Мастер-класс "Работа с текстом как средство развития УУД» "
методическая разработка (2 класс) на тему

Олеся Викторовна Матина

Мастер-класс для учителей начальных классов. Материал к тексту 2 класса по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_rabota_s_tekstom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс учителя начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 7 г. Горно-Алтайска» Олеси Викторовны Матиной

« Работа с текстом как средство развития УУД»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом в начальной школе.
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Слайд 1 тема  Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

Слайд 2 - высказывание

Слайд 3 – цель

Слайд 4 - УУД

Слайд 5, 6, 7 - УМК "Школа России" включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:

Виды работ с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное). Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя). ⎫ 

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана ( ⎫цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).

Чтение (пересказ) по готовому плану. ⎫ 

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: ⎫ подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видовпересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Чтение по готовому плану.
  • Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение абзацами.
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
  • Чтение по группам.
  • Поисковое чтение.
  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

Слайд 8 В каждом классе ведется поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Слайд 9 - Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.        До чтения 

Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

1. Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.

Слайд 10 – Прием «Корзина идей»

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по данному заголовку. В корзине будет собрано все то, что вместе думают учащиеся об этой сказке.

Слайд 11 – По ходу чтения Чтение с пометками

  • Поиск в тексте ответов на вопросы;
  • Выделение, подчеркивание, запись;
  • Маркировка текста символами.

Слайд 12 – 13 ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)

«+» Что такое хорошо?

«-» Что такое плохо?

«?» Что интересного?

Слайд 14  После чтения

  • Выделить тему текста,
  • Сформулировать главную мысль текста;
  • Пересказ;
  • Составление плана;
  • Инсценирование.

Слайд 15 (иллюстрация к сказке)  

 Творческая работа: Предлагаю вам побывать в роли актеров кукольного театра:

Инсценировать данную сказку. Выразите ваши чувства тремя словами: сущ, прил,, гл, нар

Слайд 16 В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание –  составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.

Слайд 17 Мысль в подарок Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников

Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...

Выступление на МО по теме "4. Работа с текстами как средство формирования интереса к языку и орфографической зоркости"

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, котор...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило:...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

        При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Свя...

"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....

Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....