Статья "Рефлексия и рефлексивные вопросы в начальной школе"
статья на тему

Шеховцова Елена Алексеевна

В статье "Рефлексия и рефлексивные вопросы говорится о важности размышления для долгосрочной памяти. Умении задавать эффективные рефлексивные вопросы для того, чтобы человек подумал, прежде чем отвечать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Рефлексия на уроках в начальной школе  

     
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
 Рефлексия (размышление) очень важна для долгосрочной памяти. Обучение без размышлений можно сравнить с жеванием без проглатывания. От распробованной, но не усвоенной пищи толку нет. До начала обсуждения темы с учащимися или до того, как ученики вышли из кабинета учитель должен навести их на размышление об уроке.
      Человеческому мозгу необходима осмысленность деятельности. Большая часть из того, что нужно изучить, даётся так быстро, что на обработку не хватает времени. Мозг обрабатывает информацию до того и в течении долгого времени после того, как мы осознаем этот процесс. Вот почему идеи подчас возникают будто ниоткуда. Именно поэтому учитель может либо привлечь внимание школьника к новой информации, либо помочь понять её, но никогда одновременно. «Время обработки» - важный этап запоминания информации на долгий срок.
        Вмещая как можно больше материала в минуту урока или быстро двигаясь от темы к теме, мы гарантируем, что ученики запомнят мало. Запланированное в течение урока время на размышление стимулирует школьников дать учителю знать, если они что-то не поняли.
        Быстрая техника проверки понимания такова: учитель часто прерывается и просит: «Если что – то непонятно, запишите вопрос и покажите мне, я прочту». Часто ученики спрашивают о чём – то, что, как казалось преподавателю, он «разжевал», однако многие его не поняли.
        Стимулировать рефлексию позволяет ежедневный учебный журнал, куда ребёнок записывает хотя бы одну мысль, которую усвоил на уроке, с объяснением её значимости. Детям помогут такие вопросы: «Что я сегодня узнал?», «Над чем мне нужно поработать завтра?», «Что у меня хорошо получилось?», «Что я мог сделать иначе?». Такие вопросы зачастую более ценны, чем ответы. Если начать вести подобный журнал в середине года (хотя это можно делать в любой момент), школьник наберёт по 170 – 200 записей, которые хотел бы помнить и в дальнейшем.
                                 Рефлексия и оценочные вопросы
   Рефлексия необходима так же для личностного роста, поскольку
усиливает самооценку, что способствует самокоррекции  –  наиболее эффективному способу развития.
     Оценочные вопросы формулируются так, чтобы запустить рефлексивное мышление.   Вопросы на размышление эффективны, поскольку люди больше всего поддерживают те идеи, которые появились у них самих; самые важные для людей ответы – их собственные. Авторство – важнейший компонент самооценки и изменений.
               Рефлексивные вопросы для специфических целей.
Что бы приступить к работе над заданием
* Помогает ли то, чем ты сейчас занят, выполнить работу?
* Если бы ты хотел, чтобы работа была выполнена, каким был бы первый
  шаг?
* Что из того, что тебе нравится делать, можно применить к этому заданию?

Для заинтересованности
*
Если бы все было возможно. Смог бы ты сохранить заинтересованность в этом?
* Как бы ты оценил в 10-бальной системе свою настойчивость в
  выполнении?
Для улучшения качества
* Как ты это оценишь?
* Что бы ты хотел ещё улучшить?
* Если бы всё было возможно, что помогло бы тебе работать ещё лучше?
* Ты доволен результатами?
      Качество ответов зависит от качества вопросов. Эффективные вопросы требуют, чтобы человек подумал, прежде чем отвечать.
Учителю надо предлагать вопросы, а не задавать их. Задать вопрос – значит потребовать правильный ответ. Предложить вопрос означает начать диалог и пригласить ученика подумать. Когда вопросы предлагаются, дети охотнее участвуют в работе.  
 

     

В своей работе при построении уроков чаще всего применяю технологию развития критического мышления, которая предполагает 3 стадии развития урока: вызов, осмысление и рефлексию.  Анализируя  функции  двух первых стадий технологи, можно сделать вывод о том, что по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывает все этапы работы. Вместе с тем,  рефлексия на стадии  вызова и осмысления содержания  имеет другие формы и функции. На третьей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности  школьников и учителя. Рефлексивный анализ направлен на прояснения смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ мало полезен если он не обращён в словестную или письменную форму.
Приёмы зависят от приёмов стадии вызова.
1) Обсудить, что совпало
2) Возврат к ключевым словам
3) Возврат к перевёрнутым логическим цепочкам
4)Возврат к кластерам (его уточнение и дополнение с учётом того нового, что узнали)
5)Возврат к таблицам ЗХУ


https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0154/0005931b-7edbb882/img19.jpg
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0154/0005931b-7edbb882/img19.jpg
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0154/0005931b-7edbb882/img19.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0154/0005931b-7edbb882/img19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

Формирование рефлексивных умений в начальной школе

доклад на МО учителей начальных классов...

Варианты рефлексивных заданий на уроках в начальной школе

Варианты рефлексивных заданий на уроках в начальной школе...

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему" Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Умение задавать вопросы." (УМК "Начальная школа 21 века")

Презентация к уроку русского языка в 1 классе на тему " Речевая ситуация: приглашение на экскурсию, Умение задавать вопросы." Используется УМК "Начальная школа 21 века". Учебник и тетради на печатной ...

"Приём словесно-логические вопросы в начальной школе"

quot;Приём словесно-логической работы в начальной школе"...