Тема самообразования " Формирование самооценки младших школьников"
статья на тему

Григорьева Людмила Николаевна

Материал содержит мастер- класс по теме самообразования " формирование самооценки младших школьников" и презентацию по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dokument_microsoft_word_6.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагается мастер – класс по теме «Формирование  самооценки младших школьников». ( Слайд 1)Считаю, что тема выбрана мною не случайно, она значима и актуальна для многих учителей, работающих в инновационном режиме. Эта тема является темой самообразования. (Слайд2)

Девизом моей педагогической деятельности являются слова выдающегося психолога Л.С. Выготского:  Слайд 3                       

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».  

 Развитие ребёнка предполагается  в ходе обучения. Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Принцип сознательности и активности – один из принципов развивающего обучения.                          

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности. Вашему вниманию планируемые результаты в НОО. (Слайд 4)

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. (Слайд 5) Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников. ( Слайд 6)

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)

Коллективная выработка эталона самооценки.

Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.

Коррекция и самокоррекция.

     Ребенок не рождается на свет, с каким – либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся. Вашему вниманию предлагаю листок самооценки 1 класс

Слайд 8-13

Также в практике я использую различные тесты,  анкеты. Я Вам предлагаю коллеги способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: Слайд 14 посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.

Если СЛАЙД 15 количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

 

И так 2 этап выбор эталона ( слайд 16)

Я приглашаю вас стать участниками Мастер-класса.  (Слайд 17) Мастер-класс проводится в форме моделирования урока «Окружающий мир»(1класс), тема урока «Помоги птицам зимой» .Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки.

Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки. Итак, представьте себе, что все вы первоклассники. ( раздаю книги). Прошу детей прочитать тему. Спрашиваю детей , выражение содержит просьбу или требование. Они скажут просьбу. Я спрошу, зачем нас автор просит, ведь мы сидим в классе, где нет в данный момент птиц, почему нам надо это сделать. Подумайте с соседом над этими вопросами. Что сказал сосед? Предполагаемые ответы (говорят коллеги). Работа в группе 1 гр- нарисовать макеты кормушек, 2 гр.- чем кормить, 3 гр.- где  это можно сделать?, 4 гр- как мы поступим ? Чем обязательно должна закончится эта тема.  Попросить ребят сделать кормушки совместно с родителями. На другой урок дети принесут их и обязательно надо их повесить , насыпать корм. Хотел ли раньше ребёнок помогать птицам зимой, я не знаю, а  теперь посмотрите на его выбор. Слайд 18-19

Как можно использовать на уроках классного часа

Все вы знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

Слайд 20

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю -ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Слайд 21 Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»

Показываю цветок с последним лепестком

- У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание, самое искреннее желание обязательно сбудется.

- Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком: Слайд 22- физминутка

Лети, лети лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли-Быть по-моему вели.

Итак, загадываем желания. Слайд 23

- Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание? Не хотите, хорошо.

- Какое желание загадала Женя?

- В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика.  Слайд 24 Именно это желание принесло ей много радости.

Ваши желания самые разные. Слайд 25

- Все ли желания одинаково важны для нас?

- Можно ли оценивать желания?

В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

Для того чтобы что-то оценить нужен эталон. Слайд 26

- Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. Слайд 27  На эту работу отводится 1 минута.

- И так, слушаем, какие же правила вы составили.

Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.

А теперь внимание на экран Слайд 28, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

Поднимите листочки, у кого 5 баллов.

Мы составили много правил, Слайд 29 но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии. Слайд 30

Итак, во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

-Как вы понимаете эти слова?

Золотое правило Библии Слайд 31позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.

-Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?

Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого, я предлагаю вашему вниманию отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона. Слайд 32- 37

(фрагмент)

- Оцените поступок котят.

- Оцените поступок кошки.

-Как изменилась кошка?

Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

Итак, подводим итоги.

Вы убедились, что те моменты , которые мы сейчас моделировали, предоставляют возможность:

научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;

подготовить к восприятию различных жизненных ситуаций;

развивать коммуникативные навыки групповой работы;

провести нестандартную физкультминутку.

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках, так и во внеклассной работе. Слайд 38

Методика включает 4 основных этапа:

Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)

Коллективная выработка эталона самооценки.

Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.

Коррекция и самокоррекция.

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Слайд 39 Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Для этого у каждого ученика есть портфолио. Слайд 40-41 Это показатель результативности коррекционной работы и хороший диагностический материал.

Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией. Слайд 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Мастер– класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Материал предназначен для учителей начальных классов...

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»

Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь люд...

План самообразования учителя начальных классов. Тема "Формирование самооценки младшего школьника"

План самообразования учителя начальных классов. Тема работы учителя "Формирование самооценки младшего школьника"...

Обобщение опытом. Тема "Формирование самооценки младших школьников"

Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.Задачи:1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.2. Развитие интеллектуальной...

Статья по теме: " Отчет по теме самообразования " Формирование самооценки младшего школьника"

Отчет и самоанализ учителя по самообразованию по теме :" Формирование самооценки младшего школьника"....