Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Патетическая соната" Людвиг ванн Бетховен"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Сдобникова Руфь Витальевна

В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся во время урока в 4 классе по данной теме

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

урока по музыке

                                                                                                                   

Выполнила:

студентка группы  ПНК – 3.2                                                                                                                      

Сдобникова Р. В.

Проверил:

Учитель: Шароварченко Е. А.

_______________

(подпись)

Преподаватель: Шароварченко Е.А.

_______________

(подпись)

Отметка:________

Волгодонск,  2021

Технологическая карта урока

Дата проведения: 18.03.2021

Класс: 3 «А»

Образовательная программа: «Музыка» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)

Тема: «Патетическая соната»

Тип урока: комбинированный

Планируемые предметные результаты:

1. Уметь эмоционально и эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах творческой деятельности

2. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов

3. Владение знаниями и представлениями о творчестве Людвига ванн Бетховена

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о содержании «Патетической сонаты» 1 части Людвига ванн Бетховена

Задачи:

- создать условия для умения различать сонату как музыкальную форму;

- продолжать развивать умение сопоставлять музыкальные образы, ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, музыкальное восприятие, вокально – хоровые навыки (слух, певческий голос);

- продолжать воспитывать культуру слушания у учащихся, интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями

Регулятивные: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, воспринимать мнение сверстников о музыкальном произведении, действовать в коллективе при решении проблемно – творческих ситуаций в учебной деятельности

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности

Планируемые личностные результаты:

1. Формировать основу для самовыражения в музыкальном творчестве

2. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений

3. Уметь реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке

Методы обучения: деятельно - слуховой; метод эмоциональной драматизации; метод размышления; метод сопоставления по принципу сходства и различия; поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фортепиано

Музыкальный материал: «Патетическая соната» 1 часть Л. ванн Бетховена (фрагмент), видеофрагмент мультфильма, песня «Детство»

А. Петряшевой


№ п/п

Этап урока

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я буду произносить некоторые фразы, а Вы будете повторять и отвечать можете мне только с помощью хлопков (добрый день, замечательное утро, прекрасный день и т.д.)

- Меня зовут Руфь Витальевна, этот урок музыки у Вас проведу я и начну его с вопроса: «Зачем нужна профессия психолога?»

-  Представьте, что Вы – психологи. Попытайтесь, понять, какое настроение было у композитора, и что он хотел передать людям, когда сочинял эту музыку.

Звучит Патетическая соната 1 часть (отрывок)

Приветствие (прохлопывают ритм приветствия учителя)

Ответы обучающихся

Прослушивают произведение

Личностные: 

- положительное отношение и интерес к музыке.

Коммуникативные: 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, сейчас Вы прослушали фрагмент из очень серьезного и сложного произведения. Какой образ возник?

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос, заданный Вам перед слушаньем. 

- Какие динамические оттенки присутствовали во фрагменте музыкального произведения? Как меняется характер музыки?

Ответы обучающихся

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией

3.

Освоение нового знания

- Ребята, в муз. произведении всегда присутствует либо один рассказчик, либо несколько действующих лиц. Как Вы думаете, в прослушанном произведении роль выполняет кто - то один? А сколько? Как Вы это определили?

- А где присутствуют два действующих лица? Да, верно.

Перед нами произведение – диалог, но диалог непростой, ведь здесь  происходит очень интересный разговор!

- Кто – нибудь догадался, чье произведение мы слушали? Об этом человеке было сказано так: «Он заставит заговорить о себе весь мир!»

- Этим человеком был Людвиг ванн Бетховен. Сейчас я предлагаю Вам просмотреть видеофрагмент из мультфильма  о жизни этого композитора и после этого ответить на вопрос: «Какое препятствие было между композитором и остальными людьми?» (6 мин)

- Верно, этим препятствием была глухота.

- Есть ли среди Вас те, кто ведет личный дневник? Для Бетховена сочинение сонат было своеобразным ведением такого дневника.

- Запишите, пожалуйста, определение понятию «соната»

- В своих сонатах Людвиг Бетховен пытался отразить то, что наболело. Соната – это своеобразное зеркало души композитора.

- Что же можно увидеть в этом «зеркале» Бетховена?

- Человек, написавший такую музыку, в тот момент чувствовал и страдание, и торжество. Самые яркие и возвышенные чувства переполняли композитора, поэтому эта соната названа Патетической (запишем).

- Нет, двое

- Звучат две разные по характеру мелодии

- В диалоге

Просматривают видеофрагмент

- Глухота

- Соната – это музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.

Ответы обучающихся

Познавательные:

- формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов

- сравнивать объекты по заданным критериям Регулятивные:

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

Коммуникативные:

- умение аргументировать свою позицию

- умение принимать точку зрения, отличную от собственной

Физ. минутка (тренировка слухового внимания)

- Ребята, благодаря чему мы слышим разную музыку? Хорошо, но неужели все ноты одинаковые?

- При показе целой ноты – шагаете на месте, половинной ноты – прыжок,  четвертной ноты – приседание, восьмой ноты – киваете головой три раза.

- Молодцы, присаживайтесь.

- Благодаря нотам

- Нет, есть разные длительности нот

Выполняют физ.минутку в соответствии с указаниями учителя

Регулятивные:

- умение контролировать свои действия

4.

Слушание музыки

- Вы сказали, что в сонате различается 2 характера, какие именно? Да, всё верно

- Давайте ещё раз прослушаем Патетическую сонату, уже понимая, что здесь присутствуют две стороны… При смене «рассказчика» - поднимите обе руки

- Итак, ответьте, пожалуйста, с чем можно сравнить этих «участников диалога?» (судьба и человек)

- Этот композитор всю жизнь боролся с чем то: со страхами, с глухотой и с окружающими, поэтому в этом произведении отражено его видение своей жизни.

- Какие части можно выделить в этом фрагменте произведения?

- Какие чувства вызвало оно у Вас? Что услышали и представили?

- Есть партия мрачная, а есть оживленная

Прослушивают произведение

Ответы обучающихся

- Вступление, главная и побочная темы

Ответы обучающихся

Познавательные:

- умение сравнивать объекты по заданным критериям

Коммуникативные:

- умение грамотно высказать свою точку зрения

5.

Закрепление полученного знания

Работа в группах (10 минут)

- Ребята, я хочу предложить Вам объединить всё то, что мы с Вами выяснили сегодня на уроке в небольшие творческие работы:

1 группа подготовит рисунок, передающий настроение и всё, что вызывает у Вас прослушивание этого произведения

2 группа подберёт ряд слов, которыми можно было бы охарактеризовать прослушанный Вами фрагмент Патетической сонаты

Проверка выполненной работы

Работают в группах в соответствии с полученными заданиями

Представление своих творческих работ

Личностные:

- реализация творческого потенциала через групповые задания

6.

Вокально - хоровая работа

- Ребята, сейчас Вы услышите несколько нот, после этого скажете, куда пошла мелодия и после мы пропоем эту мелодию (движения мелодии вверх и вниз через различное количество ступеней)

- Произнеси, (имя ребенка), слово любое, связанное с музыкой. Прохлопаем его ритм, споем гамму на этом слове.

- А сейчас 1 ряд возьмет ноту «до», 2 ряд – ноту «ми», 3 третий ряд – ноту «соль». Теперь все вместе поем свои ноты!

Повторение 1 куплета песни, разучивание 2 куплета

Повтор 1 куплета – прочитать слова, под фонограмму пропеть с ними куплет и припев

Разучивание 2 куплета по строчкам (пропела, проговорила)

Выполняют задание учителя

Прохлопывают ритм и поют гамму

Выполняют звуковое построение трезвучия

Повторяют 1 куплет, разучивают 2 куплет

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера

7.

Рефлексия

- Почему соната Людвига ванн Бетховена названа «Патетической»?

- Чем являлись сонаты для Бетховена?

- Молодцы ребята, все работали хорошо. Оцените свою работу самостоятельно. На ваших листочках изображен нотный стан и ноты. Определите, на какой ступени нотного стана вы находитесь – «до» - 3, «ми» - 4, «соль» - 5 (закрасить ноту).

- Сдайте, пожалуйста,  листочки мне. 

- Она передает самые  возвышенные эмоции композитора

- Дневником, в котором он выражал своё внутреннее состояние

Оценивают собственную деятельность на уроке

Познавательные: 

- анализ изученного материала с целью выявления формирования смыслового понимания

8.

Итог

- Что Вы можете рассказать своим родственникам об уроке?

- Что было трудно? Почему?

- За что можете похвалить себя и своего соседа?

- Урок окончен! Спасибо за внимание! 

Отвечают на вопросы, объясняют затруднения.

Анализируют собственную деятельность и деятельность соседа

Регулятивные:

- умение адекватно оценивать собственную и чью – либо деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...