Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников
статья на тему

Донскова Оксана Васильевна

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно- исследовательскую деятельность. Создавая условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно- исследовательской деятельности я формирую основы ключевых компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность младших школьников

                                                     

                                                    Составитель: Донскова Оксана Васильевна

                                                     Учитель начальных классов

                                                     МКОУ  «Новоозерская СОШ»

                                                     Ст. Озёрки  Алтайский край

                                                 2015 год

      В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения.

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности. Учитель становится консультантом, наставником, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

  • Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.
  • Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.
  • Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.
  • Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

     Ученики открывают личностные «Я–знания», оказываясь в проблемной ситуации, личностно значимой для него и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Не знаю, что происходит? А как это случилось? А что если?» Ребенок научается смотреть на изучаемый объект с разных сторон.

Перед учителем стоит сложная задача: научить младшего школьника задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность. Затем создается ситуация развития гипотетического мышления. Гипотеза является способом умственного поиска, системой суждений и умозаключений. По собственному желанию ребенок выдвигает версии, предположения, постепенно формируются навыки доказательства, аргументирования. Возможность создавать «новое» знание, формирует познавательный интерес к изучаемому объекту и к такому способу деятельности.

     Таким образом, перед учителем стоит задача подбора таких заданий, которые уже имеют неоднозначное решение, нужны «ловушки», требующие дополнительной информации. Особое место занимает недостаточно полный текст, побуждающий учащегося искать новые знания, способы деятельности. Высокая мотивация создает не просто эмоциональную включенность, но и обеспечивает ее положительную динамику. Увлеченность в обсуждении различных гипотез способствует формированию межличностного общения, укреплению социальных связей учащихся. Большое значение для развития имеет способность к рефлексии. Рефлексия обнаруживается: в умении отличать известное от неизвестного; в способности определить и  понять — каких знаний не хватает для успешной работы; через умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной; критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей. Эти преобразования связаны с таким учебным действием, как контрольно-оценочная самостоятельность. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе.

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой педагогическую цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Создавая условия для формирования у детей  первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, я формирую основы ключевых компетенций младших школьников.

Для реализации поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у  учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей;
  • апробировать комплекс приёмов и методик формирования у  учащихся ключевых компетентностей в результате проектно-исследовательской деятельности.

Результатом работы, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:

  • Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности):
  • Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
  • Добывание знаний непосредственно из окружающей среды.

- Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;

  • Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)
  • Владение современными средствами информации информационными технологиями;
  • Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.
  • Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)
  • Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
  • Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;
  • Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её.
  • Ценностно-смысловые:
  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,
  • Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Таким образом, формирование компетентностей учащихся я осуществляю через проектную деятельность.

Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами, дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать выводы, взаимодействовать с окружающими людьми, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

В начальной школе элементами  проектной деятельностью учащиеся начинают заниматься с  первого класса. Для реализации проектной деятельности использую ресурсы урока, индивидуально-групповые занятия, внеурочное время (веду кружок  «Я- исследователь»).В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности мне особенно  предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

   Я считаю, что лишь  та  деятельность  выполняется  учениками  с  большим  увлечением,  которая  выбрана  ими  самостоятельно.   Работа  над  проектом  предполагает  особым  образом  организованную  поисковую  деятельность,  активное  применение  полученных  знаний. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

Для того, чтобы в процессе исследовательской деятельности создать условия для формирования ключевых компетентностей я организовываю работу учащихся поэтапно:

 Организационно-подготовительный этап

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

 Поисковый 

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

Итоговый 

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах позволяет мне:

  • стимулировать практическую деятельность учащихся, способствуя формированию всего набора компетенций;
  • конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности в младших классах дает ребенку:

  •    Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.                  
  •    Умение работать с информацией.
  •    Опыт целеполагания.
  •    Ребёнок приобретает опыт планирования.
  •    Расширение кругозора.
  •    Развитие мышления.
  •    Развитие эмоциональной сферы.
  •    Опыт публичного выступления.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых  результатов – это развитие ключевых компетенций ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Формирование ключевых компетентностей через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников

Выступление на районной научно-практической конференции "Компетентностный подход в обучении школьников: опыт, проблемы, перспективы"....

Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:•      обеспечить учащемуся возможность сам...

Формирование ИКТ компетентности через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников.

Речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, как одной из ключевых...

Методическая разработка «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»

В статье раскрывается понятие Метода учебного проекта. Цельюработы является: создание условий для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность...