Активизация мыслительной деятельности учащихся.
статья по теме

Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Её необходимо совершенствовать для успешного обучения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

  • неустойчивое внимание;
  • преобладание наглядно - действенного мышления;
  • повышенная двигательная активность;
  • стремление к игровой деятельности;
  • разнообразие познавательных интересов.


    Все это требует творческого подхода к работе учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся  - одна из основных задач учителя. Учебная  деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок

под  руководством  учителя  учится  оперировать  научными понятиями. Результатом учебной   деятельности   является   изменение   самого  ученика,  его  развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями.

Совершенствованию   учебной  деятельности  способствует  четкое  определение  ее структурных  компонентов.  По  своей  структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит  строение  всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:

 - мотивационно-ориентировочное;

 - центрально - рабочее;

 - контрольно - оценочное.

     При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

     До  поступления  в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического  обучения  в  школе  на смену приходит учебная деятельность. Но все  же  игра  не  утрачивает  своей  актуальности, она  становится  не  только

средством,  но  и  одной  из  форм  обучения  младших  школьников,  способствует формированию  учебной  деятельности,  активизирует  познавательную  деятельность учащихся  начальных  классов. Это в процессе игры на уроке  незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.  

     Главная  задача школы - обучение детей и их развитие, а для того, чтобы обучение было успешным, для активизации мыслительной деятельности младших школьников, необходимо включать в уроки  самостоятельную работу. Надо обучить ребят деятельности, умению ставить цель, организовывать свою деятельность для её достижения и оценивать результат своей деятельности, что невозможно без включения в уроки самостоятельной работы. Какую же роль играет самостоятельная работа младших школьников на уроках ? Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приёмом активизации мыслительной деятельности.

     При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно - познавательной деятельности учащегося. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

1. Учет возрастных особенностей.

2. Использование материала различной степени трудности.

3. Использование разнообразных физминуток.

4. Построение нетрадиционных уроков.

5. Использование сюжетных игр.

6. Использование простой и емкой наглядности.

7. Применение игр - соревнований.

8. Использование нестандартных занятий.

9. Применение задач в стихах, ребусов, головоломок.

     Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

     На уроках  в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения. Логические упражнения позволяют детям на доступном материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством, путем упражнений, дети практически знакомятся с применением логических приемов. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения «умственной гимнастики».

     Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

     Без использования компьютерных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Они помогают представить учебный материал на более интересном для детей уровне.  

          Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает влияние на его развитие, и является сильным средством обучения.      Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.  Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников.

Словесные методы:

  1. Метод дискуссий –  чтобы учащиеся могли свободно,  высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
  2. Метод самостоятельной работы. Ребята учатся анализировать, конкретизировать, обобщать и выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Наглядные методы:

Частично - поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).

Практические методы:

Частично-поисковый лабораторный метод.

Виды заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.

Задания на развитие и совершенствование внимания.

Задания на развитие мышления.

     Всё это направлено на то, чтобы учащийся мог самостоятельно успешно усваивать новые знания и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики"

Статья содержит виды работ по активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Повышение уровня усвоения и творческой инициативы учащихся на уроках математики....

Доклад на тему "Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

Я считаю, что каждый учитель должен  что-то изобретать,пробовать, совершенствоваться. Я хочу добиться эффективности обучения на каждом уроке. А для этого нужно внедрять новые прогрессивные формы ...

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся Петрухина Светлана Ильинична гимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской области

Выступление на городском семинаре «Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся».Петрухина Светлана Ильиничнагимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской областиВся ж...