Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"
статья по теме

Нина Ивановна Плющева

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В Стандарте говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроке.  Учебные предметы нашли отражение в Стандарте  в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования». Эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

Становится актуальным  вопрос:  как же подготовить   урок в соответствии с ФГОС? 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка урока по ФГОС- как средство повышения качества образования . Плющева Нина Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 30 с УИПОО « Физическая культура», г.Нижневартовск

Слайд 2

Три уровня планируемых результатов, заданных в виде целей : Цели-ориентиры . Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. - Цели, касающиеся изучения более сложного материала .

Слайд 3

Вывод: – цели должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты

Слайд 4

УУД . Дети узнают о цели урока из учебника (Мы научились… теперь давайте научимся ) Цель урока или этапа сообщаю я. Цель выводится из проблемной ситуации. Цель урока входит в структуру учебной задачи. После того, как дети продемонстрируют владение старым способом.

Слайд 5

Структура «деятельностного» урока - подведение учеников к цели урока(цель); -освоение нового материала (процесс, средства, результат); - применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата); - оценивание планируемых достижений.

Слайд 6

- Самоопределение к деятельности (организационный момент, хочу, потому что смогу). - Актуализация знаний; -Постановка учебной задачи; -«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения); - первичное закрепление; - Самостоятельная работа с проверкой по эталону; -Включение нового знания в систему знаний и повторение; -Рефлексия деятельности (итог урока).

Слайд 7

Общие положения реализации проекта урока.

Слайд 8

Урок может считаться удавшимся, если:

Слайд 9

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Слайд 10

Литература. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов(и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1/М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения). Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов (и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013.



Предварительный просмотр:

Подготовка  урока  по ФГОС как средство повышения качества образования.

Плющева Нина Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 30 с УИПОО « Физическая культура»,город Нижневартовск, 

  Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

    В Стандарте говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроке.  Учебные предметы нашли отражение в Стандарте  в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования». Эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

Становится актуальным  вопрос:  как же подготовить   урок в соответствии с ФГОС?

  Итак, после обозначения темы в проекте урока обозначаю его цель (цели, задачи).  В настоящее время подход к определению целей урока иной. Цели вывожу из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.  Выделяю три уровня описания планируемых результатов, заданных в  виде целей:

- Цели-ориентиры. Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных  потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам.  Поскольку достижение этих целей – дело не одного урока, то и не  пытаюсь как-то сформулировать эти цели при составлении плана конкретного урока .

-Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эту группу целей привожу в блоке «Выпускник научится».

Например, при изучении раздела «Человек и общество» ученик научится различать государственную символику РФ. Обращаю  внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, как было раньше. Каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» - записано в Стандарте.

       Задачи урока формулирую для школьников: учиться, а не научить, сформировать, т.д.

Например, цели и задачи урока «Главные и второстепенные  члены предложения», 2 класс формулирую следующим образом: учиться  различать главные и второстепенные члены предложения;  учиться определять, какой частью речи выражены члены предложения.

    Кроме предметных, в цели урока  включаю и УУД. Над всеми УУД на одном уроке невозможно работать. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей урока. Критериями отбора могут быть:

- содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД.

- составляемая  программа  формирования УУД, в которой фиксирую последовательность формирования УУД по годам обучения. Так, в 1 классе включаю  в задачи урока регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана»  в варианте «учится работать по предложенному плану», в 3 и 4 классах – «обучение   самостоятельному составлению плана и работе по нему».

- Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели  приводятся в блоках  «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываю  не со всеми учениками , а  реализую  индивидуальный  подход  .

       Итак, главный вывод – цели должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагаю , что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.

  УУД. Как включить их в урок?

    В первую очередь речь идет о регулятивных – целеполагании, планировании, оценке. Варианты подведения школьников к осознанию цели:

  1. Дети узнают о цели урока из учебника (Мы научились… теперь давайте научимся )
  2.  Цель урока  или этапа сообщаю я.
  3. Цель выводится из проблемной ситуации.
  4.  Цель урока входит в структуру учебной задачи. После того, как дети продемонстрируют владение старым способом.

Формирование и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

   Приведу  пример последовательности развития этого УУД:

1 класс (необходимый уровень) – школьник учится принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2 класс (необходимый уровень, для 1 класса это повышенный уровень) – определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

3-4 классы (необходимый уровень, для 2 класса это повышенный) – учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем;

3-4 классы (повышенный уровень) – обнаруживает и формулирует проблему, определяет цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно.

Следовательно я нахожу  и использую любые возможности для введения в содержание урока различных  УУД. Не забываю , что средством развития личности является усвоение школьниками универсальных учебных действий.

  Какой же должна быть структура «деятельностного»  урока?

Исходя из положений Стандарта системно-деятельностный   вариант планирования урока должен быть основным. Для того, чтобы ученик включился в «деятельность» на уроке, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. В этом случае обозначение этапов урока делаю  следующим:

- подведение учеников к цели урока(цель);

-освоение нового материала (процесс, средства, результат);

- применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата);

- оценивание планируемых  достижений.

Другой вариант этапов урока:

- Самоопределение к деятельности (организационный момент, хочу, потому что смогу).

- Актуализация знаний;

-Постановка учебной задачи;

-«Открытие»  нового знания (построение проекта выхода из затруднения);

- первичное закрепление;

- Самостоятельная работа с проверкой по эталону;

-Включение нового знания в систему знаний и повторение;

-Рефлексия деятельности (итог урока).

  Общие положения реализации проекта урока.

  1. Реализуя свой проект,  я  его корректирую  по ходу урока;
  2. В ходе урока я соотношу свою активность и активность детей. Если вопрос задан, то я  терпеливо жду ответа столько, сколько потребуется детям;
  3. Если ребенок задает вопрос или высказывает свое соображение, я всегда обращаю внимание на  него  адресованность (либо классу, либо – другому ребенку). Нужно научить ребенка поворачиваться лицом к классу, собеседнику, называть его по имени;
  4. Добиваюсь, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. Использую  несколько правил:

- презумпция правильного ответа. Всякий ответ, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным.

- пусть ученик говорит, как может, а учитель пусть всегда говорит правильно;

- на любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них оказываются верными.

 5)  Стараюсь избегать оценок личности и работы детей.  Соглашаюсь и корректирую самооценку и взаимооценки  детей. Обращаю  внимание на достижения друг друга. Дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой мой ко всем  детям.

   Урок может считаться удавшимся, если:

а) реализован замысел урока (т.е. достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные  достижения), даже, если спроектированный ход урока нарушен;

б) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Литература.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов(и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1/М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  3.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов (и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010.
  4. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции, статья "Подготовка урока по ФГОС как средство повышения качества образования"

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (...

Выступление на круглом столе семинара «Использование интерактивной доски как средство повышения качества образования».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»     Данный урок является четвертым по изучени...

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...

Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфор...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...