Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"
методическая разработка по музыке

Анастасия Пашкова

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

Памятка по охране детского певческого голоса в его основные периоды развития

Выполнила: студентка группы ПДО-3.2

Пашкова Анастасия Сергеевна

Проверила: преподаватель

Гох С.В.

Волгодонск 2020

  1. Охрана голоса детей в предмутационный период

Младший домутационный возраст - I стадия от самого младшего возраста до 10 лет) - голоса данной возрастной группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием), чисто детским звучанием, небольшим диапазоном - максимум октава (до первой октавы - до второй или ре первой октавы - ре второй).

Рост ребенка этого возраста идет непрерывно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, мягкий, про него говорят: «головное звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8-летнего ребенка небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Последние исследования показали, что голосовой аппарат детей младшего возраста может работать как в фальцетном режиме (краевое колебание голосовых связок), так и в грудном (полное их колебание). Однако с позиций охраны голоса целесообразнее использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое, серебристое, преимущественно головное звучание. Чтобы поддержать у ребенка это естественное звучание, надо поддерживать эту фальцетность. Ребенок, пользуясь своим голосовым аппаратом, не заставляет работать полностью голосовую мышцу; она работает только частично. Тогда напряжения голоса у ребенка не происходит. Но когда дети поют и кричат, то они заставляют голосовую мышцу колебаться полностью, напрягают ее, и от этого страдает весь голосовой аппарат.

При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Начиная с 7-8 лет, идет постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11- 12 годам. Ее строение постепенно усложняется, и в дальнейшем к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. В этом возрасте индивидуальные тембры у детей почти не проявляются. Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач-фониатр устанавливает у них эти перемены в 10-11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих.  Ни о каких настоящих альтах, разумеется, не может быть и речи, хотя у некоторых мальчиков проявляется грудное звучание.

Преподаватель на уроках фольклорного ансамбля не должен забывать о различиях в работе с детьми старшего и младшего школьных возрастов. Младшие школьники менее выносливы, у них меньше возможностей концентрировать внимание, они быстро устают от частых повторений, нужно уметь активизировать их внимание. Лучшие хоровые произведения для разучивания — народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Таких образцов можно найти довольно много в детском музыкальном фольклоре. А так как у маленьких детей голос очень не ровен, что особенно проявляется в пении различных гласных, звучащих подчас пестро и некрасиво, такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных детских песен способствует выработке легкого, льющегося звука, который обязательно скажется и на более ровном и красивом интонировании гласных.

  1. Охрана голоса детей в мутационный период

Вокальные голоса детей 11-13 лет отличаются некой насыщенностью звучания; отмечается индивидуальный тембр. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон несколько расширяется: диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы - фа, соль второй октавы; низких голосов (альтов): ля малой октавы - ре, ми-бемоль второй октавы. Также хочется отметить, что детей 10-12 лет отличает огромная энергия, желание все знать, всему научиться. В вокальной практике этотвозраст знаменателен тем, что с расширением диапазонных и исполнительских возможностей расширяется и репертуар. В это же время педагоги отмечают, что у детей развиваются более сложные компоненты музыкальной грамотности (например, гармонический слух).

Появившееся у некоторых учащихся более плотное смыкание, более сложное колебание голосовых связок хотя и увеличивает тембровые возможности учащихся, но, в то же время, ограничивает их в силе голоса. Злоупотребление детьми громким пением вызывает постоянное перенапряжение у них той части голосовых связок (серединной), которая к этому времени более развита. На этом участке обычно появляются утолщения, неровности краев, а затем и «певческие узелки» (мозоли). Но при правильном режиме пения голосовой аппарат за этот возрастной период успевает больше окрепнуть и «расцвет» голоса у некоторых учащихся длится до 13-14 лет. Кроме того, и сам период мутации при таком режиме проходит более гладко.

Для этого возрастного периода характерно появление признаков, указывающих на происходящие физиологические изменения в их организме. Подростки начинают терять пропорциональность, некоторые из них становятся слишком высоки ростом, узки в плечах, угловаты в движениях. Внешняя диспропорция указывает и на внутреннюю неравномерность развития. В частности, рост голосового аппарата перестает быть плавным. Голос учащихся теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его объеме: некоторые воспитанники, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо. Изменения в голосе появляются как у мальчиков, так и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. При еще чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок.

Это признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Нередко можно встретить и более раннее появление пред мутационных изменений, связанных с ранним половым развитием. Каждому педагогу важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

У девочек в старший предмутационный период перед наступлением менструации наблюдаются частые головокружения, головные боли, случаются иногда и обморочные состояния, появляются вялость, раздражительность, бывает затруднено дыхание. Все эти изменения, происходящие в результате серьезных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует теперь особенного внимания и специального режима.

  1. Охрана голоса детей в постмутационный период;

13-15 лет – постмутационный период, в который наиболее важно соблюдать «санитарные» правила пения, не допускать форсированного звука, очень осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести непоправимый вред нежным и неокрепшим связкам. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. Общая вокально-хоровая работа с детьми должна вестись в зависимости от подготовленности певцов, их возраста.

У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса, активнее включаются в работу их грудные резонаторы, ярче выявляются тембры. Сформировавшиеся элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, звучание микстовое (смешанное). Диапазон расширяется до 1,5-2 октав: сопрано – от до первой октавы до соль второй октавы; альтов - от ля малой октавы до ре второй октавы. Многие физиологи, психологи и педагоги отмечают, что девочки 14-16 лет бурно развиваются физически и эмоционально, и поэтому в этот период важно предостеречь их от форсирования звука, перенапряжения голосового аппарата. Возросшую активность и эмоциональность старших подростков нужно использовать для более тщательной и тонкой работы над разучиваемым произведением.

Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. У некоторых из них признаки мутации начинаются уже в 5 классе, но с особенной интенсивностью она протекает в 7-8 классах и длится до 16-17 лет (иногда дольше). Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: от общего физического и психического развития, певческого режима до мутации, среды, в которой взращивается мальчик и т.д.

Период скрытой мутации зачастую наступает при внезапном росте мальчика. Начинается первая диспропорция в развитии тела (чрезмерное удлинение конечностей и т. д.). В поведении мальчика (в зависимости от характера) появляются резкие изменения: либо излишняя нервозность, легкая возбудимость, либо задумчивость, замкнутость. Голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. У них стремительно растет гортань: за сравнительно короткий срок она увеличивается в 2-2,5 раза, истинные и ложные голосовые связки становятся длиннее и толще. Относительно быстрый рост комплекса хрящей гортани, изменение соотношений величины резонаторов и гортани приводит к тому, что мальчик в период мутации не может пользоваться своим голосом в привычной для него манере. При пении в голосе временами появляется сипота, иногда кашель без признаков простуды, возникают затруднения при пении высоких нот.

Известный педагог В.В. Емельянов опровергает это бытующее мнение. С его точки зрения «традиционно рекомендуемое молчание во время мутации принципиально нереализуемо. Если молчать - то молчать совсем! Не говорить и не кричать. Подумайте, выполнимо это требование по отношению к подростку? Да петь он не будет, т. е. не будет заниматься осознанной и контролируемой деятельностью. Но зато будет постоянно нагружать свой голосовой аппарат в речевом режиме, мало того, весьма вероятна нагрузка певческая (авторская песня, эстрада, рок) далеко не в оптимальном режиме». Действительно, как отмечают вокалисты, мальчики, систематически и правильно певшие в детские годы, менее болезненно переживают мутацию и лишь с некоторым ограничением участвуют в хоровом пении в 7-8 классах, постепенно переходя к юношескому звучанию (в малой октаве), и, наоборот, у тех, кто не имел певческой подготовки, этот период проходит острее.

Таким образом, говоря о необходимости осторожного обращения с голосом в мутационном периоде, надо, в сущности, иметь в виду, главным образом, мальчиков, для которых при мутации, а в особенности в остром егопериоде (этот период при внимательном наблюдении нетрудно проследить), пение очень вредно и разрушает голос.

Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет.

     Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. 
    Мы с Вами не должны забывать о том, что певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться: связки ещё тонкие, нёбо
 малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Мы с Вами вместе должны позаботиться о правильном формировании певческого голоса ребёнка!

Вот несколько советов:

  1.      Необходимо оберегать малышей   от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует громкого, форсированного звучания.

  1.      Громкое пение - "пение-крик" ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых. Если Вы решили попеть с малышом дома, то попросите его петь не громко!

  1.      Следите за тем, чтобы пение было не очень быстрым не слишком медленным! Покажите малышу, как можно подчеркнуть интонацией содержание песни! Колыбельные песни старайтесь петь спокойно, ласково, тихо! Весёлые песни пойте оживлённо!

Список использованных источников:

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2021/05/23/ohrana-detskogo-golosa

https://studopedia.ru/23_52165_gigiena-i-ohrana-detskogo-golosa.html

https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-detskogo-golosa-mery-po-ego-ohrane.html

https://www.art-talant.org/publikacii/24782-ohrana-detskogo-pevcheskogo-golosa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда для учащихся

Методические               рекомендации классному руководителюпо проведению   инструктажапо охране труд...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей

Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В ДЕТСКОМ ХОРЕ"

Хоровое пение – основной и самый массовый вид вокального воспитания учащихся,  а необходимым условием выработки певческих навыков являются упражнения с постепенным последовательным и индиви...

Методические рекомендации на тему «Певческие голоса детей»

Методические рекомендациина тему «Певческие голоса детей»...

Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»

Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»...