Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Пугачева Анжелика Валерьевна

Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.57 КБ
Microsoft Office document icon 4_klass_test_muzyka_rossii.doc33 КБ
Файл k_uroku.pptx924.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

Тема урока: «Святые земли русской». Илья Муромец

Жанр урока: урок – экскурс в прошлое.

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.

Задачи:     1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;

                2) научить определять особенности былин по их жанровому признаку;

                3) выполнять по образцу характерные способы воспроизведения музыкального текста («Тропарь»).

Методы и приёмы работы:     - методы стимулирования и мотивации;

                                        - метод музицирования;

                                        - метод соучастия;

                                        - метод «пластическое интонирование»;

                                        - метод погружения;

                                        - метод контроля и самоконтроля;

                                        - метод имитационного моделирования;

                                        - приём «Музыкальное приветствие»;

                                        - приём визуализации;

                                        - работа со справочной литературой.

Опорные слова:  икона, былина, святость, стихира, тропарь.

Межпредметные связи: - «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»;

                                  - В. Васнецов «Богатыри»;

                                  - икона «Преподобный Илья Муромский Чудотворец».

Методическое обеспечение:- портреты княгини Ольги, Великого князя Владимира;

                                        - портрет А.П. Бородина;

                                        -  В.Г. Ражников «Словарь эстетический эмоций»;

                                        - рисунки детей на темы: «Русь православная»,

                                        «Великий колокольный звон»;

                                        - музыкальный центр;

                                        - фортепиано;

                                        - камертон.

Музыкальный материал: - Былина про Илью Муромца «Из того ли города из

                                      Мурома»;

                                   -  А.П. Бородин, симфония №2 «Богатырская», 1 ч.,

                                      (фрагмент);

                                    - Стихира «Земле Русская, граде святый!»;

                                    - «Тропарь».

                                        

                                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • По трезвучию: «Добрый день, добрый день!»
  • Дин-дон, дин-дон – прозвенел звонок.

Дин-дон, дин-дон, мы садимся на урок!

(исполнение по тонам звучащих колокольчиков разной высоты).

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ ПО РАЗДЕЛУ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (приложение)

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА «РОДИНА» (Первые ливни, первые грозы…)

…И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет…

СЛАЙД 1 Мы начинаем изучать раздел: «О России петь – что стремиться в храм!»

  1. Вступление.

СЛАДЙ 2. Посмотрите на эти картины.

В.:   Что изображено на рисунках? (Храмы, колокольный звон).

        Попробуем перенестись в глубокую древность.

В.:       Какой была Древняя Русь?

        Много ли в ней было городов, деревень?

И в каждом селе, в каждом городе имелась церковь или даже храм.

В.:       Без чего  (какого атрибута) невозможно представить себе храм? (Без колоколов).

А какие виды колокольного звона различают люди?        Чему (каким событиям в жизни народа) соответствовало их звучание? (Набат – нападение врагов, пожар;  трезвон – каждодневное, обычное звучание;  благовест – церковный праздник.)                

                        Хорошо на колокольне

                        Позвонить в колокола.

                        Чтобы праздник был раздольней,

                        Чтоб душа запеть смогла!

                                        (Священник Владимир Шамонин «Радость»).

  • Набат;
  • Трезвон;
  • Благовест – исполнение по ритмоформулам всех видов колокольных звонов.

СЛАЙД 3. Тема сегодняшнего урока «Святые земли Русской» (запись в тетрадь)

Святые земли Русской… Кто эти люди? Чем они занимались? Кем были?

Самое удивительное, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 2-3 КЛАССАХ

СЛАЙДЫ 4-7. Первыми святыми на Руси были Великий Князь Владимир и Княгиня Ольга, крестившие Русь, защитники Руси Александр Невский, Сергий Радонежский. В честь всех русских святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.

СЛУШАНИЕ           Земле Русская, граде святый!

                Украшай свой дом,

                В нём же Божественный

                Великий сонм святых прослави.

Вспомнить, за что причислены к ликам святых Сергий Радонежский, Княгиня Ольга и Князь Владимир, А. Невский. Прослушать (по времени) величания и тропари в их честь

  1. Основная часть.
  • Посмотрите на «Икону Всех святых, в земле Русской просиявших» (стр. 27 учебника).  

В.: Как вы считаете, чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

Икона – это события, а картина – это срез, мгновение жизни.

В.:  Как вы думаете, кого на ней изобразили одними из первых святых? Подумайте о том, что из века в век на Русь нападали враги, что наши предки то и делали, что защищались.

        Да, первыми защитниками Древней Руси были богатыри.

 В.: О ком из них вы имеете представление? Как их звали? Каково их (богатырей) происхождение?

СЛАЙД 8. Посмотрите на картину В. Васнецова «Богатыри».

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 28

Все хорошо знают Илью Муромца как сказочного, былинного героя. Помнят его подвиги. Представляют облик Ильи по картине В.Васнецова. Однако почти 800 лет назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал её драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

        Илью Муромца не называли удалым – его спокойная, величавая мощь выше удали и суеты.

        Ещё при жизни Ильи Муромца в народе о нём было сложено множество былин и сказаний.

        В одной из них говорится, что Илья «приехал – то во стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор».

  • Былина «Из того ли города из Мурома, из того ль села да Карачарова, из того с подворья богатырского выезжал дородный добрый молодец…» - слушание

В.:  Как мы определим, что это жанр былины? (Внимание к слову, распевность, простота мелодии).

Илья Муромец – не только былинный герой, он – русский святой. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января.

        Мощи святого Ильи Муромца хранятся в Киево-Печёрскрй лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

  • Посмотрите на икону «Преподобный Илья Муромский Чудотворец». СТР 29.

В.: По каким признакам мы видим, что на иконе изображён святой? (Нимб над головой).

        А теперь представьте себе, что все три богатыря въезжают на своих конях  в Киев – матерь городов русских.

В.: Как вы думаете, могла ли их изображать вот такая музыка? (Ответы детей – после прослушивания фрагмента).

  • А.П. Бородин, симфония № 2 «Богатырская», 1 часть.

СЛАЙД 9. Показ портрета А.П. Бородина.

Русский композитор XIX века А.П. Бородин достаточно изобразительно показал нам в своей музыке при помощи стилизованного былинного напева черты характера защитников земли Русской.

В.:  По «Словарю эстетических эмоций» (папка)  определите характер звучания этого фрагмента симфонии №2 «Богатырской» А.П. Бородина.

                        (Ответы детей).

В.: Сравните звучание этого фрагмента с былинным напевом, разученным нами ранее: что у них общего, а что их отличает?

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА: «Богатырская сила»  

  1. Заключительная часть (рефлексия).

В.: 1) С какой музыкой мы познакомились сегодня на уроке? (С богослужебной, с былинами).

        2)  По какому поводу она звучала? Какую тему мы изучили? (Святые земли русской).

        3)  Какие виды деятельности нами были освоены? (Ответы детей).

        В следующий раз мы продолжим знакомство со святыми русской земли, и это будет не менее интересно.

        Спасибо!

ОЦЕНИВАНИЕ

Критерии знаний

баллы

2

1

0

Знаю изученный материал пройденного раздела (решил(а) тест)

Могу рассказать о знакомых мне святых земли Русской

Активно участвую в обсуждении, высказываю свои мысли

Умею слушать, понимать и характеризовать содержание музыки

Знаю о композиторе А. П. Бородине

                                                                                                       Итого баллов

СЛАЙД 10      ОЦЕНКА: 5 –   10-9 баллов

                                            4 –   8-6 баллов

                                             3  -   5-3 балла

Домашнее задание:  Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с этим праздником связаны Минин и Пожарский, а также опера М. И. Глинки « Иван Сусанин».

Приложение №1.

Тропарь – (от греч. - троп) – жанр византийской, а позднее древнерусской гимнографии. Жанр тропарь подчинялся музыкально-ритмическим и смысловым образцам и сам становился моделью для других произведений. Позднее вошел в состав кондака. Русский тропарь – небольшое песнопение, образованное последованием поэтических и мелодических строк.



Предварительный просмотр:

  1. класс. Тест по теме «Россия-Родина моя»

 

1. Большой коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах и исполняющих совместно музыкальное произведение, называется

а) симфонией;  б) русским народным оркестром;  в) фольклором.

2. Назовите  струнные русские народные инструменты.

     а) флейта, барабан, арфа;   б) скрипка, балалайка;  

    в) домра, балалайка, гусли.

3. Народные песни в своём творчестве использовали русские композиторы:

     а) П. Чайковский, Л. Бетховен

     б) М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков;

     в) М. Глинка, Э. Григ, А. Пушкин.

4. Кантату «Александр Невский» написал

     а) П.Чайковский;  б) Н.Римский-Корсаков;  в) С.Прокофьев.

5. «Иван Сусанин» М. Глинки относится к жанру

     а) балета;  б) оперы;  в) кантаты.

 6. Русской народной песне характерна

   а) протяжность;  б) ритмичность;  в) энергичность.

 7. Русские народные песни имеют различную жанровую основу.  Соедините стрелочкой название песни с соответствующем ей жанром:

            Лирическая                                    «Милый мой хоровод»

            Солдатская                                    «Спи, сыночек мой, усни»

            Хороводная                                  «Солдатушки, бравы ребятушки»

            Колыбельная                                  «Что не белая береза»

8. Кто автор музыки кантаты «Александр Невский»?

       а) С. Прокофьев;     б) И. Стравинский;  

        в) Д. Шостакович   г) П. Чайковский.                            

 9. Как называется торжественная государственная песня?

            а) ода     б) гимн     в) кантата.

10. Сколько частей в произведении «Вставайте, люди русские»?

а) две        б) четыре     в) три

11. Как называется средний женский голос?

а) сопрано     б) меццо-сопрано     в) альт

  1. класс. Тест по теме «Россия-Родина моя»

 

1. Большой коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах и исполняющих совместно музыкальное произведение, называется

а) симфонией;  б) русским народным оркестром;  в) фольклором.

2. Назовите  струнные русские народные инструменты.

     а) флейта, барабан, арфа;   б) скрипка, балалайка;  

    в) домра, балалайка, гусли.

3. Народные песни в своём творчестве использовали русские композиторы:

     а) П. Чайковский, Л. Бетховен

     б) М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков;

     в) М. Глинка, Э. Григ, А. Пушкин.

4. Кантату «Александр Невский» написал

     а) П.Чайковский;  б) Н.Римский-Корсаков;  в) С.Прокофьев.

5. «Иван Сусанин» М. Глинки относится к жанру

     а) балета;  б) оперы;  в) кантаты.

 6. Русской народной песне характерна

   а) протяжность;  б) ритмичность;  в) энергичность.

 7. Русские народные песни имеют различную жанровую основу.  Соедините стрелочкой название песни с соответствующем ей жанром:

            Лирическая                                    «Милый мой хоровод»

            Солдатская                                    «Спи, сыночек мой, усни»

            Хороводная                                  «Солдатушки, бравы ребятушки»

            Колыбельная                                  «Что не белая береза»

8. Кто автор музыки кантаты «Александр Невский»?

       а) С. Прокофьев;     б) И. Стравинский;  

        в) Д. Шостакович   г) П. Чайковский.                            

 9. Как называется торжественная государственная песня?

            а) ода     б) гимн     в) кантата.

10. Сколько частей в произведении «Вставайте, люди русские»?

а) две        б) четыре     в) три

11. Как называется средний женский голос?

а) сопрано     б) меццо-сопрано     в) альт

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь работу соседа 1 Б 2 В 3 Б 4 В 5 Б 6 А 8 А 9 Б 10 В 11 Б 7 . Лирическая «Милый мой хоровод» Солдатская «Спи, сыночек мой, усни» Хороводная « Солдатушки , бравы ребятушки» Колыбельная «Что не белая береза»

Слайд 2

Раздел: « О РОССИИ ПЕТЬ- ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

Слайд 4

Святые земли Русской

Слайд 5

Сегодня мы с Вами еще раз поговорим на тему «Святые земли Русской». Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг.

Слайд 6

Сергий Радонежский

Слайд 7

Князь Владимир и княгиня Ольга

Слайд 8

Александр Невский

Слайд 9

В. Васнецов «Богатыри»

Слайд 10

Александр Порфирьевич Бородин Симфония № 2 «Богатырская» часть 1

Слайд 11

Оценка за урок «5» 10-9 баллов «4» 8-6 баллов «3 » 5-3 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»

Cформировать у учащихся осознанное представление о  русских   народных инструментов; вызвать интерес  общения  с музыкой,   исполняемой  на русских народны...

Урок музыки в 4 классе. "Святые земли Русской. Илья Муромец" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Слайд №1. Рассмотрите изображение на слайде. Что это? Кто изображен на этой иконе? О чем, как вы думаете, пойдет речь на нашем уроке?Слайд № 2. Запишите тему урока в тетради.Слайд № 3. Что за святой и...

Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...

План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

План-конспект урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"...