Проектная задача как актуальная технология организации современного урока
статья (1, 2, 3, 4 класс)

                      Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока

МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири»

Учитель начальных классов:Смолянская Г. Д.

Сегодня всеобщее признание получило положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

 С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Перед учителем стоит задача поиска новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

     Данная  тема меня заинтересовала после знакомства с книгой «Проектные задачи в начальной школе» Алексея Борисовича Воронцова, в которой раскрыта специфика использования проектных задач  в процессе обучения учащихся младших школьников.

   Авторы пособия выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи.

Конкретно-практические задачи ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения – правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). 

Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения – нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

    «Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью». [1] 

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

   Требования к «проектной» задаче:

имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

    Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

(Слайд 4)

  1. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.
  2. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  3. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы. Вариантом организации этого этапа может быть анкета.

1) восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

2) укажи свой личный вклад в работу группы;

3) что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

4) что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать? 

Проектная задача принципиально носит групповой характер, что решает задачу формирования учебного сообщества.

         

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника, общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. В период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет:

1) детям:

  • получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и   слабо   подготовленных   детей   развиваются   симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт выполнения   важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

2) учителю:

  • использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.

 

    Один из важных результатов применения технологии проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся. Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся.Представляю вашему вниманию проектные задачи из своего опыта. 

         Проектная задача « Фразеологизмы».

Цель. Познакомить учащихся с фразеологизмами - устойчивыми выражениями.

Личностные УУД

  • развивать интерес к русскому языку;
  • формировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • осуществлять анализ словарной статьи;
  • с помощью вопросов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

     

Ход урока

  1. Мотивация.

Ребята, cегодня  у нас не совсем обычный урок, и я вам хочу пожелать не ударить в грязь лицом,  держать ушки на макушке, работать засучив рукава.

   Заметили что-то необычное в моем обращении? (употребила, фразеологизмы)

       2 Определение темы.

-Встречались ли вы в своей жизни с фразеологизмами?

 Догадайтесь, какова тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, почему их называют устойчивыми выражениями?

3.Постановка проблемного вопроса.

- Как появляются  фразеологизмы?

4. Постановка цели.

-Какую цель поставим? (узнать происхождение фразеологизмов)

5. Замысел проектной задачи.

-Ребята , а давайте превратим наш класс в редакцию , выпустим журнал, с помощью которого расскажем друг другу о происхождении некоторых фразеологизмов. Согласны?

-Представители от групп подойдите, выберите по одному фразеологизму.

Довести до белого каления.

Бить баклуши.

После дождичка в четверг.

Намотать на ус.

  - На столе лежит материал , который вы можете использовать , оформляя страничку: фотографии, рисунки, дополнительный материал, фразеологические  словари, кроме того вы можете сами рисовать рисунки.

     6.Обсудим  план работы.

1.Прочитать статью о происхождении фразеологизма.

2. С помощью вопросов сделать вывод (вопросы составлены учителем).

2. Выбрать подходящий материал.

3.Обсудить оформление станицы.

4. Распределить работу в группе.

5.Оформить страничку.

6. Подготовиться к выступлению. 

План работы выдается каждой группе. 

7. Обсуждение критериев оценки работы по листу самооценки

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

1. Все ли активно работали в группе

ДА                                  

НЕТ

2. Как решались разногласия

Были конфликты                          

Не было конфликтов

3. Верно ли подобрали материал по теме

ДА                                    

НЕТ

4.Как защищен проект ( качество устной связной речи)

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

8. Презентация страниц журнала.

9. Рефлексия.

- Какую цель ставили?

- Выполнили ли ее?

- Было ли интересно работать?

Заполните лист самооценки.

10.Что хотите сделать дома? 

Проект  «Животный мир в задачах». 3 класс.

I этап. Погружение в проект.

Идея нашего проекта возникла во время изучения тем о животных на уроках окружающего мира. Почти у каждого ученика нашего класса в домашней библиотеке есть интересные энциклопедии о животных, которые они с удовольствием читали, готовили дополнительные сообщения, доклады о различных животных. Желающих выступить с сообщениями было много, ребятам не хотелось расставаться c блоком тем о животных.

Я задумалась, как можно поддержать этот интерес, поговорила с ребятами о том, где еще можно применить наши знания,  и мы решили использовать информацию о животных в математике: составить сборник задач для 3-го класса, используя статьи из энциклопедий. Так были определены тема и цель нашего проекта . Предстояло выяснить, кто будет участвовать в проекте,  распределиться по группам, выбрать руководителя группы, который помогал бы организовывать  будущую деятельность.

После того, как это было сделано и первый подготовительный этап , этап погружения в проект состоялся , мы перешли ко второму этапу: планирование деятельности.

II этап. Планирование деятельности.

В процессе обсуждения был составлен следующий план действий:

1.Найти источники информации, на основе которых мы будем составлять задачи, составить список источников. Ребята договорились найти в энциклопедиях статьи, которые содержат числовые данные, сделать закладки.

2. Рассмотреть математические сборники задач, проанализировать их структуру  и определить структуру нашего будущего сборника.

 Выяснили, что задачи в сборниках могут классифицироваться по классам: 1-й класс, 2-й класс, 3-й класс, 4-й класс, по количеству действий в решении задач: простые и составные, по уровню сложности , по типам.

После обсуждения решили классифицировать задачи то типам.

Выделили следующие типы задач:

  •  на разностное и кратное сравнение;
  •  на нахождение величин по их сумме и разности;
  •  деление на части и по содержанию;
  • зависимость между величинами: скорость, время, расстояние;
  • уменьшение (увеличение ) числа на несколько единиц и в несколько раз.

III этап. Деятельность по составлению задач была организована в группах. Ребята действовали по плану:

  1. составить задачу, соотнести ее с выбранными типами задач;
  2. проверить решаемость задачи;
  3. представить задачу и ее решение всему классу (для обсуждения и коррекции).

IV этап. Оформительский.

В конкурсе на лучшую обложку для нашего сборника приняли участие все ребята, некоторые дети нарисовали несколько обложек. Выбирали лучшую обложку дети сами, голосованием . Победила в этом конкурсе Литвиненко М.

Иллюстрации для сборника также выбирали сами ребята. А напечатать тексты задач ребятам помогли родители.

V этап. Презентация готового продукта.

      Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов:

· возрос познавательный интерес обучающихся;

· повысилась мотивация к учебной деятельности;

· появился интерес к освоению нового материала;

· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа;

· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

  В заключении хочу сказать, что чем больше мы продвигаемся в данном направлении, тем чётче понимаем, насколько огромен потенциал проектных задач в подготовке младших школьников к освоению новых стандартов в основной школе. Применение данной технологии полностью созвучно с девизом современного образования «Школа для жизни», т. к. решая проектные задачи, наши дети учатся тому, что позволит им быть поистине успешными людьми информационного века.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектирования и организации современного урока

Проведение урока– это основной, ключевой момент в педагогической деятельности каждого учителя, от которого зависит качество образования в целом и степень обученности выпускников начальной школы. Урок ...

Проблема организации современного урока в малокомплектной школе. (из опыта работы)

Приемы и методы организации современного урока в сельской малокомплектной школе. (из опыта работы учителя начальных классов)...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Проектная задача как актуальная технология организации современного урока в начальной школе.

В статье освещается какие требования,этапы и результаты предьявляются  при использовании  метода "проектная задача" в начальной школе....

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И КУБАНОВЕДЕНИЯ И НА ЗАНЯТИИ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ УУД У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Цель данного пособия: описать методику использования технологии проектных задач при создании учебных проектов на уроках в начальной школе. Для примера рассматриваются предметные области окружающий мир...