Урок музыки "Монгольский музыкальный инструмент морин хуур"
учебно-методический материал по музыке (4 класс)

план урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki.docx20.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Монгольский народный инструмент морин хуур

Учитель: Банзаракцаева Людмила Баторовна, учитель начальных классов

Класс: 4 «в»

Цель урока: Знакомство с инструментом, элементами музыкальной грамоты. Развитие сознательного отношения к игре на морин хуре; 

Познакомить с монгольским народным музыкальным инструментом морин хуур: с его особенностями, строением инструмента и звучанием.

Коррекция слухового восприятия через закрепление певческих навыков и умений при исполнении (повторении) ритмично и выразительно знакомой песни. Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.

Воспитывать интерес и любовь к  народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.

Оборудование:

Компьютер, презентация, изображения инструментов, аудио запись.

Словарная работа:

Русские народные инструменты, оркестр русских народных инструментов, балалайка,  характеризующие звучание музыкальных произведений.

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие.

Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Дети входят в класс под звуки русской народной мелодии

Дети поют приветствие

"Здравствуйте, учитель!"

2.

Основная часть

 

 

2.1

Коррекционное задание

- Скажите, какой инструмент у меня в руках?

-Я сыграю ритм на ложках, а вы должны его повторить на инструментах, которые лежат на столе перед вами.

- Русский народный музыкальный инструмент - ложки!

Весь класс повторяет ритм.

2.2

Повторение пройденного.

- Назовите инструменты, на которых вы играли:

Вы правильно назвали инструменты.

- А кто из вас знает, как ещё их называют?

- А как вы думаете, почему они называются русскими народными инструментами!

- Из чего они сделаны?

Да в основном из дерева и : .

Дети называют и показывают:

погремушка, трещотка, бубен, колокольчики, бубенчики.

Это русские народные музыкальные инструменты.

Их придумал и смастерил народ.

Из дерева.

2.3

Актуализация новой темы.

- А теперь попытайтесь назвать музыкальный инструмент, о котором я расскажу легенду.

Этот инструмент распространён  в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

В Китае называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой».

Головка грифа  традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Дети пытаются отгадать народный инструмент.

2.4.

Изучение темы.

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны.

Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.

Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 году во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль(бытует вместе с морин хууром в ансамблевой практике), у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие 

Работа с рабочими тетрадями. Все дети находят морин хуур правильно.

Слушают монгольскую народную мелодию.

Весело, задорно...

2.5

Физкультминутка.

Исполняется песню "Табан хурган" с движениями. (Звучит аудиозапись)

Учащиеся исполняют песню «Табан хурган» с движениями.

2.6

Первичное закрепление нового материала.

- Вот как мы повеселились!

О каком инструменте мы сегодня с вами говорим?

Всем очень нравится морин хуур.  На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний.

Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно!

Дети играют на морин хуре.

3.

Заключительная часть.

 

 

3.1

Подведение итогов.

Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

- Вам понравилась встреча с морин хууром?

- В своих тетрадях дома все нарисуйте морин хуур, а мы на следующем уроке выберем самый лучший рисунок.

Прощание с учителем.

Прозвенел звонок, закончился урок,

До свидания!

Учащиеся под звучание монгольского народного оркестра выходят из класса.

Учащиеся высказываются о теме занятия.

Рассказывают, что им запомнилось.

- Познакомились с монгольским народным инструментом – Морин хуур.

Морин хуур сегодня звучала в составе оркестра бурятских народных инструментов.

У морин хуур корпус деревянный, квадратной формы, на котором натянуты 2 струны.

Работа с раздаточным материалом.

-Да!

- До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Музыкальные инструменты"

Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов.Задачи: Научиться отличать на слух звучание инструментов.Развивать музыкальные творческие способности учащихся.Воспитывать любовь к ...

Урок музыки "Музыкальный инструмент. Скрипка" 3 класс.

Урок разработан с учётом требований ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Используются современные образовательные технологии: технология сотрудничества, ИКТ, разноуровневое обучение. Учащиес...

1 класс урок №11 "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация

1 класс урок "Музыкальные инструменты: флейта и арфа" конспект и презентация...

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...

презентация к уроку музыки "Музыкальные инструменты"

Презентация к уроку музыки для учащихся 1 класса по теме "Музыкальные инструменты"...

конспект урока музыки: Музыкальные инструменты "скрипка".

Конспект урока музыки в 3 классе программа Критская....