Тема урока: «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского»
методическая разработка по музыке по теме

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_albom_petra_ilicha_chaykovskogo.docx38.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки (внеурочное занятие)

Тема урока: ««Детский альбом» Петра Ильича Чайковского»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель: Познакомить с великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским и его творчеством.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: развивать умения достаточно полно и точно выражать свое мнение, слушать мнение других, рассуждать на тему урока, отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, учиться исполнять песни;
  • Регулятивные: выполнять учебные действия в связи с поставленной целью;
  • Познавательные: участие в совместной деятельности, беседе, развивать интерес к музыкальным произведениям.

Предметные (образовательные): способствовать умению воспринимать музыку, развивать музыкальный вкус.

Личностные (воспитательные): научить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке; воспитывать любовь к музыке.

Основные методы: наглядный, словесный, метод размышления о музыке.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальные записи, мультимедийная презентация.

Оформление доски:

Тема урока

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

Организационный момент. Мотивация к учению

1-2

Актуализация знаний

1-3

Постановка учебной задачи

1-3

Основная часть

20-25

Первичное закрепление новых знаний

5-7

6.

Итог. Рефлексия

2

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УИД

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.
Прежде чем мы начнем урок, давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

Приветствуют друг друга

Регулятивные:

Подготовить свое рабочее место

Личностные:

Воспитание эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний

Урок открывает музыка.

Звучит «Вальс» из сборника Петра Ильича Чайковского «Детский альбом»

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

3. Постановка учебной задачи

- Кто композитор этого произведения? - Мы познакомимся с вами с творчеством Петра Ильича Чайковским

- Перт Ильич Чайковский

4. Основная часть

-  Композитор Чайковский создал музыкальные произведения известные во всем мире. Его музыку знают и любят люди разных стран. П. И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, выразительна и обворожительно красива.

- Какие музыкальные произведения вы знаете П. И. Чайковского?

И, конечно же, знаменитый «Детский альбом»

- «Детский альбом» включает в себя 24 инструментальные пьесы – очаровательные миниатюры, очень выразительные и разнохарактерные. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.

- Как у композитора возникла идея создания такого альбома?

- П. И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить в семью сестры Александры Ивановны Давыдовой. В свободное время П. И. Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками. У сестры было семеро детей, и Чайковский придумывал для них праздники с кострами, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Тогда-то он и решил написать целый сборник для юных музыкантов.

- Открываем альбом. На первом листе написано: "Зимнее утро". Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Мне кажется, что и в "Зимнем утре" он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро". Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?

-  Давайте прослушаем фрагмент: звучит пьеса «Зимнее утро». 
- Что вы представили, слушая пьесу?
- В каких цветах вы видите эту музыку?
- Какой характер этой музыки?


- Но, наверное, мы больше любим, наблюдать за природой весной, когда все оживает, и воздух звенит от птичьих трелей. Об этом нам расскажет пьеса «Песня жаворонка» Звуки ее мелодии передают щебет этой весенней птички. Послушайте, ребята, как мелодия меняется, становится то, то ниже, словно звонкий жаворонок то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле

- Давайте послушаем фрагмент произведение «Песня жаворонка»

- Какими выразительными средствами изобразил пение жаворонка? Как меняется мелодия?

- Композитор передает в музыке и детские игры девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы.

- Давайте послушаем фрагмент произведения «Новая кукла»

- Что вы представили, слушая музыку?

- В каких цветах вы видите эту музыку?

- Какой характер этой музыки?

 

- П. И. Чайковский писал пьесы не только для девочек, но и для мальчиков.

Пьесы, которых говорится об этих играх, называются «Игра в лошадки»

- Давайте послушаем фрагмент произведения «Игра в лошадки»

- Что вы представили, слушая музыку?

- В каких цветах вы видите эту музыку?

А что означает слово «марш»? Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши.

- Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

Звучит пьеса "Мама

- Какие интонации слышатся в музыке?

- Какие чувства композитор испытывал к своей маме?

- Музыка Чайковского без слов, как мы называем такую музыку?

- Какой музыкальный инструмент исполняет эту музыку?

Каков характер музыки?

-  Как она звучит: плавно или отрывисто, тихо или громко, в быстром или спокойном движении?

- Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П. И. Чайковского вечной.

Физминутка.

Речевой канон: 
А воробушек по улице идет
В левом крылышке скрипочку несет
Правым крылышком наигрывает
С ноги на ногу подпрыгивает
Пики, пики, пики, скрип, скрип чок
Пики скрип, пики чок, молчок

- Ребята, вы знаете большое количество различных песен, давайте познакомимся с еще одной песней. Она называется «Мама» (песня исполняется учителем / фонограммой)

- О чем поется в песне? Назовите характер музыки.
- При разучивании мелодии песни стремимся к напевному, округленному звучанию гласных. Дыхание распределяется по фазам.
- Итак, поем выразительно с настроением (разучивание слов песни)

- Поем 1 куплет:

Я целую твoи руки, мoя рoднaя

Ты нeжнee всex нa свeтe, я тoчнo знaю

В мирe нeт тeбя дoрoжe, в мoём ты сeрдцe

Oбними мeня пoкрeпчe, xoчу сoгрeться!

- Теперь споем 2 куплет:

Мaмa, будь всeгдa сo мнoю рядoм!

Мaмa, мнe вeдь бoльшeгo нe нaдo!

Мaмa, тoлькo нe грусти!

И мeня зa всё, мaмoчкa, прoсти!

Ты слышишь, мaмa, будь всeгдa сo мнoю рядoм!

Мaмa, мнe вeдь бoльшeгo нe нaдo!

Мaмa, тoлькo нe грусти!

И мeня зa всё, мaмoчкa, прoсти!

Тoлькo ты всeгдa пoддeржишь и успoкoишь

И oт зaвисти и злoсти мeня укрoeшь.

Я люблю тeбя, ты - aнгeл, тoбoй живу я.

С блaгoдaрнoстью я руки твoи цeлую.

- Учим 3 куплет песни:

Свeт в oкнe, мы вмeстe,

Нa душe свeтлo.

Мaмoчкa рoднaя, кaк с тoбoй тeплo!

Я мoлюсь нoчaми, чтoбы ты жилa,

Чтoбы ты здoрoвoй, мaмoчкa былa!

Жизнь мнe пoдaрилa мaмoчкa мoя!

Бoльшe всex нa свeтe я люблю тeбя!

- А сейчас мы проведем с вами игру «Узнай по тембру». Правила игры.

Ребенок выходит к доске и встает спиной к классу. Дети из класса по очереди припевают фразу с заранее подготовленных карточек. Задача ребенка угадать, кем были исполнены фразы.

Балеты для детей «Щелкунчик», «Спящая красавица», сборник «Детские песни»

Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно.

Прозрачно-просветлённая музыка рисует туманное морозное утро. Лёгкая фактура, слегка заострённый ритмический рисунок прерывистых интонаций создают впечатление переменчивости, зыбкости, напоминают бегающие световые блики.

Мелодия, то становится выше, то ниже, мелодия передает щебет этой весенней птички, словно жаворонок то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле.

Слово марш означает шествие.

- Нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то

- Композитор любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с нежностью

- Музыку без слов называют инструментальной

- Фортепиано

- Музыка очень нежная

- Музыка плавная, тихая, звучит в спокойном движении

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

Предметные: Способствовать умению воспринимать музыку.

Развивать музыкальный вкус

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

Предметные: Способствовать умению воспринимать музыку.

Развивать музыкальный вкус

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

Предметные: Способствовать умению воспринимать музыку.

Развивать музыкальный вкус

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

Предметные: Способствовать умению воспринимать музыку.

Развивать музыкальный вкус

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Познавательные: Понимать интонационно-образный смысл произведений

Предметные: Способствовать умению воспринимать музыку.

Развивать музыкальный вкус

5. Первичное закрепление нового материала

- Ребята, какие чувства вызвала у вас песня «Вместе весело шагать»?
- О чем эта песня?
- Какие эмоции передает нам автор?
- Как надо исполнять песню «Мама»?

6. Итог урока. Рефлексия

- С каким композитором мы сегодня познакомились?
- Какую песню мы сегодня разучили?
- Что интересного было на уроке?
- Что сложного было на уроке?
- Если вам было интересно на уроке и вы считаете, что сегодняшний урок был полезен поставьте  смайлик мажор (радость).

- Если вы считаете, что урок был полезен, но вам не все было интересно на уроке, поставьте смайлик минор (грусть).

Коммуникативные: Умение доказывать свою точку зрения, рассуждать

Личностные:

Воспитание эмоциональной отзывчивости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки "Путешествие по разным странам мира. Петр Ильич Чайковский "Детский альбом"

Конспект урока музыки для 1 класса с использованием конструктора Лего "Построй свою историю"....

Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского

Данный материал можно использовать на классных часах в начальной школе, а также на уроках музыки по программе Е.Критской. Кроме конспекта урока, подобран музыкальтный материал, а также презентация к з...

Музыка Петра Ильича Чайковского

Материал содержит конспект внеклассного занятия музыки для 1 классса....

Петр Ильич Чайковский. «Детский альбом».

Тема: Петр Ильич Чайковский. «Детский альбом».Тип урока: изучение нового знания.Цель: Привлечь внимания детей к изучению музыки Петра Ильича Чайковского.Планируемые результаты:1. Предметны...