Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Бимурзина Юлия Валерьевна

Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Святые земли Русской. Илья Муромец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_muzyke_4_klass_ilya_muromets.docx9.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Разработка урока 4 класс

Тема " Святой земли Русской Илья Муромский Чудотворец"

Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.

Задачи: 

  • Изучить музыку религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.
  •  В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
  •  Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Сформировать УУД:

1.Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о взаимодействии церковных песнопений, фольклора и классического композиторского наследия, сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

2.Метопредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.

3.Личностные:формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество. Испытывать гордость и восхищение подвигами богатырей земли русской, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.

Вид урока: Урок-открытие.

Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.

Технические средства: музыкальные  произведения:

  • «Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки»
  • сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма
  • песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина;
  • Мультимидиа-проектор:
  • трансляция презентации урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению темы «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1)

2. Повторение

Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.

/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./

Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?

Ученики: Гимн РФУчитель: Чем является гимн для нашей Родины?

Ученики: Главной песней (сл.2)

Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?

Ученики: В торжественных случаях.

Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?

Ученики: В церкви.

Учитель: Кому посвящено это произведение?

Ученики: Оно посвящено всем святым.

Учитель: Как называется это духовное песнопение?

Ученики: Песнопение называется «Стихира»

Учитель: Почему это песнопение так называется?

Ученики: Оно написано в стихотворной форме.

Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части.

Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?

Ученики: Третья

Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»

(сл.4) /Демонстрация иконы/

3. Новый материал

Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6)

Александр Невский, (сл.7,8)

 Сергий Радонежский, (сл.9)

княгиня Ольга, (сл.10,11)

 князь Владимир. /(сл.12)

На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/

Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?

Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.

Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13)

Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.

Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14)

Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.

Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у

крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился

долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре

поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.

Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/

Учитель: О каком чуде идет речь?

/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/

Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские,

распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова. Ребята, куда отправился Илья Муромец?

Ученики: Защищать Русскую землю.

Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?

/Ответы учеников/

Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?

Ученики: Гусли (сл.13)

/воспроизведение былинных наигрышей/

Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри»

(сл.16). Попробуем дать описание его внешности.

/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./

Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это

«Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)

(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/

Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.

Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать

подходящую характеристику первой части, затем второй.

/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/

Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению

Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и

Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти

развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21)

физкультминутка: дыхательное упражнение, распевки.

4. Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах

художников и композиторов?

Ученики: Понравился.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23)

/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./

5. Подведение итогов урока

Учитель: Откройте учебники на странице 29.

(сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24).

Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?

Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.

Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?

Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?

Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.

Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?

Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»

6. Домашнее задание

Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки

«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»

Прощание

Учитель: Ребята, до свиданья!

Ученики: Учитель, до свиданья

проверочная работа  по группам

1. Прослушать произведения  и пронумеровать их в порядке воспроизведения

 _______«Гимн РФ» А. Александрова_____ «Стихира» - песнь – гимн./

2. Былина относится к жанру русских __________________

3.Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ? _______________

4.Композитор сюиты «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» _______________

5.Название музыкального  произведения  на богатырскую тему Александра Бородина _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира."Слово о погибели земли Русской"

Это конспект к размещенной презентации "Слово о погибели земли русской"...

Нестандартный урок музыки 2 класс. Раздел: Святые земли Русской.

Нестандартный урок музыки на тему: Святые земли Русской. Александр Невский.Поиск истины. 2 класс.  Ссылка на учебный фильм о подвиге Александра Невского  https://www.youtube.com/watch?v=P4f4...

Урок музыки в 4 классе. "Святые земли Русской. Илья Муромец" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Слайд №1. Рассмотрите изображение на слайде. Что это? Кто изображен на этой иконе? О чем, как вы думаете, пойдет речь на нашем уроке?Слайд № 2. Запишите тему урока в тетради.Слайд № 3. Что за святой и...

Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"

Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...

Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...

Конспект урока чтение 3 класс. Тютчев Еще земли печален взгляд

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выводы в...