Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.
статья на тему

Левшова Елена Рудольфовна

Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_inklyuzivnoe_obrazovanie.levshova_e.r.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: 

«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону 

от немецко-фашистских захватчиков» 

Классный час на тему: 

«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону 

от немецко-фашистских захватчиков» 

Классный час на тему: 

«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону 

от немецко-фашистских захватчиков» 

Цель:  

  Познакомить учащихся с военной историей г. Ростова-на-Дону 

  Пробудить в учащихся  патриотические чувства, гражданское

самосознание; 

  Сформировать у учащихся культурную самоидентификацию; 

  Вызвать интерес у учащихся к истории родной страны, народа;

  Поспособствовать развитию у учащихся внимания, коммуникативных

качеств;

  Соблюдать технологии здоровьесберегающего режима. 

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.

Список сокращений:

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

ДЦП — детский церебральный паралич

ОУ — образовательное учреждение

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум

ИОП — индивидуальная образовательная программа

ИОп — индивидуальный образовательный план

ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт

ППМС-центр — психолого-педагогический медико-социальный центр

    Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей.

 Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута:
1.Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
2.Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования. 

3.Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционноразвивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.
4.Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы.
5.Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов. 

6.Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.
7.Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий. 

Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.
1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.
2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.
3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой аттестации. 

4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.
5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.
6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута

1. Администрация школы определяет, в какой класс, и к какому учителю пойдет ребенок, и какие специалисты сопровождения будут с ним работать.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. 

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу.
4. Собственно разработка Индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на заседании
психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.
 

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени).
6.  Анализ результатов деятельности учителей и специалистов -  динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.
7. Постановка задач на последующий временной период.

   Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одной образовательной организации предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности, как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательной организации приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ в среду школы.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП.

1.Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум);

2.Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе;

3.Наличие подготовленных педагогических кадров.

Особенности работы над Индивидуальной образовательной программой:

1. Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

Учитель, родители — полноправные участники работы над ИОП;

2. Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, ИОп — четверть, триместр, полугодие);

3. По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

4. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;

5.Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. 

 (таблица 1).

Этапы

«Шаги проектирования ИОП»

Содержание деятельности

1 этап

Предварительный

Предварительная

 Оценка образова-тельных потребно-стей ребенка и запроса родителей.

Оценка требований

ФГОС и ОП

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии

 — определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду;

— если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество

с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т. д.);

— Заключается договор с родителями.

— проводится сбор и анализ предварительной(первоначальной) информации о ребенке и его семье (см. ниже).

Изучение документации;

 Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности

ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т. д.

2 этап

Диагностический

Изучение результатов комплексного

психолого-педагогического обследования

Описание необходимых ребенку с ОВЗ

специальных образовательных условий с учетом возможностей и

дефицитов

— Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по-возможности — комплексно);

— подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и

взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются

самыми актуальными.

 Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов,

 Принятие решения о необходимости  разработки ИОП

3 этап

Разработка

1.Проектирование

необходимых структурных составляющих ИОП

2.При необходимости — привлечение

специалистов

ППМС-центра, с

которым заключено

соглашение о

сотрудничестве.

3.Определение временных границ

реализации ИОП

4.Четкое формулирование цели ИОП

(Совместно с родителями!)

5.Определение круга

задач в рамках

реализации ИОП

6.Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

7.Планирование форм

реализации разделов ИОП

8.Определение форм

и критериев мониторинга учебных

достижений и формирования социальной компетентности

9.Определение форм

и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк.

4 этап

Реализация

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с

программой и планом;

— организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности

ребенка;

— организация мониторинга эффективности коррекционной работы.

 

5 этап

Анализ и коррекция

Организация деятельности ПМПк

 по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

— внесение корректив в ИОП (ИОп)

  Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты, в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации

ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

                               Структура ИОП для ребенка с ОВЗ

    Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

• титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы;

• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура

индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

• индивидуальный учебный план;

• содержание программы, включающее в себя три основных блока:

— образовательный компонент;

— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления

коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя —логопеда, учителя — дефектолога, педагога — психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

— воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с

рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и

заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

  В процессе овладения деятельностью по разработке Индивидуальной образовательной программы (ИОП) мы предлагаем начать с разработки и реализации Индивидуального образовательного плана (ИОп) для ребенка с ОВЗ.

Структура индивидуального образовательного плана максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива (или группы учителей и специалистов, реализующих инклюзивную практику в школе), которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.

  В состав документа, разрабатываемого специалистами ПМПк, включая учителей, входят следующие разделы.

1. Общие сведения о ребенке и семье, рекомендации ПМПК, учитель, специалисты сопровождения, цели на период, режим пребывания ребенка в ОУ.

Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления (таблица 2):

Содержание информации

Возможная документация

Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу;

Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении.

Заключение ОПМПК.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР).

 

Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу.

Медицинская карта первоклассника.

Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада — ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т. д.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения.

Сведения о семье:

полная или неполная, состав семьи;

есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.

Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным

требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.

Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий.

Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо

специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезотерапевт и т. д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да — то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы

Родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

 2.  Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.

3. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие.

4. Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений.

Здесь следует отметить следующее:

1. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.

2. При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а так же точное понимание его возможных затруднений — в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальными особенностями усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.

3. Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальной компетентности.

Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Индивидуального образовательной программы (плана):

1. Педагогическая диагностика.

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).

3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего.

5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.

Литература:

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Институт проблем интегративного  (инклюзивного) образования

Средняя общеобразовательная школа № 305


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы

Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья.

   Автор статьи, учитель начальных классов, в своей работе руководствуется тем, что обучение в школе обусловлено общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс о...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Дистанционная поддержка при проектировании образовательного маршрута обучающегося в условиях реализации ФГОС

В статье описывается специфика дистанционной поддержки в общеобразовательном учреждении...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Презентация. Проектирование индивидуального образовательного маршрута...

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»

Построение ИОМ обучающегося  и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе....