Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»
методическая разработка по музыке

Анастасия Пашкова

Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Методические рекомендации

по теме «Техника извлечения певческого звука»

Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.

Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Проверила: преподаватель Гох С. В.

Волгодонск, 2020

Техника извлечения певческого звука

Певческий голос как акустическое явление обладает такими основными свойствами как:
• высота;
• сила;
• тембр;
• продолжительность.

Высота вокального звука определяется числом колебаний, которые производят голосовые складки в течение одной секунды, т. е., от частоты их колебаний. Она зависит от длины и натяжения голосовых складок, а также от дыхания.

Звуки певческого голоса, как и все музыкальные звуки, являются сложными и состоят из многих простых звуков
Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки – его частичными тонами, или обертонами.

Всякое способное к звучанию тело, выведенное из состояния равновесия, колеблется не только целиком, но и отдельными своими отрезками. Также и rолосовые складки при воспроизведении звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны.

Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра.

Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной размаха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплитудой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до определенных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке дыхания. Состояние резонаторных полостей также существенно влияет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному каналу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.
Абсолютная сила голоса (т. е, та, которая может быть измерена специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную силу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе высокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обертонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука.
Продолжительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 1/2 тона), своеобразная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсутствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизненным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с таким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание – тремолацию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начинает различать смену высоты и силы звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.

Такая редкая пульсация обусловливает отрицательное качество – «качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука.

Звуки певческого голоса состоят из многих простых звуков. Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки — его частичными тонами, или обертонами. Голосовые складки при воспроизведении звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны. Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной размаха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплитудой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до определенных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке дыхания. Состояние резонаторных полостей также существенно влияет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному каналу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.

Абсолютная сила голоса (т. е. та, которая может быть измерена специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную силу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе высокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обертонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука. Продолжительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 0,5 тона), своеобразная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсутствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизненным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с таким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание - тремоляцию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начинает различать смену высоты и силы звука. Такая редкая пульсация обусловливает отрицательное качество - «качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.

Список использованных источников:

  1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984.
  2. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.
  3. Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982.
  4. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974
  5. Лихоманова Н.А. Работа хормейстера над звуком
  6. https://muzsmile.ru/?page_id=203;
  7. https://zen.yandex.ru/media/vokal/harakteristika-pevcheskogo-zvuka-607462503b892c4d5311a38c;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Особенности подготовки домашнего задания в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как инт...

Методическая рекомендация на тему:« Развитие творческого потенциала у детей на занятиях по макраме».

Макраме- это один из интереснейших видов прикладного искусства. Макраме- это узелковая техника плетения. Способом макраме можно сделать очень много красивых вещей: салфетку, сумку, кашпо, картины, пан...

Методические рекомендации по обучению техники классических лыжных ходов

Методические рекомендации  по обучению техники классических лыжных ходов...

Методические рекомендации по обучению техники классических лыжных ходов

Методические рекомендации  по обучению техники классических лыжных ходов...

Методические рекомендации по обучению техники классических лыжных ходов

Методические рекомендации  по обучению техники классических лыжных ходов...

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"

Методические рекомендации на тему "Памятки по охране детских певческих голосов в периоды их развития"...

Методические рекомендации на тему «Певческие голоса детей»

Методические рекомендациина тему «Певческие голоса детей»...