Урок музыки в 4 классе "В гостях у русских народных инструментов"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Светлана Михайловна Смирнова

Знакомство с русскими народными инструментами: свистулька,бубен, трещотки. балалайка, гармонь, маракас. рубель. работа с раздаточным и наглядным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 55.5 КБ
Файл раздаточный материал1.09 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки «В гостях у русских народных инструментов»

4 класс

            Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами

Задачи:

- дать представление о том, как выглядят и как звучат русские народные инструменты;

- формировать интерес и желание к игре на русских народных инструментах;

- воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры.

 Интеграция областей:

- Художественно-эстетическое развитие;

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, колонки, плакат с изображением оркестра РНИ;  раздаточный материал; музыкальные инструменты: гармонь, бубен, свистулька, балалайка, трещотки, маракас, ложки, рубель.

Продолжительность: 40 минут.

             Ход урока

          Здравствуйте, ребята, Сегодня  мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную

           страну, где много звуков  и музыки.

                      «Вслушайся: весь мир поёт – шорох, свист и щебет.

                       Музыка во всём живёт, мир её волшебен!»

-Как вы думаете, какая  это  страна  и кто может  в ней жить?

                     (Музыкальная страна, музыкальные звуки и инструменты).

-А какие именно инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив буквы, которые находятся в конвертах. (Дети складывают слова)

 -Давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. (Дети читают). Сегодня мы познакомимся с РНИ,  и с их звучанием.

          А путешествовать мы с вами будем на поезде.

Все готовы? Ну что ж тогда в путь! (Сигнал поезда)

               1 остановка – называется  «Свистулькино»

- Здесь мы познакомимся с инструментом - Свистулька

 А вам известно из чего изготовляли свистульки? (Из глины)

Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно, русский народ изготовлял его из глины.  Чаще всего, их  изготовляли в форме птички, которая символизировала народное представление о счастье. На Руси много веков назад свистульки использовались как игрушки для детей.

- А пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (ответы)

- При помощи чего извлекается звук в свистульке? (при помощи сильного дыхания).

-Есть желающие исполнить на свистульке   мелодию? Хорошо!

 (наиграть, или, как говорят в народе, «насвистать на свистульке»  любую мелодию) 

Дети выполняют задание.

********

Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие.

                                             (Сигнал паровозика)

Название следующей  остановки вы узнаете, отгадав мою загадку:

«Треугольная доска, а на ней три волоска

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит» (балалайка) 

                                Остановка  называется «Балалайкино».

В нашем школьном музее «Живая нить времени»,  есть  экспозиция «Музыка наших бабушек и дедушек», в которой представлено множество экспонатов: это и пластинки, и проигрыватели, и магнитофоны. И среди них живут  русские народные инструменты, в частности – вот эта балалайка. (Показ инструмента, рассказ)

Первоначально балалайка имела овальную форму и только две струны. Со временем появилась балалайка  с характерным треугольным корпусом и тремя струнами. Все начиналось со скоморохов. Именно эта развесёлая, яркая толпа, которая называла себя «ватага» имела в арсенале для развлечения публики, кроме ярких костюмов и кукол, музыкальные инструменты. Среди них обычно находилась и балалайка.

--Послушайте, как  звучит балалайка (слушание)                   

- Как вы думаете, можно ли современные произведения исполнить на балалайке?

Я предлагаю вам послушать несколько мировых хитов, где балалайка выступает в роли солирующего инструмента (слушание мировых китов)

Какой же вывод можно сделать:

Старинные инструменты не забываются, а наоборот, их используют всё больше в исполнении современной мировой музыке.

- А что чаще всего исполняется под балалайку? (частушки)

                 Я предлагаю вам исполнить  частушки.

                              Спасибо за прекрасное исполнение частушек!

На этой же остановке нас дожидается ещё один инструмент. А какой – узнаете, отгадав загадку.

«Заливается трёхрядка и народ идёт вприсядку,

А трёхрядка не плоха, есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки.

 (Послушаем , как звучит гармонь)

-А сейчас я предлагаю проявить свою фантазию и одеть гармонь в свои цвета (раскрашивание)

       А мы продолжаем наше  путешествие. (Сигнал паровоза)

        

-Ой, что же это за остановка! Всё  здесь стучит, трещит, звенит!  

Какие инструменты живут здесь, мы узнаем, отгадав ребусы (отгадывают)

-Как извлекают звук на этих инструментах? (при помощи удара)

-Какое общее название получили  эти инструментам? (ударные)

  Остановка   «Ударново». 

 Вот – бубен, ударный инструмент с неопределённой высотой звука.  Чаще всего на нём играли скоморохи (игра на бубне).

А  это – трещотки, русский народный ударный инструмент.

Этот музыкальный инструмент вам хорошо знаком (деревянные ложки)

С каким музыкальным инструментов вы знакомы с детства? (погремушка)

А как он  называется в музыкальной среде? (маракас) 

Он  относится   к ударно-шумовым инструментам, а при помощи чего образуется звук? (встряхивании корпуса)

Посмотрите, какой необычный инструмент у меня в руках.

«На дощечке есть насечки, проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий, деревянный, озорной»

Этот инструмент  называется Рубель. В старину им гладили вещи. А теперь на нём играют.

         Наш паровозик прибывает  на  конечную станцию (звучит гудок)

Играть все любите? Игра называется «Слушаем звуки природы»

Природа создаёт свою музыку, и я предлагаю вам изобразить звук природы тем или иным музыкальным инструментом. 

«Мы на лесной полянке. Это поют лесные птицы. Подберите инструмент для пения птиц (свистулька).

И вот застучал дятел. Озвучьте стук дятла (ложки)

А теперь покатились первые капли дождя. Подберите инструмент (трещотки)

Подул ветер (маракас) и ударил гром (бубен).

Каждый  инструмент – источник звука и красив по-своему. А если их собрать в дружный коллектив, что получится (оркестр) 

        Наша  конечная  станция называется «ОРКЕСТРОВО»

-А  что такое оркестр? (Коллектив  музыкантов, играющих на различных муз. инструментах)

Я предлагаю изображения этих инструментов собрать из пазлов (собирают)   

-А можем ли мы с вами создать сейчас свой оркестр, используя наши русские народные  инструменты?

Бубен, свистульки, трещотки, да деревянные ложки! Поиграем на них, ребята, немножко!

Исполняется  русская народная песня «Во саду ли, в огороде».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе.

Русские народные инструменты. Презентация к уроку музыки во 2 классе....

Урок чтения 2 класс . Тема . Виды русских народных сказок

Данный материал раскрывает возможности  знакомства с видами русских народных сказок на уроке чтения....

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"

Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...

Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»

Урок музыки во 2 классе по  программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.  Дает формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возмо...

Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...

Конспект урока музыки 4 класс "Святые земли русской. Илья Муромец"

Разработка урока. Приложения к уроку: презентация, промежуточный тест...