Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом
проект на тему

Михайлова Наталья Евгеньевна

Этапы становления метода проектов в школьном образовании                   в России и за рубежом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы становления метода проектов в школьном образовании                   в России и за рубежом

В настоящее время метод проектов зачастую преподносится как «открытие школьной педагогики», однако данная точка зрения является ошибочной. Ретроспективный анализ возникновения и развития метода проектов в зарубежной педагогике дал немецкий педагог М. Кноль в своей статье «300 Jahre lernen am Projekt» («300 лет учимся на проекте»). Появление феномена «проект» в педагогическом контексте относится к XVI веку. В Римской Высшей Школе Искусств (Academia di San Luca) к лекциям по основным наукам был присовокуплен важный элемент – «конкурс». Лучшие студенты получали задания изготовить эскиз церкви, памятника, дворца, в ходе выполнения которого они учились самостоятельно и творчески применять полученные знания. Однако в связи с тем, что не предполагалась реализация представленных на конкурс работ, они были названы «progetti» т.е. «эскизы», «планы», «проекты».  Из данного периода были унаследованы три признака, имеющие неоспоримое значение уже более трехсот лет:

1) ориентация учащихся на получение знаний в ходе самостоятельного и ответственного выполнения проекта;

2) ориентация на действительность, выражающаяся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) ориентация на продукт, предусматривающая применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата.

В основанной в 1671 году Парижской Королевской Архитектурной Академии (Academie Royale d’Architecture) расширили возможность «учиться на проекте», учредив в 1702 году конкурс для лучших студентов с наградой «Prix de Rome» (римская награда) и конкурс для всех студентов с наградой «Prix d’Emulation» (поощрительный приз), которые требовали от участников сотрудничества и креативности. Затем происходит перенос проектирования из архитектурного дела в инженерное, что повлияло на вид и способ обоснования и применения метода проектов.

В первой половине XIX века идея метода проектов из Архитектурной Академии во Франции распространяется также на территории немецкоязычных стран, из Европы метод проектов переходит в Америку: в 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана Школа ручного обучения (Manual Training School), где был использован метод проектов.

В 1896 году американский ученый-педагог, психолог, философ Джон Дьюи (1859-1952 гг.) дал обоснование так называемой «прагматической педагогики», которая и была положена в основу проектного методаобучения, сущность которого он коротко выразил как «обучение посредством делания». Причем главным критерием данного метода Дж. Дьюи признавал субъективный принцип пользы, т.е. школьник должен быть заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, осознавать их значимость для практической и будущей профессиональной деятельности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием самого учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Идея «конструктивного» обучения была поддержана профессором Колумбийского университета Ч.Р. Ричардсом, который впервые употребил термин «проектное обучение». Отвечая требованиям педагогического прагматизма Джона Дьюи, согласно которым ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие», данный вид обучения стал методом «прогрессивной педагогики». Долгое время подобная организация учебно-познавательной деятельности школьников, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания  США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу. Универсальное использование метода проектов обусловило его новое определение, которое дал профессор педагогического колледжа при Колумбийском университете в Нью-Йорке Уильям Хёрд Килпатрик (1871-1965 гг.). Он первым предпринял попытку оформления теории метода проектов в статье, опубликованной в 1918 году в журнале «Рекорды педколледжа» – ведущем журнале американской школьной педагогики. Статья называлась просто – «Метод проектов» и имела необычайный успех. Под проектом У. Килпатрик понимал «всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно. Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением, поэтому и достоинство всякого проектаопределяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения ученика при выполнении поставленной цели». Он считал, что свободное воспитание формирует самостоятельность, воображение, дееспособность – качества, необходимые для поддержки и развития демократии. Роль учителя в проектном обучении заключалась в консультировании учеников, управлении их информационно-познавательной деятельностью. Между тем, именно школьники собственными силами, основываясь на собственных знаниях, умениях и навыках должны были найти наиболее рациональные и эффективные пути решения обозначенной проблемы.

Методологические аспекты проектного обучения были заложены в педагогической системе «Дальтон-план», получившей свое название от американского городка Дальтон, где она впервые в полном объеме начала применятся. При обучении по Дальтон-плану ученики не связаны традиционно классно-урочным способом, а занимаются созданием проекта своей деятельности над решением той или иной проблемы, в ходе работы над которой сами обнаруживают у себя недостаток тех или иных знаний и уже осознанно усваивают их. Усвоение новых знаний и умений происходит как с помощью все тех же уроков, так и в результате самостоятельной исследовательской деятельности, работы с литературой и всего того, что ученики и курирующие их деятельность педагоги сочтут необходимым использовать в процессе обучения.

Детальное исследование метода учебных проектов было проведено в работах американского ученого и педагога Э. Коллингса. Им была предпринята первая в мире попытка классификации учебных проектов. Э. Коллингс выделял основные их типы:

1) экскурсионные проекты – это проекты, предполагающие изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

2) трудовые (конструктивные) проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта, например, изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство стены для школьного театра и др.;

3) игровые проекты – это детские занятия, непосредственной целью  которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.;

4) проекты рассказывания (повествовательные проекты) – это рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания и т.п.

В отечественной педагогике методика проектного обучения начала развиваться практически параллельно с американскими исследованиями данной проблемы. Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889- 1960 гг.) и др.

Основоположником проектного обучения в России по праву считается Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.), который с 1905 года активно использовал в своей педагогической деятельности метод учебных проектов. В своей теории проектного обучения С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Центральная идея педагогической системы С.Т. Шацкого – придание личностного смысла освоению школьником ценностей мировой культуры, социального опыта, навыков преобразовательной деятельности. Основным центром внедрения проектной методики С.Т. Шацкого становится организованный им в 1906 году детский клуб «Сетлемент», где подростки занимались столярным, слесарным, переплетным ремеслом, историей, химией, искусством. Группой педагогов, возглавляемой С.Т. Шацким, была организована в 1911 году колония «Бодрая жизнь», где также внедрялась практика проектного обучения. На занятиях по трудовому воспитанию школьникам предлагалось самим выбрать себе дело «по душе» и попробовать свои силы во многих видах деятельности, педагоги при этом выступали в роли советников и консультантов. Дж. Дьюи, посетивший колонию летом 1928 года, писал: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с ней. Я имел счастье ознакомиться с влиянием ее на весь окружающий район. Школа, которая учитывает динамику среды и активно участвует в перестройке жизни, – это одно из самых интересных новшеств, которые я знаю».

Дальнейшее развитие идеи проектного обучения подрастающего поколения нашли в трудах А.С.Макаренко (1888-1941 гг.). Он связывал проектную деятельность воспитанников с производительным трудом, который, должен быть стать одним из самых основных элементов в воспитательной работе. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда и опытничества, в основном для нужд своего  коллектива, А.С. Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Высшей формы проектно-преобразовательная деятельность обучаемых достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники старшего возраста одновременно обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда (производство фотоаппаратов и электросверлилок). В процессе трудовой деятельности, которая носила проектный характер, дети развивали умения планировать работу, организовывать рабочее место, бережно относиться к материалам и орудиям производства, у них формировалось чувство коллективизма и ответственности.

Первые так называемые «массовые» попытки внедрения проектного обучения в советских школах относятся к 20-м годам XX века; многие из них получили политическую окраску. Однако затем на длительное время проектирование в образовании было забыто на довольно значительный срок. Связано это было с необдуманным и недостаточно последовательным внедрением метода проектов в учебную практику школы, отсутствием подготовленных педагогов, что привело к резкому снижению качества образования. В результате идея проектной методики не получила своего развития, и все исследования в этом направлении прекратились. В 1931 году метод проектов был осужден постановлением ЦК ВКП (б), а предметная система преподавания и классно-урочная система обучения были провозглашены как единственно верные.

Всю выше изложенную эволюцию проектного обучения, начиная с конца XIX века, можно рассматривать как этап доминирования метода проектов в образовательном процессе, когда данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального метода обучения.

Между тем в зарубежной школе метод проектов активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах, Японии и многих других странах данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

В 70-е – 80-е гг. XX в. происходит переосмысление концепции метода проектов и начало возрождения проектного обучения в отечественной школе.

Ряд ученых (Г.П. Щедровицкий, О.И. Генисаретский и др.) в своих работах начинают разрабатывать методологические основы проектной деятельности, а В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков высказывают мысль о том, что метод проектов является элементом методики практико ориентированной науки, выражающей новый тип научности и научного познания окружающего мира.

На современном этапе модернизации школьного образования учебные проекты выступают не в качестве отдельных учебных дисциплин или предметов, а в рамках или в дополнение к ним.

____________________________________________________________

Интернет-ресурсы

http://www.kgsu.ru/upload/library/pdf/05_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%BD%D0%B5-%D0%95%D0%9F_2011_%D0%9C%D0%A0_3.pdf

Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Составители: канд.пед.наук, доцент кафедры ПОТиД  Е.П. Алексеене; студентка группы П-5915 М.Н.Толстоногова

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образова...

Презентация к классному часу "Становление и развитие школьного образования на Руси"

Презентацию можно использовать при проведении классного часа об истории развития школьного образования на Руси. Дети узнают, что и как изучали их сверсники в прошлом. Какие были школы на Руси....

"Дети должны учиться вместе. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом."

Презентация "Дети должны учиться вместе" может быть использована для выступления на пед. совете при освещении вопроса о развитии инклюзивного образования в России и за рубежом....

Кейс-метод в практике школьного образования и воспитания

Материал содержит краткую теоретическую и практическую базу о кейс-методе...

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....

Региональный этап конкурса "Уроки Победы 2023". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"

Региональный этап конкурса "Уроки Победа". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"...