Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
учебно-методический материал по музыке (2 класс)

Шишова Светлана Генриховна

Технологическая карта  включает в себя:

  • цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, 
  • предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),
  • образовательные технологии, методы, приемы,
  • методическое обеспечение, ресурсы, 
  • дидактические материалы, 
  • multimedia-ресурсы, 
  • музыкальный материал, 
  • оборудование, используемые учителем на уроке 

 .

  • Ход урока раскрывает деятельность учителя и учащихся  и планируемые результаты на каждом этапе урока 
  • самоопределения к деятельности
  • актуализации знаний
  • постановки учебной задачи
  • "открытия" учащимися новых знаний
  • закрепления знаний
  • включения новых знаний в систему знаний у учащихся
  • рефлексии
  • домашнего задания

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Шишова Светлана Генриховна

ГБОУ школа №46 Приморского района  г.Санкт – Петербурга

Предмет: Музыка

УМК: Музыка 1 – 4 кл.  В.О. Усачева, Л.В. Школяр

Класс:  2

Тип урока:  комбинированный

Дидактические материалы:

  • презентация в программе Microsoft Office PowerPoint;
  • фонограмма фрагмента сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Утро»;
  •  портреты Э. Грига, Г. Ибсена, К.Паустовского
  • Фрагмент рассказа К.Паустовского « Корзина с еловыми шишками»
  • Раздаточный материал (карточки с заданиями;  нотки – целые и половинные -для оценивания ответов учащихся;
  • звезда «Самый лучший»; листы самооценки)
  • Ударные музыкальные инструменты ( буковые палочки, маракасы, деревянные ложки)
  • Иллюстрация О.В.Кузьминой

Образовательные технологии, методы, приемы:  технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная  дискуссия), ИК – технологии (программа MuseScore), элементы игровой технологии (игра «Эхо»), метод размышления о музыке, метод сравнения, практический метод ( анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства), наглядно – иллюстративный метод, элементы технологии критического мышления, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод игровых технологий (игра «Эхо»),   метод письменной диагностики (рефлексия), метод эмоциональной драматургии.

Оборудование:  синтезатор,  фортепиано, компьютер,  интерактивная доска,  проектор,  музыкальный центр, учебники,), рабочие тетради.

Методическое обеспечение, ресурсы:

  • Программа «Музыка 1 – 4 классы» М. «Вентана - Граф», 2013г.
  • В.О.Усачева, Л.В.Школяр  Учебник «Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»,2013г.
  • В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. школяр «Методическое пособие . Музыка 2 класс» М.»Вентана – Граф»
  • В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Фонохрестоматия. Музыка 2 класс»
  • В.О.Усачева, Л.В.Школяр, Л.В.Кузьмина «Музыкальное искусство. Блокнот для учащихся»
  • Д.Б. Кабалевский  «Как рассказывать детям о музыке» М.»Просвещение»2005г.
  • Д.Б. Кабалевский  «Воспитание ума и сердца» М.»Просвещение»1984г.
  • Д.Б. Кабалевский  «Про трех китов и многое другое» М.  « Детская литература»1972г.
  • А,С. Кленов «Там, где музыка живет» М. «Педагогика»1985г.
  • А,С. Кленов «Я познаю мир» М. «АСТ – ЛТД» 1997г.
  • Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь» Л –д»Музыка»1986г.
  • «Музыкальный словарь» (ред. Давыдова М,А,) Изд. «Вако» 2017г.
  • Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М. «Советский композитор»1984г.
  • Т.А.Замятина «Современный урок музыки» М. «Глобус»2007г.
  • Е.Смолина «Современный урок музыки. Творческие приемы и задания» Ярославль «Академия развития»2006г.
  • Л.Масленникова – Золина «Необычные уроки музыки.1 – 4 класс».Изд. «Учитель»2014г.
  • Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» М.,»Академия»1998г.
  • Э.Финкельштейн «Музыка от А до Я» «Советский композитор»1991г.
  • «Музыка в школе» 2006г. №5
  • К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
  • . Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие.- Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц М”, Москва, 2005 г.
  • Г.Ибсен «Драмы . Стихотворения». М. «Художественная литература»1972г.
  • «Музыкальный  энциклопедический словарь» (ред. Г.Келдыш)  изд. «Советская энциклопедия» 1990г.

Multimedia – ресурсы:

  • «Учимся понимать музыку» Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.,ООО «Кирилл и Мефодий» 2007 г. (CD ROM)
  • Мультимедийная  программа  «Соната», Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  • «Музыкальный класс». ООО «Нью Медиа Дженерейшн»
  • Мультимедийная  программа  «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная  программа  «Энциклопедия классической музыки». «Коминфо»
  • Мультимедийная  программа  «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  • Мультимедийная  программа  «История музыкальных инструментов»
  • Социальная сеть работников образования  - https//nsportal.ru

Музыкальный материал:

1) Э. Григ «Утро»

2) «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского 

3)Э. Григ «Песня Сольвейг» (фрагмент)

Технологическая карта урока

Тема четверти

Всеобщее в жизни и в музыке

Тема  раздела

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Тема урока

Изобразительность в музыке Эдварда Грига

Художественно – педагогическая идея урока

Подвести учащихся к осмыслению понятия «изобразительности в музыке»  на примере музыки Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» и определению ее  роли в раскрытии внутреннего мира человека

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление учащимися понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью  музыки» на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро» .

Создание условий для осмысления понятия «изобразительность в музыке» во взаимосвязи с «выразительностью музыки».на примере фрагмента музыкального произведения Э. Грига «Утро»

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогическая задачи урока

1. Познакомиться с музыкой Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», проанализировать музыкальное  произведение;

2. Определить взаимосвязь изобразительности и выразительности и их роли в раскрытии внутреннего мира человека;

3.Познакомиться с фрагментом рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и определить авторский замысел произведения;

4. Найти сходство музыки Э.Грига «Утро» с иллюстрацией Кузьминой О.В. «Утро»;

5.Выполнить задания по группам и в парах ( отгадать кроссворд, определить музыкальные инструменты и найти лишнее слово);

6.Исполнить песню Ю.Чичкова на сл. П.Синявского «Родная песенка»

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов

1) формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия во взаимосвязи с жизнью;

2)выражению личностного отношения к произведениям музыкального, литературного и

изобразительного искусства;

3)пониманию неразрывных связей между нравственным содержанием музыкального произведения  и эстетическими идеалами композитора;

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию

1)интеллектуальной культуры учащихся (умению анализировать, сравнивать, выделять главное, сопоставлять, решать задачи поискового и творческого характера, обобщать);

2)информационной культуры (умению работать с информационными источниками);

3) коммуникативной культуры (умению наиболее точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свое собственное мнение, уважать мнение других участников процесса и сотрудничать с другими детьми в процессе поиска и сбора информации);

4) культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

5) рефлексивной культуры ( умение объективно оценить себя и других участников учебного процесса).

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов

1) познакомить учащихся с творчеством Э. Грига посредством слушания и анализа его произведений, а также знакомства с рассказом К.Паустовского, раскрывающего нравственные и эстетические идеалы личности композитора;

2) способствовать освоению учащимися понятий «переменный лад», «сюита», «пастораль»;

3) ознакомить учащихся с произведением Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

4) содействовать формированию навыков музыкально – творческой деятельности ( пение, слушание музыки, музыкально – творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования);

5) способствовать овладению навыками художественного анализа музыкальных произведений, произведений литературы и изобразительного искусства с выходом на авторский замысел.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Эмоциональный отклик на музыкальное , литературное и произведение изобразительного искусства;
  • Формирование личностных качеств: гражданственности, патриотизма, сопереживания, чувства прекрасного.

Метапредметные (формируемые УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные):

  • Получение новых знаний и применение их в жизни;
  • Формирование  у школьников  умений в постановке, планированию , реализации целей и задач и осуществлении самоконтроля;
  • Овладение нормами общения, умение согласовывать свои действия с учетом позиции других участников учебного процесса;
  • Осознание роли музыки и искусства в целом, как неотьемлимой части жизни человека, общества.

Предметные (понятия, термины, предметные компетенции):

  • Закрепление знаний изученного музыкального материала , навыков слушания и анализа средств музыкальной выразительности  произведений;
  • Принимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальными понятиями и терминологией: «сюита», «изобразительность», «выразительность», «пасторальность», «цветомузыка», «развитие»;
  • Закрепление вокально – хоровых навыков;
  • Закрепление навыков элементарного инструментального музицирования.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности: организационный момент, включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне

Методы: наглядно – иллюстративный        (нотная запись на интерактивной доске), игровой технологии (игра «Эхо»), практический метод .

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, развивает произвольное внимание.

Приветствуют учителя, исполняя музыкальное приветствие. Активно включаются в деятельность

Закрепление практических навыков хорового пения посредством упражнений и навыков элементарного инструментального музицирования

Регулятивные: саморегуляция,  способность  к мобилизации на учебную деятельность.

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.

Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем.

Актуализация знаний (подведение учащихся к осознанию своей гражданской позиции )

Метод побуждающего и подводящего диалога, практические методы (

1.Формулируют свое понимание слова «Родина» как неотъемлемой части жизни человека;

2.Выражают свое нравственно – эстетическое отношение посредством рассуждений;

3. Исполнение песни «Родная песенка» (Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

Закрепление вокально - хоровых навыков

Регулятивные: умение сосредоточиться на выполнение поставленных задач.

 Личностные:  формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям  через музыкально – творческую деятельность.

Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся,  работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности.

Постановка учебной задачи

Цель формулирование темы урока, целеполагание

Методы:  наглядно – иллюстративный (презентация),  метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение).

1.Подведит учащихся к осмыслению цели и задач урока ( с помощью побуждающего диалога), 2.Формулируют тему урока  посредством подводящих вопросов и повторения пройденного материала ( предлагает узнать представленный фрагмент)

1.Отвечают на вопросы учителя;

2.Знакомятся со стихотворением В. Петряева «Норвегия»;

3.Слушают музыкальный фрагмент и определяют произведение («Песня Сольвейг» Э.Грига;

4.Формулируют тему урока ;

5.Осмысливают цель и задачи урока

1.Знакомство со  стихотворением о Норвегии;

2. Закрепление знаний изученного музыкального репертуара

Регулятивные :готовность принимать    учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия;

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса

«Открытие» учащимися новых знаний

Методы:  наглядно – иллюстративный (презентация),  метод подводящего и побуждающего диалога, метод устной диагностики (беседа, наблюдение), метод вокального и пластического

интонирования, метод размышления, метод сравнения  и  анализа, метод «забегания вперед»;

Технологии: технология проблемно – диалогового обучения (фасилитированная  дискуссия);

1. Знакомит учащихся с фрагментом  рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и помогает  определить авторский замысел рассказа,

2.Создает эмоциональный настрой  для прослушивания музыкального произведения Э.Грига «Утро»;

4. Организует анализ услышанного ( определение настроения, средств музыкальной выразительности, пониманию развития музыки) путем фасилитированная  дискуссии);

5.Подводит к осмыслению понятия изобразительности музыки, во взаимосвязи с выразительностью в прослушанном произведении;

6. Организует сравнительный анализ произведения с иллюстрацией Кузьминой О.В., подвести к пониманию взаимосвязи музыки с изобразительным искусством.

1.Знакомятся с фрагментом  рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и пытаются определить авторский замысел;

2.Слушают «Утро» Э.Грига, анализируют и включаются в обсуждение в рамках  фасилитированной дискуссии;

3. Осмысливают понятие изобразительности и выразительности в прослушанном произведении, учатся выделять главное  (преобладание изобразительности);

4. Рассматривают иллюстрацию учебника и делают сравнительный анализ музыки и рисунка;

5.Учатся анализировать произведения изобразительного искусства и находить взаимосвязь с музыкой

1.Осмысление понятий «Переменный лад», «Развитие», «Пастораль»;

2. Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность», «пейзаж», «песенность»;

3.Ознакомление с музыкой  Э.Грига «Утро»

4.Закрепление навыков средств музыкальной выразительности

5. Закрепление навыков вокального и пластического интонирования

Регулятивные :готовность принимать    учебные

задачи, планировать и выполнять учебные действия, умение находить ответы на вопросы;

Коммуникативные: умение рассуждать, высказывать свое мнение и учитывать мнение других учащихся,  работать во взаимодействии с другими детьми в музыкально – творческой деятельности;

Познавательные: умение работать с информационными источниками, анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

Личностные:  формирование эмоциональной отзывчивости на музыку; выражение личностного отношения к музыкальным произведениям  через музыкально – творческую деятельность..

Первичное закрепление

Метод подводящего и побуждающего диалога

1.Подводит к осознанию учащимися взаимосвязи между личностью композитора и его произведениями.  

2.Учит выделять главное и обобщать.    

5. Учит находить взаимосвязи между музыкой и жизнью.                        

1.Принимают учебную задачу

2.Учатся анализировать и обобщать

3. Делают выводы о взаимосвязи личностных качеств и  творчеством композитора

4. Учатся находить взаимосвязи между музыкой и жизнью.

1.Закрепление понятий «изобразительность», «выразительность»,

2.Умение обобщать и делать выводы

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока.

 Цель: развитие  умений обобщать и делать выводы, умений применять полученные знания

Метод устной диагностики, побуждающего и  подводящего диалога

.Технологии: ИК – технологии ( программа Learning Apps.org), технология  проблемно – диалогового обучения;

1. Подводит учащихся основным выводам урока  помощью ответов детьми на вопросы кроссворда;

2. Способствует закреплению знаний у учащихся, организует работу в парах (программа Learning Apps.org),

3. Подводит детей к выводу о том, что изобразительность музыки Э.Грига неразрывно связана с выразительностью;

учит слышать в музыке проявление его личностных качеств: чувства патриотизма, глубокой любви к Родине, к жизни, окружающей красоте, его духовного богатства, великодушия, доброты, мудрости и т.д.

1.Отвечают на вопросы кроссворда;

2. Работают в парах, находя соответствия между знаниями о композиторах и их произведений;

3.Самостоятельно делают выводы по теме урока

1.Закрепление материала, понятий и терминов;

2. Умение размышлять, обобщать;

Регулятивные :готовность принимать    учебные

задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать  корректировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять литературные и художественные произведения, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера;

Коммуникативные: умение работать во взаимодействии с другими детьми и учителем в поиске и сборе информации, работать в парах и группах

Рефлексия

Цель – оценивание деятельности

Метод письменной диагностики(заполнение листа рефлексии);

1.Подводит итоги урока и предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока;

2.Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии

1.Заполняют лист рефлексии:

  • Я сегодня узнал…
  • Я сегодня понял…
  • Я запомнил …
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Мне было интересно…
  • У меня (не)получилось…

---

Регулятивные : умение объективно оценивать свою работу и работу других участников процесса Личностные:  формирование нравственно – эстетических основ личности; осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре

Домашнее задание

1.Объясняет домашнее задание:

1) с помощью любых изобразительных средств  нарисовать «свое» утро;

2) подобрать небольшой отрывок в стихах, или прозе на тему: Утро.

2. Отвечает на вопросы

1. Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Закрепление интереса детей  к творчеству Э.Грига, изобразительности его музыки и понимания взаимосвязи музыки  и изобразительного искусства.

Регулятивные :готовность принимать    учебные

задачи, планировать и выполнять учебные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математике по теме "Уравнение" 1 класс ФГОС

Папка содержит информацию о специфике технологической карты: структура и полезность для учителя и администрации; ПРИМЕР: технологическая карта урока открытия нового знания по теме "Уравнение", презент...

Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс

В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык.Тема: " Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе

Новое построение урока с понятийной гроздью....

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...