Конспект по музыке "Русские народные песни и пляски" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по музыке (2 класс)

 Бабушкина Екатерина Анатольевна

                                                                                  КОНСПЕКТ  УРОКА  Музыка

                                                   Тема: Русские народные песни  и пляски

Цели деятельности учителя: Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

Планируемые результаты:

Предметные: 1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.

3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах

4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

 Метапредметные: 1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)

2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии

3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.

Личностные: 1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.

2.Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства ритма, память).

3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и танцевальной импровизации.

Тип урока: Открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz1.docx26.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                  КОНСПЕКТ  УРОКА  Музыка

                                                   Тема: Русские народные песни  и пляски

Цели деятельности учителя: Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

Планируемые результаты:

Предметные: 1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.

3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах

4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

 Метапредметные: 1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)

2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии

3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.

Личностные: 1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.

2.Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства ритма, память).

3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и танцевальной импровизации.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Музыкальный репертуар:  русские народные песни, наигрыши и мелодии.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна.

-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поёт

Дети стоя приветствуют учителя.

Личностные

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

12-15

-Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые лежат у некоторых на стуле?

Они нам помогут раскрыть тему урока. Необходимо немного подождать.

Обращаю внимание детей, что на вопросы необходимо отвечать четко и не выкрикивать с места. Можно отвечать хором по моему знаку.

-Что такое музыка? (искусство музыкальных звуков)

-Какие бывают звуки (музыкальные и немузыкальные)

-Назовите главные жанры в музыке. (танец, марш, песня)

-Какой жанр самый распространенный? ( песня)

-Давайте вспомним, о музыке какого народа мы говорили на прошлых уроках?( о музыке русского народа)

Стихотворение Геннадия Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки-

Уронили дудки.

Пролетели гуси-

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

- Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры. Песня – душа народа.

-Ребята, определите тему нашего урока.( Русские народные песни и пляски)

( открываю доску, где написана тема урока и прикреплены

таблички «Величавая», «Колыбельная» «Игровая» «Плясовая»)

-Что вы хотите узнать о народной песне?

интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?

-Сегодня мы вспомним некоторые жанры русской народной песни и инсценируем некоторые из них.

-Под какую песню вы входили в класс и приветствовали гостей? ( Народная песня «Рады мы вас видеть»)

-Когда поется эта песня?

-Как она звучит?

-Каков характер этой песни?

-Какие эмоции вы испытывали при исполнении песни?

(Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра) ВЕЛИЧАВАЯ


 - Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого человека, крестьянина?

 - Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают крестьянские праздники и обряды - Когда же начинались праздники? Когда крестьянин мог передохнуть, в какое время года не нужно было ухаживать за урожаем?

 - Тогда чем занимались люди зимой?

- В это время молодые люди надевали лучшую одежду, ходили на вечёрки, пели песни, водили хороводы и плясали.

- А женихи присматривали невест. Именно так появилась русская народная песня:-игра «Бояре, а мы к вам пришли».

- Вот сейчас вам пригодятся наряды. Оденьте их.

(Слушание и разучивание движений «Бояре, а мы к вам пришли»)

1. По фразам, обратить внимание на ритм песни, на фразировку, и штрихи.

Первая группа

Вторая группа

1.Бояре, а мы к вам пришли!

Молодые, а мы к вам пришли!


2. Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.


3. Бояре, нам вот эта мила,

Отдавайте, нам невесту навсегда!

  1. Бояре, а зачем вы пришли?

Молодые, а зачем вы пришли?


Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?


Как исполняется песня?( игриво, весело)

Как ведут себя девушки при исполнении песни?( хотят понравиться)

Как ведут себя парни? (бравые, решительные, хотят понравиться)

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ИГРОВАЯ

-Послушайте внимательно следующую песню в исполнении группы ребят. Другие подпевают. (звучит «Котя-коток»)

Беседа о характере песни.

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. КОЛЫБЕЛЬНАЯ.

Табличку прикрепляем на доске с названием данного песенного жанра. ПЛЯСОВАЯ.

 Обобщение урока:

  • На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.
  • Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может

 Домашнее задание:

Записать в тетрадь пословицы, народные приметы о весне.

Сейчас я вам включу мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, дразнилка, частушка).

Слушают, отвечают на вопросы.

Регулятивные

Логические

III. Постановка учебной задачи

3-4

 Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод.

А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.

Проблема. Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Смотрят презентацию

Отвечают на вопросы

Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные

IV. Открытие нового знания

8-9

 Итак давайте разберемся , какие признаки имеет хоровод

Слайд 3 Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе? Зима, лето

Учитель: Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются припляской, притопыванием и прихлопыванием в ладоши.

Давайте и мы с вами попробуем сейчас исполнить плясовую, под мелодию русской народной песни «Светит месяц», посмотрим кто у вас лучший танцор.

Исполнение » Светит месяц»

Рассматривают картинки

Отвечают на вопросы

Пробуют исполнить движения танца

Познавательные

Регулятивные

Логические

Коммуникативные

V.Первичное закрепление во внешней речи

2-3

 - Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. С чем ?

Ответ на вопрос

Регулятивные

 Предметные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5

- Сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических.

Молодцы, с этим заданием вы справились отлично, и домашнее задание вам будет раскрасить раскраску и узнать какой инструмент в ней зашифрован.

Отвечают на задание

Личностные

предметные

VII. Включение в систему знаний

4-5

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3

 Чем на уроке вам понравилось заниматься больше всего?

Мне очень понравилось как вы занимались сегодня на уроке!

попробуйте оценить свою работу на уроке.

Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.

Если вы знаете чем отличается орнаментальный хоровод от драматического, загните второй пальчик.

Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.

Загните еще один пальчик если запомнили два рисунка орнаментального хоровода.

И загните 5 пальчик, если вы были прекрасным музыкантом и знаете инструменты народного оркестра.

Если вы загнули 5 пальчиков смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4 тогда 4.

Ответы на вопросы

Личностные

                                   


   

                                                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...