Музыкальные инструменты
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Платонова Елена Александровна

Урок в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 3 (1-2-3). «Музыкальные инструменты»

Цель урока: сопоставить звучание народных и профессиональных инструментов.

Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта), «Фрески Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В. Кикт (арфа), «Кукушка», Л-К. Дакен (арфа).

Проблема урока: о чем могут рассказать музыкальные инструменты?

Дополнительный материал: презентация или разворот учебника-тетради «Музыкальные инструменты».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал. (слайд 2)
  • Что бывает в концертных залах?(В концертных залах бывают концерты).
  • Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).
  • Кто выступает на сцене?(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).
  • Что делают зрители?  (Слушают).
  • Кем мы сегодня будем? (Слушателями).

3. Познакомить детей с правилами поведения на концерте.

  • Когда концерт начнется, входить в зал, когда звучит музыка, нельзя. Это очень неприлично.
  • В зале наступила тишина. Зрители приглашают музыкантов аплодисментами.
  • Все готовы слушать музыку?

Звучит «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха (фрагмент) (слайд 2+щелчок).

  • Какой известный нам инструмент напомнила нам прозвучавшая сейчас музыка? {Свирель).
  • Посмотрите на Музу, и послушайте, какой инструмент в ее руках сейчас звучал? (свирель)(слайд 3)
  • А теперь посмотрите, на каком инструменте играет исполнительница? (Флейта) (слайд 3+щелчок).
  •  Флейта и свирель - родственные инструменты. Хотите услышать, как появилась флейта?

4. Рассказ о флейте. (Слайд 4 или фрагмент видеофильма)

Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было бы своей флейты. Каких только превращений не претерпел этот музыкальный инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева и даже из камня. Каждый народ слагает о своей флейте удивительные рассказы. Так, в одной древнегреческой легенде рассказывается, что однажды бог лесов, полей и озер, имя, которого Пан, в своем лесу повстречал девушку. Она была очень красивой, и Пан сразу полюбил ее. Он хотел познакомиться с ней. Но когда он подошел к Сиринге, та бросилась бежать прочь. Пан был очень страшен (показать изображение).

Он пытался догнать ее, но густой лес укрыл уносящуюся прочь девушку. Пан уже было настиг ее, и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы. Оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог найти её. Тогда он подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал тростник.

Он собрал все срезанные тростинки, взял в руки, соединил их и стал целовать свежие срезы.

Заполняя отверстие, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринга зазвучала.

Так родилась флейта Пана. Она совсем не похожа на ту флейту, на которой сегодня играли музыканты в концерте. (Вспомните песню Камышинка-дудочка». Из чего сделали дудочку?)

У многих народов флейта считалась пастушеским музыкальным инструментом. Ее голос сравнивают с человеческим голосом. А название ее происходит от древнего латинского слова flatus, обозначающее «дуновение».

Теперь вы поняли, почему флейта и свирель - родственные инструменты? Истории их появления очень схожи. Разница в их дальнейшей жизни и усовершенствовании. Но то, что говорят их голоса, всегда человек связывает с чем-то изящным, легким, воздушным, утонченным, как в тех произведениях, которые мы сегодня слышали.

  • А теперь продолжим наш концерт.

Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. С.Прокофьева.(слайд 4)

  • Какой инструмент звучал? (Флейта).
  • Чье пение мы услышали? (Пение птички).
  • Какое настроение у птички? (веселое, радостное)

Звучит «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.(слайд 5)

  • Вы услышали звучание знакомого музыкального инструмента? (Это флейта. Но голос ее был совсем другой: печальный, задумчивый).
  • О чем же пела флейта? Флейта нам рассказываю очень грустную историю любви Орфея и Эвридики.
  • Посмотрите на экран и скажите, знаете ли вы такой инструмент? (слайд 7)

Звучат «Фрески Софии Киевской». Часть 1, «Орнамент», В.Кикт.

  • Какой же теперь инструмент был в руках у музыкантов? (Этот инструмент похож на гусли, но он больше по размеру и стоит на полу, не лежит на коленях, как гусли).
  • Этот инструмент называется арфа.
  • Но вы точно определили его сходство с гуслями.
  • Арфа и гусли никогда не были знакомы. Вспомните, ведь гусли появились в Древней Руси. А арфа - в Древнем Египте. Хотя их голоса похожи, у арфы звук разнообразнее и объемнее.(слайд 8)
  • Помните, мы говорили, что гусли очень редко можно встретить в концертах? Их часто заменяет арфа.
  • Вот и в этом произведении мы услышали звучание арфы, хотя она и пыталась петь, как гусли. Какого характера была эта музыка? (Былинная).

Звучит «Кукушка», Л-К. Дакен.

  • Какой инструмент звучал? (Арфа).
  • Это инструмент изображал кукушку. А как поет кукушка, вы знаете?
  • Сейчас мы с вами голосом попробуем изобразить кукушку.
  • А кукушка поет зимой? Почему?
  • А медведь зимой что делает?
  • Давайте споем песенку, о том, почему медведь зимой спит.

Повторяем песни, которые учим о зиме, о ёлочке и т. П.

В конце урока нужно отметить, как дети пели и как слушали музыку.

5. Вывод:

  • Какие инструменты звучали сегодня в концерте?
  • Каких авторов вы запомнили?
  • Назовите понравившиеся вам произведения.
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства она выражала?

(Музыкальные инструменты рассказывают о чувствах, настроении, характере изображаемого образа или изображают его зримые черты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....

Дополнительный информационный материал для 1 класса "Музыка, её звуки и инструменты" по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"

Наглядно-методическое пособие по музыке для 1 класса по теме "Знакомство с музыкальными инструментами"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...