Технология проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях
статья на тему

Коцюруба Анжелика Николаевна

Технология проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях

 

Севрюк Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

 

 

«Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией,

в которую ученик приходит, чтобы делать открытия,

с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества,

а для данного маленького человека»

 Кузнецов В.И.

 

В последнее время при внедрении федеральных государственных стандартов второго поколения главным в начальном общем образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень овладения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

Очень часто учащиеся начальной школы  не желают учиться, у них страдает  мотивация учения к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение в том, что ему нужен тот или иной материал только лишь потому, что он пригодится ему в будущей взрослой жизни после окончания учебного заведения.

Для решения этой проблемы необходимо повысить  продуктивность обучения, обеспечить учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы. Для этого подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов, который формирует умения самостоятельно учеником добывать новые знания, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому его будущее самоопределение зависит от того, как ученик может применить свои знания и умения, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте. В настоящее время в начальном общем образовании прослеживается огромный интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Воспитание самостоятельной и ответственной личности, развитие  творческого начала и умственных способностей,  всё это происходит  именно через проектную деятельность.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Что такое учебный проект с точки зрения ученика? Это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу и представить публично достигнутый результат; это действие, направленное на решение увлекательной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит прагматический характер, имеет важное прикладное значение и, главное, интересен и значим для самих открывателей.

Освоение и применение метода проекта в педагогической практике показывает, что учащиеся учатся:

·       устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения,  выражать и доказывать свою мысль;

·       ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;

·        могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме;

 Именно технология  проектной деятельности обогатит учебный процесс, будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника. Появление данной технологии в образовательном процессе существенно меняет всю образовательную среду начальной школы.

Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его методологией. Прежде чем научить, нужно знать самому. Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие: формировать и развивать творческие способности ученика; развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений; создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании; заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия; постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки. Существуют разные виды классификаций проектов. Школьные проекты могут быть классифицированы по типу, виду, продолжительности, условиям, результатам и т.д.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся овладевают знаниями в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе решения проектной деятельности ученики достигают цели через тщательную  разработку проблемы, которая завершается очевидным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Исходя из всего изложенного, мы видим, что проектное обучение отличается от других форм деятельности.

В последнее время мы чаще говорим о терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается только тогда, когда мы даем возможность детям научиться понимать и выражать себя, не бояться себя представлять, высказывать свое мнение, даже если оно отличается от суждений остальных, выслушивать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить у школьников внедряя в практику технологию проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

Практика последних лет доказывает, что именно начальная школа более открыта к внедрению изменений в своей учебной деятельности. Многие инновационные подходы появляются именно здесь, в том числе и система методов проектных задач. Таким образом, появление данной технологии в образовательном процессе меняет всю образовательную среду начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sevryuk_a.n._festival.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях

Севрюк Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1 им. А.А.Иноземцева»

1.Актуальность использования технологии проектов в начальной школе

В последнее время при внедрении федеральных государственных стандартов второго поколения главным в начальном общем образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень овладения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего обучения.

Очень часто учащиеся начальной школы  не желают учиться, у них страдает  мотивация учения к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение в том, что ему нужен тот или иной материал только лишь потому, что он пригодится ему в будущей взрослой жизни после окончания учебного заведения.

Для решения этой проблемы необходимо повысить  продуктивность обучения, обеспечить учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы. Для этого подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов, который формирует умения самостоятельно учеником добывать новые знания, находить нужную информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому его будущее самоопределение зависит от того, как ученик может применить свои знания и умения, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте. Это не только умение добывать и применять знания, сюда относятся коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. В настоящее время в начальном общем образовании прослеживается огромный интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Воспитание самостоятельной и ответственной личности, развитие  творческого начала и умственных способностей,  всё это происходит  именно через проектную деятельность.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Что такое учебный проект с точки зрения ученика? Это возможность сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу и представить публично достигнутый результат; это действие, направленное на решение увлекательной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит прагматический характер, имеет важное прикладное значение и, главное, интересен и значим для самих открывателей.

Осваивать метод проекта я начала  пять  лет назад. За данный период  познакомилась с методикой технологии  проектной деятельности, работами коллег по данной теме. Применяю данные технологии на урочной и внеурочной деятельности начальной школы. С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекает меня и моих учеников. Мною организованна межмуниципальная олимпиада по решению проектной задачи, с применением данной технологии. Были организованы и проведены олимпиады по темам: «Погоня за белым кроликом», «Долина Вирусов», «Путешествие доктора и писателя в Африку», «Великий океан», «Кто обитает на необитаемом острове?».

Освоение и применение метода проекта в педагогической практике показывает, что учащиеся учатся:

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения,  выражать и доказывать свою мысль;
  • ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;
  •  могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме;

Считаю, что именно технология  проектной деятельности обогатит учебный процесс, будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника. Появление данной технологии в образовательном процессе существенно меняет всю образовательную среду начальной школы.

  1. Основные требования  предъявляемые к учебным проектам

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся овладевают знаниями в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе решения проектной деятельности ученики достигают цели через тщательную  разработку проблемы, которая завершается очевидным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Исходя из всего изложенного, мы видим, что проектное обучение отличается от других форм деятельности.

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

  1. Наличие существенной проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского изучения её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденция, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся;
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  5. Использование исследовательских методов;

3.Виды учебных проектов  в образовательной системе обучения

3.1.По характеру главной в проектной деятельности являются:

  • Исследовательский проект, который включает подтверждение актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. ( Пример: «Заселение океана Великий»)
  • Информационный проект. Данный проект направлен на сбор и анализ  информации о каком-то объекте, явлении с целью ее изучения, обобщения и представления для широкой аудитории. (Пример: «Что такое морфемы»)
  • Творческий проект направлен на максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению конечного результата. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. («Как создать мультфильм», «Как сделать радугу»)
  • Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, ученики выбирают для себя роли литературных или исторических персонажей, фантастических героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания работы.

3.2. По предметно-содержательной области:

  • монопроект, в рамках одной области знаний;
  • межпредметный проект, на стыке различных  предметных областей. («Погоня за белым кроликом», «Долина Вирусов», «Путешествие доктора и писателя в Африку»)

3.3. По характеру  координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);

3.4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона)

3.5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый). («Моя родословное древо», «Кожа воды», «Пословицы в нашей жизни», «Страна фокусов», «История флейты»).

3.6. По продолжительности проекта (мини-проект - 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.)

4. Организация  проектной  деятельности   учащихся

Проектная деятельность учащихся включает  в себя следующие этапы:

1 этап - анализ ситуации (нужно ли ее разрешать?), сформулирование ее в проблему;

2 этап - организация деятельности (поиск средств, возможных путей решения проблемы);

3 этап - осуществление деятельности (решение проблемы);

4 этап – анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой, представление окружающим  конечного результата (презентация);

5. Представление  «конечного  продукта» проектной деятельности учащихся

Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:

  • Мультимедийная презентация
  • Концерт
  • Итоги исследовательской работы
  • Выставка рисунков и поделок
  • Творческий отчет
  •  Реклама
  •  Деловая игра.
  •  Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  •  Игра с залом.
  •  Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  •  Научная конференция.
  •  Отчет исследовательской экспедиции (журнал, газета)
  •  Пресс-конференция
  •  Путешествие (составление карты)
  •  Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  •  Ролевая игра
  •  Соревнования
  •  Спектакль
  •  Спортивная игра
  •  Телепередача
  •  Экскурсия

Любой проект должен быть успешно  завершенным и предполагает оставить у учащихся ощущение  гордости и восторга за полученный результат.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять свой  кругозор в интересующих их областях знаний;
  • Находить источники  информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к данной теме;
  • Планировать и распределять работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом, развивать коммуникативные качества;
  • Доводить начатое дело до конца;
  • Приобретать опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться;
  • Получить содержательную и эмоциональную поддержку со стороны окружающих;

6.Роль учителя в проектной деятельности

Групповая работа в проектной деятельности главным образом изменяется характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем. Учащиеся меньше всего нуждаются в помощи взрослого. Помощь педагога становится необходимой лишь при совместной работе детей. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Необходимые особенности педагогической позиции учителя:

  1. Обеспечить формирование предпосылок готовности учеников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений и навыков исследовательской работы).
  2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
  3. Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения.
  4. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.
  5. Систематически вести мониторинг за формированием учебного сотрудничества в классе.

Поведение учителя в процессе работы зависит от проектантов. Им дана полная свобода в понимании и объяснении проблемы проекта, а также в формулировании задачи. Педагог оказывает необходимую  помощь ученикам только тогда, когда это нужно. В самом начале когда дети только осваивают проектную деятельность, учитель разрабатывает инструкционные карты, алгоритм, структуру действий, а в будущем не вмешивается в их творческую деятельность.Они сами определяют последовательность  своей деятельности, работают самостоятельно или в группе.

Учебный проект с точки зрения педагога – это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать неординарные умения и навыки проектирования, а именно учит:

  • постановке проблемы (рассматривать проблемное поле и выделять подпроблемы, формулировать главную проблему, формулировать задачи, вытекающие из этой проблемы);
  • постановке целеполагания и планирования своей деятельности;
  • рефлексии и самоонализу (анализу успешности и результата решения поставленной проблемы проекта);
  •    представлению хода своей деятельности и результатов с помощью презентации;
  •    искусству умения  готовить изученный материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиску нужной информации, выборке и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию нужной технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);

По окончанию работы учеников над каждым проектом педагогу необходимо подвести итог: какие знания, умения и навыки приобрел школьник в ходе решения проектной деятельности, провести рефлексию.

7. Роль ученика в проектной деятельности

Возникшие проблемы должны быть  распределены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Взаимодействуя в группе ученики в дальнейшем сами координируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает боязнь при неправильном высказывании, развивается творческое воображение, при выполнении различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя доля участия и которым пользуются все вместе. При этом школьники осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно возлагает  на себя педагог: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д.

8. Эффективность использования метода проектов в начальной школе

Метод проектов представляет собой рождение новых форм и методов  реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.

Проектная деятельность способствует развитию у школьника  чувства ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебному процессу. Для ученика результат и знания, полученные в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения учитель – ученик в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой.

Использование в своей педагогической работе метода проектов (не только на уроке, но и во внеурочной деятельности), привело к следующим изменениям:

-  у учащихся повысился интерес к работе по поиску  различных источников;

- школьники учатся выбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;

- умеют  аргументировать  выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои  собственные проекты;

Таким образом, анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач. Для успешного использования данного метода нужно учитывать особенности каждого типа проектов.

9. Заключение

Современная школа должна пробудить у учеников  стремление к самообразованию, реализации своих индивидуальных способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Поэтому в  решении данной задачи главная роль отводится новым инновационным  образовательным технологиям.

В последнее время мы чаще говорим о терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается только тогда, когда мы даем возможность детям научиться понимать и выражать себя, не бояться себя представлять, высказывать свое мнение, даже если оно отличается от суждений остальных, выслушивать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить у школьников внедряя в практику технологию проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.

Практика последних лет доказывает, что именно начальная школа более открыта к внедрению изменений в своей учебной деятельности. Многие инновационные подходы появляются именно здесь, в том числе и система методов проектных задач. Таким образом, появление данной технологии в образовательном процессе меняет всю образовательную среду начальной школы.

Список используемой литературы

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  2. Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Воронцов А. Б., В. М.Заславский, С. В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009. – С.175.
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа.2005. № 9
  5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.  Нач. школа. – 2004. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях

СтатьяПроектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятияхНаджафова Е.Н.В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями....

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях».

Из опыта работы : «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях»....

Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...

Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе

В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....