Использование загадок на уроках музыки в начальной школе
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Тимошевская Ольга Владимировна

Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.

Загадки оживляют урок,  развивают мышление, память. Лаконичные по форме, загадки дают словесный портрет предмета, явления, характеризуют их с новой, неожиданной стороны.

В статье подборка загадок на музыкальную тематику, которые можно использовать на уроках музыки в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл загадки на уроке музыки25.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование загадок на уроке музыки в начальной школе

        Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. В жизни ребёнка наступает такой период детства, когда он начинает познавать окружающий мир, ищет ответы на бесконечные “почему”. Его фантазия направлена на конкретные повседневно видимые предметы и явления, а в них столько всего интересного. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.

        Загадки заставляют детей подумать, угадать скрытый смысл, заостряют внимание на отдельных предметах, явлениях жизни, общественных событиях, процессах происходящих в природе и так далее.

        Дети быстрее запоминают названия сложных на первый взгляд музыкальных терминов, если начать рассказ с отгадывания загадок или закрепить процессы на уроке с помощью загадок, чтобы заинтересовать детей.

        Загадка – тайный художественный образ. Для детей она служит испытанием, проверкой гибкости ума, догадливости, наблюдательности, упражнением для размышления. Загадки помогают детям развивать логическое мышление, память. Загадка – это замысловатый вопрос с поэтическим описанием хорошо знакомого и привычного. И ответ на такой вопрос помогает выявить, кто самый смекалистый, самый наблюдательный, так как восприятие загадки требует воображения, игры, фантазии, помогает всестороннему развитию детей.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.

Б.Асафьев

        Очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.

Все это помогает учителю провести урок музыки на высоком уровне. После такого урока учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи с музыкой.

        Дети любят загадки типа “продолжи загадку”. Они способствуют сосредоточению внимания, работоспособности мышления, желанию первому дать ответ.

        На уроках музыки в начальных классах я часто использую игровые моменты, игровые ситуации, которые оживляют внимание детей, делают процесс обучения для них интересным и увлекательным. Преподнесённый в игровой форме теоретический материал запоминается детьми значительно легче.

        Загадки оживляют урок,  развивают мышление, память. Лаконичные по форме, загадки дают словесный портрет предмета, явления, характеризуют их с новой, неожиданной стороны. Тем более, что у детей младшего возраста наглядно-образное мышление развито сильнее, чем абстрактное.

        Я осуществила подборку загадок на музыкальную тематику, которые можно использовать на уроках музыки в начальной школе.

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр)

Музыкантам машет он

Палочкою... (дирижёр)

Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят, как две копейки, —

Музыкальные... (тарелки)

Круглый, звонкий, всем знакомый,

Все линейки с нами в школе.

Дробь на нем стучим всегда,

Громкий звук — не ерунда.

Инструмент не зря нам дан,

Чтоб стучали в... (барабан)

 

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

 

Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

 

Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран

Зовут линейки... (нотный стан)

 

Он ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце впереди. (Скрипичный ключ)

 

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —... (звукоряд)

 

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

Оно большое, как комод,

 Под крышкой музыка живет.

 А маленькие дамы

 На нем играют гаммы… (фортепиано)

Инструмент зовем роялем,

Я с трудом на нем играю.

Громче, тише, громче, тише —

Все игру мою услышат.

Бью по клавишам я рьяно,

Инструмент мой — ... (фортепиано)

Этот старый инструмент –

Дедушка рояля –

Нас сегодня пригласил в

сказочные дали.

Вы хотите встречу с ним?

Это старый …(клавесин).

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале… (гитара).

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем... (гитарой)

Эту песню нам пела мама,

Когда колыбель качала. (Колыбельная песня)

 

Балы... балы... и музыка играет,

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский танец движет силуэт,

А танец называем... (менуэт)

Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».

Что то за танец? Узнал? Говори! (Вальс)

Ярко зал весь засверкал,
приглашает всех на бал.
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот…… (
вальс)

Танец дома, в коридоре,

Репетировала я.

Все движения из танца

Выучила вся семья.

Знает даже кошка Мурка,

Как танцуется... (мазурка)

Ах, в танце быстроты-то сколько!

Зовется танец просто — ... (полька)

 

Под музыку танцы,

Под музыку встряска

Зовется понятно всем, просто.

То... (пляска)

 

На балах он танцевался

И торжественным считался.

Кто не знал, тот и не лез.

Ну а танец — ... (полонез)

 

Запись нот объединяет

Инструментов голоса,

Что в оркестре-то играют:

Птичка — флейта, волк — труба.

Запись нот в такой текстуре

Называют... (партитурой)

 

Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ... (балет)

 В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут? (Опера)

На нотную запись смотрю да смотрю,

Все понимаю и говорю:

«Мелодию делим в отрезки, вот так!

И видим, что каждый отрезок — ... («такт»)

 

Писали ноты, между ними

Черту все время проводили.

Вертикальная палочка та —

Это... (тактовая черта)

 Вставим диск мы в граммофон,

Запоет в мгновенье он.

Диск и дырка в серединке,

Он зовется... (грампластинкой)

 

Этот музыкальный строй

Из октавы ни ногой.

Звукоряд определяет,

А название все знают.

Вы спросите у ребят,

Что такое это? (Лад)

 

Я веселье и задор,

А зовут меня …(мажор)

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем, называется …(мажор)

Если в нашей пьесе тучи, дождик льёт во весь опор,

Этот лад ужасно грустный – называется …(минор)

Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
это лад печальный, грустный,
называется………. (
минор)

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка! (Инструменты)

 

Вместе, в ногу, раз, два, три!

Как шагают, посмотри!

Не поют и не танцуют,

Строем дружно... (маршируют)

 

 Слышится песня. Красиво звучит,

Она о русских святых говорит.

В их честь песнопения звуки пролиты,

И все узнают: эта песня — ... (молитва)

 

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

 

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких... (ложках)

 

Вышел в поле пастушок,

Заиграл его... (рожок)

 

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился... (хоровод)

 Если вместе все поют,

Это... (хором)  назовут.

 

Этот законченный эпизод

Играет оркестр, один поет. (Ария)

 

В переводе с немецкого это «рог».

С трубою схожа, вам скажет народ.

Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно,

А зовется красиво он — это... (валторна)

 

Если пение инструментальное,

То сонатою зовется,

А когда оно вокальное,

Голосом одним поется,

Будет зваться не соната,

Называется... (кантата)

 

Это клавиш набор,

Звук при каждом ударе.

Даже аккордеон им снабжен,

Есть она и в рояле. (Клавиатура)

 

 Мы на сцене выступали,

Мы играли на рояле,

Третий класс нам танцевал,

Пятый класс маршировал.

Песни пели и плясали;

Нам оценки выставляли

Из жюри потом эксперты.

Любим школьные... (концерты)

 

 Куплет один красиво спев,

Я начал петь простой... (припев)

 

Мы дружно поем,

И нас певучей нет...

Когда нас четверо,

Получится... (квартет)

 

Эта ноты высота

Относительно проста.

И не нужно быть магистром,

Чтоб определить... (регистр)

 

Окраску звука так зовут.

С ним высота и громкость тут.

И рядом длительность идет.

Кто признак первый назовет? (Тембр)

 

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

 

 

Песню запоем все вместе,

Зазвучит по школе песня.

Складно, слаженно и дружно.

Вместе петь, ребята, нужно.

Песней полон коридор —

Так старается наш... (хор)

 

Я пою, мой голос чист,

Я один, и я — ... (солист)

 

Тексты песен мы писали,

Все в тетрадке их собрали...

И нынче каждый ученик

В портфеле носит... (песенник)

Песни про героев спорта

Вася громко пел на …(форте)

Катя с музыкой дружна,

Колыбельную она

Пропоёт для брата Яна

Очень тихо, на …(пиано)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.

Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...