиках, в пении, в игре позволяет попробовать свои силы, почувствовать свою причастность к искусству и истории, развить свои умения в звуковысотном и метроритмическом плане;
- слушание знакомит с новыми композитороми и новыми произведениями, дает понимание преемственности родной культуры и классики, открывает новые эмоции.
6. Функциональный аспект:
- цель урока достигнута, благодаря разнообразным методам и приемам, структуре урока.
- цель урока полностью соответствует возможностям класса;
- между учителем и учениками есть взаимопонимание, взаимоподдержка, что помогает активизировать весь класс;
- учитель играет ведущую и определяющую роль в организации урока и учебных действий, в исполнении творческих заданий, в запоминании и освоении нового материала, в пении и музицировании;
- контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на протяжении и в конце урока;
- время на все этапы урока распределено рационально;
- между ними лаконично вписалась ритмическая игра. Этот этап урока послужил так же физкультминуткой, что является элементом использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
7. Аспект оценки конечного результата урока:
- ученики освоили игру на колокольчиках, потренировались с новым ритмическим рисунком в группах и сольно. Получили новые знания о русской традиции и видах колокольного звона, о строении колокола, о профессии звонаря. Познакомились с новым композитором и новым классическим произведением. Прикоснулись к устному народному творчеству и выучили новую русскую народную игру, получили возможность коллективного общения и совместного творчества, исполнили песню хором;
- на уроке использовалось сочетание спокойной, драматической и торжественной музыки
- цель урока достигнута благодаря переключению между видами деятельности учеников, методами и приемами подачи материала учителем;
- учителю для достижения цели необходимо иметь навыки сольного и хорового народного пения a*capella (у меня огромный опыт концертной, телевизионной и педагогической деятельности);
- учитель обязан проявить актерский талант для того, чтобы заинтересовать учеников темой (я использую прибаутки, сказки, поговорки);
- учитель должен владеть медиаресурсами (я легко справляюсь и имею соответствующие заготовки видео и иллюстрационного материала);
- учитель должен владеть инструментом (фортепиано – для меня это любимый инструмент);
- учитель должен уметь держать дисциплину в классе для продуктивной работы коллектива (контакт с детьми налажен и они очень отзывчивы);
- рефлексия урока доказывает, что ребята чувствовали себя комфортно, урок им понравился. И я тоже осталась довольна уроком, так как все поставленные цели и задачи урока были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 4 классе « Колокольные звоны».
Организовать деятельность по изучению русской национальной традиции колокольных звонов. Выявить особенности, отличия. Убедиться,...
Урок музыки в 4 классе «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ».
Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.Задачи: Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомит...
Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"
Урок ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....
Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".
Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...
Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...
Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"
Рассказ детям про великий колокольный звон....