Конспект урока музыки в 3 классе. Звучащие картины. Прощание с масленицей
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "контраст" и "повтор", изучают народные масленичные игры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Радостева Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ Курагинская СОШ № 7

Педагогический стаж – 14 лет

Высшая квалификационная категория

Музыка. 3 класс

Тема. Звучащие картины. Прощание с масленицей

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель:

(деятельностная) - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

 (содержательная) -   расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

(коррекционная) -  развитие психических процессов через специально-организованную деятельность.

Планируемый  результат предметных умений:   обучающиеся получат возможность усвоить новые понятия «контраст», «повтор».

Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

(метапредметный результат)

Общеучебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Звучит песня Леля

Подберите подходящую характеристику  к прослушанному произведению. Выберите из списка.

Взволнованно

Энергично

Радостно

Мечтательно

Жалобно

Грустно

Торжественно

Легко

Празднично

Сказочно

Напевно

Спокойно

(жалобно, напевно, мечтательно, сказочно)

Спланируйте, какую оценку вы хотите получить на уроке. Поставьте на полях.

Какие инструменты солируют в этом произведении? (фортепиано, скрипка)

Дайте характеристику этим инструментам

Фортепиано – клавишный музыкальный инструмент

Скрипка – струнный, смычковый музыкальный инструмент.

Сравните эти понятия

По сравнению с фортепиано, скрипка струнный музыкальный инструмент.

Так же как и скрипка, фортепиано – это музыкальный инструмент

Сравнивая скрипку и фортепиано, можно сказать, что это инструменты симфонического оркестра.

В отличие от фортепиано, скрипка издает звук при помощи смычка, а фортепиано – молоточков.

Не только у скрипки, но и у фортепиано есть струны.

П – осуществляют анализ и синтез как нахождение лишнего

К – формулируют собственное мнение и позицию

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Вспомните, какие инструменты звучали в оригинальной версии песни Леля?

(кларнет и литавры).

Дайте определение этим понятиям.

(Дополняют определения, а потом сравнивают с мнением других ребят).

Кларнет- музыкальный деревянный духовой инструмент

Литавры – музыкальный ударный инструмент.

Разучивание песни Леля

П – анализируют представленную информацию по критериям

Л – проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения частной задачи

П – выбирают из предложенных вариантов верные

3. Построение проекта выхода из затруднения

Ответьте на вопросы и угадайте слово. (записываем первую букву отгадки)

  1. Низкий женский голос (меццо-сопрано) М
  2. Вокальное произведении для одного голоса в опере (ария) А
  3. Скрипичный музыкальный инструмент (скрипка) С
  4. Пастушок, музыкант в опере «Снегурочка» (Лель) Л
  5. Деревья-подсказчики на картине В.Васнецова «Снегурочка» (ели) Е
  6. С помощью чего записываю музыку? (нот) Н
  7. Как иначе называют человека. Который поет песню? (исполнитель) И
  8. Глава государства в русских сказках? (царь) Ц
  9. Сопровождение в музыке (аккомпанемент) А

Получилось слово - Масленица

Что это такое? славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу 

зимы и весны, Аналог Карнавала в европейских странах. Дата

Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования 

Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки.

Анализ репродукций картин Б.Кустодиева «Масленица» (на основе вопросов учебника)

Разучивание масленичных игр

Игра «Почта»

Водящий: Динь! Динь!Динь

- Кто там?

-Почта

-Откуда

-Из города

-А что в городе делают?

(водящий говорит, что именно, например, «Прыгают на одной ножке», а игроки повторяют)

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

П – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

4. Первичное закрепление

В опере «Снегурочка» есть фрагмент, посвященный проводам Масленицы.

Работа с текстом учебника.

Работа с определением

Найдите синоним слова сопоставление (сравнение)

Дополните определение

Повтор – это _____________________ последовательности нот

Контраст - _______________________

в музыке _____________ разнохарактерных приемов.

Повтор в музыке — это повторение последовательности нот.

Контраст в музыке — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов.

К – строят монологическое высказывание, контролируют действия партнера

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале

П – устанавливают причинно-следственные связи

5. Самостоятельная работа

Анализ звучащего произведения.

(Приложение 1)

Обогащение эмоций  при просмотре видео.

Какие оттенки появились во фрагменте при просмотре?

Р – осуществляют самоконтроль за пошаговым выполнением действий

Л – высказывают личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её.

6. Рефлексия деятельности

А) Домашнее задание

Изобразите Масленицу.

Л – оценивают себя на основе критериев успешности

Р – контролируют собственные действия и действия партнера

6. Рефлексия учебной деятельности

Б) Итог урока

С какими новыми понятиями познакомились?

Что больше всего понравилось в музыке?

Выставление отметок.

К – адекватно используют речевые средства в монологической форме

Р – соотносят поставленные задачи и достигнутые результаты урока

Л – проявляют эмоции по поводу собственного поведения

Приложение 1

Текст фрагмента оперы «Снегурочка»

«Прощай, Масленица»

1 хор:

Раным-рано куры́ запели,

Про весну обвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Сладко, во̀ложно нас кормила,

Суслом, бражкой поила.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,

Пролито́ того боле.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Мы честно̀ тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

2-й хор

Ой, честна̀я Масленица! Ой, Честна̀я Масленица, ой!

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно тебя со двора провожать.

Воротися на три денечка!

Не воротишься на три денечка,

Воротись хоть  на денечек!

На денечек, на малый часочек!

 Ой, Честна̀я Масляница! Ой!

1-й хор

Масленица мокрохвостка!

Поезжай долой со двора,

                    У нас с гор потоки,

                    Заиграй овражки,

                    Выверни оглобли,

                    Налаживай соху!

 Весна-Красна̀,

Наша ладушка, пришла!

Наша ладушка, пришла!

Ой, Честна̀я Масленица! Ой!

Масленица мокрохвостка!

Поезжай долой с двора

                   Телеги с повети,

                    Улья из клети.

                    На поветь санки!

                    Запоем веснянки!

Весна-Красна̀,

Наша ладушка, пришла!

Наша ладушка, пришла!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"

Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...

Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"

Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

Открытый урок музыки на тему: «Звучащие картины. Эти разные марши.»

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индивидуальн...

Конспект открытого урок на тему: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей.»

Конспект открытого урока на тему:"Звучащие картины.Прощание с Масленицей." для 3 класса....

План конспект урока музыки 1 класс "Звучащие картины"

План конспект урока музыки 1 класс "Звучащие картины"...