Мастер - класс "Технология смыслового чтения"
материал на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Мастер - класс "Технология смыслового чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy.doc112.5 КБ
Office presentation icon gotovaya.ppt1.9 МБ
Microsoft Office document icon buklet.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Технология смыслового чтения».

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.

- Я попрошу выйти тех у кого на спинке стула наклеены красные кружочки, зеленые и синие.

- Я вас поздравляю, вы будете моими помощниками, т.е. фокус группами мастер – класса.

- И первое задания выбрать из предложенных пословиц одну, которая актуальна для вашей группы и будет служить девизом.

Труд всё побеждает.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Терпенье и труд все перетрут.

В труде рождаются герои.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

- Почитайте, что вы выбрали.

2.  Актуализация субъектного опыта участников

- Итак, начнем мастер – класс.

Прочитайте стихотворение.

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ?

- Что вы можете сказать про слово «ключ»?

- Что зависит от значения слова?

- От значения слова зависит смысл прочитанного. Значит как надо читать текст?

- Кто может сказать тему мастер – класса?

Вывод:

Тема мастер – класса «Технология смыслового чтения».

- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

- Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на ур.

  1. Целепологание.

- Цель мастер – класса?

- Целью мастер-класса: трансляция  опыта использования приемов смыслового чтения.

  1. Информационно – деятельностный этап

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Приемы предтекстовой деятельности:

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Сказанное можно представить в виде рисунка:

Традиционная методика          Инновационная методика

Предтекстовые ориентировочные приемы нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространенные приемы:

  1. «Мозговой штурм»
  2. «Глоссарий»
  3. «Ориентиры предвосхищения»
  4. «Предваряющие вопросы»
  5. «Рассечения вопросов».

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  2. Ассоциации записываются на доске.
  3. Педагог может добавить различную информацию.
  4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхижения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

 «Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

1.           Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.           Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

 2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение с остановками»
  4. «Чтение про себя с пометкой»

«Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

Алгоритм реализации приема:

1.              Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.             Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

3этап. Работа с текстом после чтении.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности.

  1. «Отношения между вопросом и ответом»
  2. «Тайм-аут»
  3. «Проверочный лист»
  4. «Вопросы после текста»

«Отношения между вопросом и ответом»

Цели - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовых приемов . От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не аонял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).

В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

                                                                                           Где ответ?

                                                                  В тексте                         В голове читателя

             в одном предложении                 в разных  частях              автор и я       только я

                   текста                                           текста

найди точный ответ                               соедини вместе,         соедини вместе,             найди ответ

     ответ (1)                                             составь ответ(2)      составь ответ (3)      в своей голове (4)

   

«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Алгоритм реализации приема:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Практическая часть

Мы помни, что одна из главных задач педагога – заинтересовать детей. Поэтому главный этап смыслового чтения – предтекстовый.

Я вам покажу фрагмент урока литературного чтения в 3 классе «Рукописные книги Древней Руси»

Предтекстовая   работа.

- Прочитайте слово «РУКОПИСНЫЕ».

- С помощью каких слов образовалось это слово?

- Определите лексическое значение этого слова.

(Работа со словарем)

- Как вы думаете, что может быть «рукописным»?

- Прочитайте названия текста «Рукописные книги Древней Руси».

- Предположите, о чем будет этот текст?

Стратегия «Ориентиры предвосхищения».

- Прочитайте некоторые суждения на листочках и напротив каждого поставьте «+» - согласен, «?» - не уверен, что так.

СУЖДЕНИЯ

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Рукописная книга-произведение искусства;

Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками;

Рукописная книга была большой и тяжелой;

Для письма использовали пергамент;

Орудиями письма были перьевые ручки;

Рукописные книги были доступны всем ;

Рукописные книги писались монахами;

Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси;

Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием;

Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

А сейчас, я вам предлагаю составить фрагмент урока, используя предложенные вам приемы, на этапе работы с текстом до чтения, предтекстовый этап, на уроках: окружающий мир, математика и русский язык.

Помните: одна из главных целей педагога – заинтересовать детей.

1 группа: Русский язык 2 класс (1ч) стр. 96 «Безударная гласная»

2 группа: Изо 3 класс «Праздник в городе» стр. 102

3 группа: Математика 3 класс (1ч) стр. 76 №1.

5. Рефлексия.

«АНКЕТА-ГАЗЕТА» 

 На листе бумаги я предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

 Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Прокопьева Лидия Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №9» г. Печора 1 квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Печора 2017 год

Слайд 2

Труд всё побеждает. Всякое дело концом хорошо. Маленькое дело лучше большого безделья. Больше дела, меньше слов. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Терпенье и труд все перетрут. В труде рождаются герои. Всякое уменье трудом дается. Любовь к труду - у людей на виду.

Слайд 3

Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно.

Слайд 4

Мастер - класс: «Технология смыслового чтения» Автор: Прокопьева Лидия Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №9» г. Печора 1 квалификационная категория Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Печора 2017 год

Слайд 5

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 6

Смысловое чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Слайд 7

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Слайд 8

Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.

Слайд 9

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 10

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом до чтения

Слайд 11

Традиционная методика Инновационная методика Предтекстовые задания Текстовы задания Послетекствые задания

Слайд 12

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Слайд 13

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Слайд 14

Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Слайд 15

3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Слайд 16

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Слайд 18

Прием «Ориентиры предвосхищения» До чтения текста Суждения После чтения текста Рукописная книга-произведение искусства. Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками. Рукописная книга была большой и тяжелой. Для письма использовали пергамент. Орудиями письма были перьевые ручки. Рукописные книги были доступны всем. Рукописные книги писались монахами. Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси. Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием. Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.

Слайд 19

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 20

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечения вопросов».

Слайд 21

«Мозговой штурм» Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Слайд 22

«Глоссарий» Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Слайд 23

«Ориентиры предвосхижения» Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

Слайд 24

«Предваряющие вопросы» Алгоритм реализации приема: Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

Слайд 25

«Рассечения вопроса» Алгоритм реализации приема: Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Слайд 26

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 27

Приемы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой»

Слайд 28

«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

Слайд 29

«Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

Слайд 30

«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Слайд 31

«Чтение про себя с пометками» Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Слайд 32

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 33

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Слайд 34

«Отношения между вопросом и ответом» Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Слайд 35

Где ответ? В тексте В голове читателя в одном в разных автор и я только я предло- частях жении текста текста найди соедини соедини найди точный вместе, вместе, ответ ответ составь составь в своей ответ ответ голове

Слайд 36

«Тайм-аут» Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .

Слайд 37

«Проверочный лист» Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ») Названа основная мысль текста. Названы главные мысли текста и основные детали. Присутствует логико-смысловая структура текста. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста.

Слайд 38

«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блюма) Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: - фактической информации текста, изложенной вербально; - подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; - концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; - оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

Слайд 39

Стратегия смыслового чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Слайд 40

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

  Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

 

Технология смыслового чтения включает

в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

3этап. Работа с текстом после чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. «Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  2. Ассоциации записываются на доске.
  3. Педагог может добавить различную информацию.
  4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

 «Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации прима:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Алгоритм реализации приема:

1.           Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.           Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

 «Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

Алгоритм реализации приема:

1.              Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.             Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

3этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

«Отношения между вопросом и ответом»

Цель - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял).

Рассмотрите схему «Где ответ?»

                      Где ответ?

 

      В тексте                         В голове читателя

в одном      в разных     автор и я       только я

предло-      частях

жении       текста

текста

найди          соедини         соедини        найди

точный       вместе,        вместе,        ответ

ответ        составь        составь        в своей

                    ответ          ответ           голове

 «Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения приема.

Алгоритм реализации приема:

Проверочный лист «Краткий пересказ»

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

«Вопросы после текста» («Таксонимия Б. Блюма)

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Печора

Технология смыслового чтения

Автор:

Прокопьева Л.А.,

учитель начальных классов

                                               

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"

Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного,  анализ материала, сравнение его отдель...

Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....

Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий....

мастер - клас "Смысловое чтение"

как научить 3-классников навыкам смыслового чтения. Мастер-класс...

мастер - клас "Смысловое чтение" выступление

Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...