Статья "Передовой педагогический опыт"
статья на тему

Петрова Светлана Евгеньевна

Анализ работы за 2012-2017 учебные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Передовой педагогический опыт40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Петровой Светланы Евгеньевны, учителя начальных классов МОУ "Средняя  общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38"

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

       Младший школьный возраст является самым важным этапом школьного детства, так как именно в этом возрасте формируются навыки учебной деятельности. Важно отметить, что многие проблемы в обучении младшего школьника связаны с недостатками развития познавательных способностей. Для того, чтобы обучение и воспитание было полноценным, необходимо развивать познавательные процессы. Проблемами развития познавательных способностей детей занимались многие психологи и педагоги. Например, Л.А. Венгер, С.И. Волкова, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие психологи. Актуальность опыта заключается в том, что проблема познавательных способностей детей и их развития до последнего времени в психологии и педагогике разрабатывалась недостаточно.                                                                                                                                                                                                            Действительно, быть учителем начальных классов очень ответственно. Именно начальная школа должна раскрыть в каждом ребенке неповторимую личность, развить умение и желание учиться, воспитать интерес к познанию, к поиску новых источников информации. Проработав много лет в начальной школе, имея за плечами большой опыт, все-таки понимаешь: чтобы сейчас решать задачи российского образования, учитель должен серьезно пересмотреть приемы и методы, используемые в своей педагогической деятельности, иначе оценить проблемы и возможности современного ребенка.                                                                                                                                                            Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.  Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Познавательные способности значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные способности развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных способностей младших школьников, что обусловило выбор моей методической проблемы: "Развитие познавательных способностей младшего школьника".

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

    Познание – сложный и многоуровневый процесс. Обычно выделяют четыре основных аспекта, которые формируют познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, чувства и ощущения, интуиция, мышление. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал "умнее", "способнее", "одареннее"? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других физических качеств. Если постоянно тренировать  ум ребенка, решать с ним трудные задачи, привлекать к разрешению нестандартных ситуаций и т. п., то результат  не заставит себя долго ждать. Как известно, неспособных детей не бывает, нужно просто помочь ребёнку развить свои способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.                            УМК «Планета знаний», по которому я сейчас работаю (третий набор), имеет богатейший материал для эффективного развития познавательных способностей младших школьников. На своих уроках я использую всевозможные задания, помогающие тренировать память, развивать мышление, воображение и т. д. Развитием этих качеств  занимаюсь не только на уроках, но и во внеурочное время (факультативы "Умники и умницы", "Экономика вокруг нас", "Волшебная кисточка","Развитие речи"). Совместно с психологом школы подобраны развивающие игры и упражнения, которые могут использоваться как в учебной, так и во внеклассной работе.                      Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Для этого необходимо чаще ставить ребенка в ситуацию успеха. Она напрямую ведёт к росту самооценки у ребёнка. Именно высокая самооценка, делая ребёнка уверенным в себе, позволяет ему приступить к новым, всё более сложным заданиям , играм и упражнениям, что в свою очередь развивает его способности.

Наличие теоретической базы опыта

    Сегодня невозможно представить современную школу без использования таких технологий, как: информационно-компьютерные, технология уровневой дифференциации, здоровье сберегающие, игровые, проектной и исследовательской направленности. За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

    Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный.    Уроки - путешествия, уроки с использованием ИКТ, урок- игра и т.д. совершенствуют познавательные способности детей, помогают мне сделать работу лишенной шаблона, повышают интерес к предмету. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.                                                                                                                                       Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые я применяю на уроках. Игра позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, математики и других предметов начального курса. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития познавательных способностей.                                                                   Практически на любом школьном предмете я применяю компьютерные технологии.   Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием  информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным. Этот метод также повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка,  позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.                                                            Другим методическим ходом моей работы является обучение ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников (метод проектов). Особенно ярко это наблюдается на уроке «Окружающий мир». К каждому уроку по теме курса ребята  готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл:  « Я  вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Источником знаний учащихся стала сама жизнь. Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета,  печатными источниками из библиотеки) готовят сами.

Внедрение в обучение младших школьников даже отдельных приемов исследовательской деятельности оправдано и целесообразно. Это дает стимул и возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин в среднем и старшем звене, позволяет использовать полученные знания в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся, а также развивает интерес к различным школьным наукам и процессам познания в целом.

В контексте изучения отдельных дисциплин приемы исследовательской работы чаще использую в проведении кратковременных исследований. Учащиеся с удовольствием выполняют такую работу на уроках окружающего мира, технологии, математики. На математике, например, по теме «Измерение времени» мы определяли, какие из часов (у нас была целая коллекция) самые точные, самые удобные в использовании.

Включая в работу эти приемы, важно учитывать, что при формировании исследовательских навыков, необходимо помочь учащимся увидеть смысл их творческой деятельности, поддержать интерес, поощрять творческие проявления учащихся. Каждому ученику дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Не забывать и возрастные особенности младших школьников -  само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.                                                                                                                                                 Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает  условия для смены видов деятельности обучающихся, что позволяет реализовывать в  моей практике принципы здоровье   сбережения. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения  мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Кроме того,  внедрение здоровье сберегающих принципов включает в себя и создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки, рациональную  плотность урока, строгую дозировку нагрузки, профилактику стрессов и т. п., что дает возможность школьнику сохранить свое здоровье на многие годы.                                                                                                                               Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание"ВСЕ НОВОЕ -ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

Ведущая педагогическая идея

   Моя задача как учителя  не просто передавать знания, но и открывать перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии ребенком те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым. "Воспринимай каждого человека таким, каков он есть" - мой жизненный принцип  . Именно так я отношусь и к своим ученикам. Неспособных детей не бывает. Нужно помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать  свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая.

Оптимальность и эффективность средств

     Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Для обеспечения эмоциональной сопричастности учеников к собственной деятельности и деятельности других я ставлю перед ними реальные задачи-упражнения, выполняя которые ребенок  верит в свои силы. В следующий раз он поднимется выше и постарается добиться лучших результатов.  На уроках каждому ученику предоставляю возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои знания и умения в практической деятельности.                                                                                                                                                                                                   Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения, организую обмен мнениями при решении различных учебных задач, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, , использование групповой работы.   Применение всех этих приёмов и методов позволяет получать положительные результаты по многим показателям, в том числе и по развитию мышления, памяти, логики, смекалки, сообразительности.   

Результаты опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)                                                                                                                                                              Результатом своей работы по развитию познавательных способностей младших школьников считаю следующее :                                                                                                                                         -  повышение уровня учебной мотивации,                                                                                                                                                                                  - углубление уровня понимания учебного материала,                                                                                                                                                              - развитие сообразительности, пространственного мышления, воображения, способности анализировать, обобщать.

  Систематическое использование заданий на развитие познавательных способностей младших школьников повышает уровень развития интеллекта учащихся, развивает память, внимание, мышление, восприятие, расширяет кругозор. Дети могут мыслить творчески, показывают высокие результаты по олимпиадным заданиям, становятся победителями различных  конкурсов.  При специальном развитии познавательных способностей улучшается успеваемость школьника.

Итоги школьной предметной олимпиады (2015 г.):

Математика - Шевнин Т. (победитель), Ермошкина В. (призер)

Русский язык - Трошина Е. (победитель)

Окружающий мир - Шубников А. (призер)

Итоговая аттестация учащихся (в таблице также указаны показатели успеваемости при переходе в среднее звено)

Учебный год

Класс

Качество знаний

(в среднем по классу)

Уровень обученности

2012 -2013

2

64,2%

100%

2013 -2014

3

70%

100%

2014-2015

4

77,8%

100%

2015-2016

5

82,1%

100%

Результаты внутреннего (школьного мониторинга)                                                                                                                                                                                                                    

             Русский язык

Год

Класс

Входной диктант

За 1 полугодие

Итоговый диктант

2012-2013

82%

72%

78%

2013-2014

63%

88%

76%

2014-2015

64%

58,3%

76,9%

2015-2016

92,5%

89,2%

92,3%

 

     Математика:

Год

Класс

Входная контрольная

За 1 полугодие

Итоговая контрольная

2012-2013

68%

64,2%

71,4%

2013-2014

62,5%

62,9%

66,7%

2014-2015

76%

72%

70,4%

2015-2016

80%

77,8%

60%

       

                                                                                   

     Окружающий мир:

Год

Класс

Входная  работа

За 1 полугодие

Итоговая работа

2012-2013

-

82,1%

78.6%

2013-2014

71,4%

81,4%

84,6%

2014-2015

88%

95,8%

89,2%

2015-2016

       

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения. Задача учителя - помочь каждому ребенку стать успешным, дать возможность реализовать имеющиеся способности.                                                                                  Целесообразность моей работы в этом направлении подтверждают результаты участия моих воспитанников в различных городских, республиканских, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах:

2012-13 учебный год (2 класс):

"Кенгуру" - 17 чел.

"Русский медвежонок" - 10 чел.

"Человек и природа" - 6 чел.

2013-14 учебный год (3 класс)

"Русский медвежонок" - 19 чел.

"Человек и природа" - 15 чел.

"Классики" (Всероссийский конкурс юных художников) - 14 чел. (Шевнин Данила, 3 место - в регионе, 8 место - по России)

Мета Школа(осень, зима, весна) : математика - 44 чел. (1 место - 5, 2 место - 11, 3 место - 4 )

Мета Школа: русский язык - 19 чел. (1 место -6, 2 место - 4, 3 место - 8)

"Маленький всезнайка" (Всероссийская олимпиада) - Призенцова Д.(победитель)

"Донорство глазами детей"(городской конкурс рисунков) - Шевнин Тимофей (номинация "Признание")

"Папа, мама, я - спортивная семья"(городской конкурс): семья Шевниных - 3 место, семья Кудашкиных - 4

2014-15 учебный год (4 класс)

"Кенгуру" - 19 чел.

"Русский медвежонок" - 17 чел.

"Человек и природа" - 17 чел.

Мета Школа : математика - 21 чел. (1 место - 2, 2 место - 4, 3 место - 4 )

Мета Школа: русский язык - 20 чел. (2 место - 8, 3 место - 6)

Всероссийская олимпиада по русскому языку - Призенцова Д. (победитель)

Городской конкурс авторского стихотворения( к 70-летию победы) - Абляев Булат (2 место)

Республиканская научная конференция "Многоликая Мордовия" - Призенцова Д.(победитель)

"Ярмарка идей"(конкурс исследовательских работ, секция "География") - Призенцова Д. -призер

Международный форум "Одаренные дети"(номинация "Литературный салон") - Начаркина Т.- 2 место

2015-17 учебный год (1-2 класс)

Всероссийский конкурс рисунка по ПДД (Левцева К. - 1 место)

Всероссийская олимпиада по литературному чтению "Знайка" - 2 место

Всероссийская олимпиада по математике "Клеверок" - 2 место

Всероссийская олимпиада по окружающему миру "Первооткрыватели" - 1 место

Всероссийская олимпиада "Продленка": русский язык - 2 место, математика - 2 место

Всероссийская олимпиада по русскому языку "Буквоежка" - 2 место

Всероссийская олимпиада "Вопросита" - "Маленькие мыслители" - 1 место

Всероссийская олимпиада "Вопросита" - "Герои сказок Ш. Перро" - 1 место

Всероссийская олимпиада "Вопросита" - "По следам фиксиков" - 2 место

Городской конкурс поделок из природного материала - 1 место (Исякаев С.)

Конкурс поделок "Золотой петушок" (район) - призер (Чиндяйкина К.)

Может быть, это громко сказано, но сегодня (!) многое в судьбе моих учеников зависит от меня. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам.

Возможность тиражирования

Чтобы успешно решать педагогические задачи, учитель должен сам стать субъектом учебной деятельности, способным через профессию познать самого себя. Ведь пока еще дети верят нам, пока слово "учитель" действует на младших школьников гипнотически: инициатива учителя становится инициативой ученика, ум учителя - умом ребенка. Поэтому серьезное внимание уделяю самообразованию и саморазвитию, которое осуществляю благодаря изучению передового педагогического опыта, участию в семинарах, конкурсах, повышению уровня квалификации . Свой опыт, свое видение проблем начального образования также стараюсь донести до своих коллег.                                                                                                                                                                                                   

http://nsportal.ru/petrovasvevg

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...