методический семинар "Технологии обучения "
статья по теме

Пшембаева Гульнара Жанболатовна

технологии обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_metodicheskiy_seminar.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар .

Пояснительная записка .

Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных.

        Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся. И эти новые идей, подходы, технологии я стараюсь применять в своей работе.

        Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования - управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя - в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью. Ученик тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения - деятельностный.

        Почему же ещё технология деятельностного метода на сегодняшний момент весьма актуальна, ведь выбор среди современных педагогических технологий очень большой? Актуальна ещё и потому, что исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

Помимо уроков открытия нового знания, в курсе ТДМ имеются уроки других типов:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректировать свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по курсу математики.

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний.

Метод учебного проекта

Использую в своей  работе метод учебного проекта для развития в детях творческого начала и умственных способностей, что  необходимо для качественного развития  интеллекта. Особенно метод проекта позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность.

Работу над проектами мы ведем с первого класса.Ребята всегда очень ответственно подходят к выполнению, подготовке и представлению проектов.

Использую в своей работе ИКТ(информационно-коммуникационные технологии), тем самым  повышая у детей интерес к предмету; развивая самостоятельность и творческую активность учащихся, привлекая жизненный опыт детей. Использование ИКТ помогает формировать у детей умение работать с информацией, приобщать школьников к достижениям информационного общества, повышать эффективность обучения; осуществлять индивидуальный подход в обучении; расширять объём предъявляемой учебной информации; обеспечивать  гибкость управления учебным процессом; повышать  качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.

Дети сами участвуют в подготовке презентаций; умеют выбирать нужную и полезную информацию. Интересные презентации были представлены на уроках окружающего мира.Благодаря детским презентациям, мы совершили виртуальные экскурсии в красивейшие города нашей России.

Наш кабинет полностью оснащен по всем требованиям ФГОС.Также в школе имеется интерактивная доска и кабинет информатики в который мы ходим заниматься.

Игровые технологии

     В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности. Именно поэтому в своей работе применяю такой вид технологии, как игровую. Эта технология способствует развитию  устойчивого познавательного  интереса  у  учащихся. На своих уроках применяю  разнообразные  игровые  формы обучения.

Благодаря родителям нашего класса, имеем в  кабинете игровую зону , в которой имеются разные игры, как настольные,  так и подвижные .Эту игровую зону используем не только во внеурочное время, но и на уроках.Применение современных образовательных технологий в учебном  процессе, во внеурочной деятельности и в воспитательной  работе, использование  разнообразных видов  и форм деятельности  позволило достичь  стабильных положительных результатов в работе.

Хотелось бы затронуть вопрос здоровьесбережения, чему я стараюсь уделять большое внимание. В основную группу технологий здоровьесберегающей педагогики входят медико-гигиенические (МГТ), физкультурно-оздоровительные (ФОТ), экологические (ЭЗТ), обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (ТОБЖ), здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).

        Эти группы здоровьесберегающих технологий представляют системно-организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, педагогических технологий, направленных на достижение оптимально психологической адаптированности обучающихся к образовательному процессу, заботу о сохранении здоровья. То есть я стараюсь построить свою работу так, при которой выполняя учебную программу, формирую интерес к учёбе, устанавливаю с ними доверительные отношения, предотвращая возникновения дезадапционных (дискомфортных) состояний и максимально использую индивидуальные способности учеников для повышения результативности их обучения.

        Уделяя большое внимание этому вопросу, я реализую главную задачу здоровьесберегающих технологий – это такая организация учебного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, воспитание и развитие учеников не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. При использовании здоровьесберегающих технологий важнейшим качеством педагога является умение устанавливать благоприятный микроклимат во взаимоотношениях с детьми и такую организацию учебных занятий, которая исключает их психологическое угнетение.

            Деятельность,  основанная на принципах гуманно-личностной педагогики, способствует развитию интеллектуальных умений, творческих способностей, достижению высоких результатов учебной деятельности. Поэтому я продумываю различные подхода к организации учебной деятельности, в основе которой лежит внутренняя дифференциация, позволяющая  обеспечить комфортное усвоение программного материала каждым обучающимся. Также высокому уровню усвоения программного материала способствует использование проблемного метода обучения, исследовательских и частично-поисковых методов обучения, развивающих, информационно-коммуникационных технологий. Данные методики позволяют простроить обучение в зоне ближайшего развития, что положительно сказывается на усвоении учебного материала и достижении высокого уровня развития творческих способностей обучающихся.

           Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Помогает решать мне эту задачу на уроках использование Листа успеха.

        Вся эта работа даёт свои результаты. У моих учеников достаточно устойчивый интерес к учёбе. Анализ качества знаний показывает не только стабильный хороший результат, но и постоянный рост моих учеников.

         Школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Необходимо помнить, что у каждого ребёнка есть способности и таланты. Мне повезло, у моих учеников всё это есть.  Вот уже четыре года я веду кружок «Волшебный мир оригами»

            Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.

Это даже не фокус, это – чудо!

        Мы активно участвуем во многих  проводимых конкурсах, олимпиадах. Являемся победителями и призёрами.

Каким бы ни был учебный процесс, как не менялось бы к нему отношение, стоит всегда помнить о том, что учитель, прежде всего, должен воспитывать гуманное отношение в своих учениках, доброту и отзывчивость в  сердце.

 При этом не стоит забывать, что в каждом ребёнке спит величайший гений, творец. Работа учителя состоит в том, чтобы разбудить этого «Великого спящего».

Внедрение новых стандартов образования - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношения ко всему, коммуникабельности, умения находить решение в любых ситуациях.        

Учитель является ключевой фигурой при реализации ФГОС. Строить новую школу и начать изменения с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять, считаю, как миссию по воссозданию нового.

            В.А.Сухомлинский писал: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии, и технология нашего труда».

        Действительно, хороший учитель должен находиться в постоянном поиске интересных форм и методов учебной и воспитательной работы, нового смысла своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические принципы обучения школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними своим опытом, согласовать действия. Речь является н...

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Методическая разработка "Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием ЦОРов и электронных учебных пособий

В данной разработке я делюсь своим опытом работы с детьми начальных классов при обучении их чтению на английском языке, Работа была представлена на муниципальный конкурс-ярмарку методических разработо...

Мастер-класс на тему "Методические приёмы обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами"

Здесь показаны основные приемы работы над словами с непроверяемыми орфограммами....

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...