Конспект урока музыки во 2 классе на тему "Сказки перед сном"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Гaзизова Оксана Шамильевна

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

- Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

- Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

- подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

- подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема семинара   «Метапредметный подход на уроке музыки»  

Урок музыки  2 класс

Раздел: «День, полный событий».    Тема: «Сказки перед сном»

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
 
Расул Гамзатов

Дидактическая цель:  сформировать представление о колыбельности под средством инструментальной и вокальной музыки.

         Планируемые  результаты:                                                                                                 Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы

Предметные УУД: уметь сравнивать музыкальные характеристики, формирование интереса к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности

Метапредметные:                                                                                                                                  познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации; формирование умения анализировать музыкальное произведение;      

  коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве;                                                  

   регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран, куклы, коляски игрушечные, ложки, колокольчики, бубен, файлы; музыкальный центр.

- презентация к уроку;

Ход урока:

  1. Организационный момент.(2 мин)

  Вход в класс под музыку.  («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский).

- Добрый день мои дорогие дети!

  1. Актуализация  знаний

- Я очень рада встрече с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Итак, назовите музыкальное произведение, под звуки которого вы вошли в класс.

- Кто композитор этого марша?( П.И.Чайковский)

- Какие бывают марши? (военный, праздничный, детский, спортивный, игрушечный).                                                                                                                                  -А сейчас я предлагаю поиграть  в игру «Угадай мелодию». Сейчас прозвучат знакомые вам марши. Вы должны узнать его, промаршировать  в характере каждого марша и отгадать название и композитора.  (1.«Шествие кузнечиков» С.С. Прокофьев.  2.«Похороны куклы» П.И. Чайковский. 3. «Марш» С. Прокофьев.4. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.)( слайд2)

- А что объединяет все марши?  (Четкий шаг, ровный пульс)

2. Введение в тему урока   ( Тема закрыта, на доске открыты сказочные герои)

- Ребята,  кто пришёл к нам в гости на урок? (сказочные герои)

- А где живут сказочные герои? (в сказке)

- Вы любите слушать сказки?

-Какие сказки вы знаете?

- Попробуйте сами назвать тему нашего урока.?( предположения детей о сказках)

- Давайте сверим ваши предположения. Прочитайте тему урока. (открывается тема)                                                                                                                                                        - Правильно, тема сегодняшнего урока  «Сказки перед сном» (Слайд) 

3. Основная часть:

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П.И. Чайковского и

 С.С. Прокофьева, ощутим все многообразие музыки, связанное с миром их детских впечатлений и переживаний.

- Когда композитор Петр Ильич  Чайковский был маленьким, его воспитывала няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге, Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и попробуйте  понять и рассказать, о чем она ? (Слайд)

 «Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание (1 мин) 

- Как вы думает, о чем была нянина сказка? (например про  злую «Бабу Ягу»).

- Почему?

-Подберите с помощью средств музыкальной выразительности слова-характеристики (на партах слова-характеристики)

Мелодия - отрывисто, плавно, (поступенная).

Динамика – усиливая, затихая, громко

Темп – быстро, медленно, (умеренно)

Интонация – спокойно, взволнованно, грубо, ласково

-Итак, у нас получились 3 столбика. О чем это говорит? (У нас получилась трех частная форма)

-А какую особенность имеет  трёхчастная форма?  (1 и 3 части повторяются)

- А теперь давайте попробуем изобразить  эту форму с помощью различных знаков ( букв, цифр, геометрических фигур).

-Какой инструмент нарисовал сказку? (фортепиано) (выбор из разных музыкальных инструментов в картинках на магнитах, крепят на доску)                                                                                

 -Добрые или злые сказочные герои в ней встретились?

-Закроем глаза, сосредоточимся, прислушаемся.      

 -Какие события  происходят?  

(Повторное слушание) в1части например, злая вьюга ходит, воет,  во 2 части она ненадолго успокаивается, но потом усиливается  и в 3 части – снова злится.

- Чем же закончилась сказка? (вьюга прекратилась) Значит, добро победило зло.

-В какой знакомой вам песне  добро побеждает зло? («Сказки гуляют по свету»)

Звучит знакомая мелодия песни.

Совместное исполнение куплета песни «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина

- Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут  на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной.

Пусть Зло на проделки  хитро,

Но все ж побеждает Добро.

- Когда-то давно, когда Сергей Сергеевич Прокофьев был маленький, он тоже услышал добрую сказку от своей  бабушки. Когда он вырос и стал композитором, то перевёл её на язык музыки. Послушайте, какая «Сказочка» у него получилась. «Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.(2 мин. 15 сек)

- Какой характер произведения? (спокойный, грустный)

- Чем отличается «Нянина сказка» Чайковского от «Сказочки» Прокофьева?  

-Почему Прокофьев дал название не «Сказка», а «Сказочка»?            

Почему композитор использовал такие музыкальные краски?                                                 Вы заметили, что сказка начинается не сразу? Вероятно мальчик увидел свою няню сидящей за вязаньем и попросил рассказать сказку…Музыка звучит как бы вполголоса. Тянется нить из клубка, плетется узор, начинается неспешный рассказ. Только на несколько секунд-тактов отрывается няня от своего вязанья (видимо в сказке что-то страшное произошло), переводит дыхание и ведет сказочку прежним говорком к мирному, спокойному концу.

- Девочки, покажите мягкими движениями рук интонации музыкальной пьесы?

- Пропойте слова, которыми можно передать содержание.

- Вы словно убаюкивали любимую куклу.

- Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

Знакомство с колыбельной.

- Заглянем в учебник на странице 32  и найдем информацию  о колыбельных.

- Какие колыбельные вы знаете? ( «Спят усталые игрушки»,«Спи моя радость, усни» ).

-Давайте поиграем с куклами. Споем им колыбельные (девочки по желанию поют по куплету и качают куклу).

- Посмотрите эту картинку. Вы узнали м/ф? («Умка»). Расскажите, о чем этот мультик.  Что на картинке делает медведица?

Презентация  «Колыбельная медведицы» ( Прослушивание 1 мин)

- Как звучит колыбельная? (тихо, неторопливо, спокойно, напевно)

 

- Почему?  (потому что ночью тихо, чтобы ребёнок спокойно мог уснуть)

- Давайте попробуем исполнить 1 куплет так, чтобы малыш уснул.

 Исполнение.

- Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробка с музыкальными предметами.  Может быть, они помогут  нам  передать содержание колыбельной? (каждый ребёнок выбирает, пробует играть, объясняет на что это похоже: файл – снег (пошуршать), колокольчик – звёзды, льдинки (позвенеть 1 раз), ложки – нет, это звонко, бубен – нет, слишком шумно для колыбельной,  барабан – нет, слишком громко и тревожно.

Исполнение под аккомпанемент выбранных предметов (1к.– файл и колокольчики  по одному по очереди.  2к. – только колокольчики)

- А вам, когда вы были маленькие, пели колыбельные? А кто? (мама)

- А почему, именно, мамы поют колыбельные?

-Каким чувствам учит малыша мамина колыбельная? (добро, любовь, забота, ласка.)

-Мама передает малышу тепло и нежность, ласково поглаживая малыша.

  (слайд )

Вспомните наши песни о маме.  Они нежные, трогательные, передающие искреннюю любовь к самому дорогому человеку. Давайте подарим одну из них нашим гостям.

Презентация и исполнение «Далеко от мамы».

29 ноября в  последнее воскресенье ноября в России отмечался  праздник. Кто знает, какой? (День матери).

-Вы  не забыли  поздравить своих мам. Спойте им эту замечательную детскую песню.

А сейчас,  прочитайте слова поэта Расула Гамзатова и запомните их.

4. Итог урока: 

- Подводим итог нашего урока. Что  нового вы узнали сегодня?

- Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Чему каждый из вас научился?

- Как вы считаете, а чему ещё вам стоит поучиться?

- Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. (Оценивание. Поощрение активных детей оценкой, комментарии к каждой оценке. Пожелание проявлять большую активность другим учащимся).

Домашнее задание:

- Дома мальчики нарисуют то, что услышали в музыкальных сказочных произведениях, а девочки сочинят колыбельную песню для своей куклы.

Рефлексия:

Выбирают знак-символ, соответствующий позиции ученика, крепят его на общий лист рефлексии и высказываются)

5. Орг. момент: 

- Спасибо! До новых встреч!

- Выход под песенку  «Далеко от мамы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...