«Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы»
статья

Крутова Ольга Николаевна

Построение ИОМ обучающегося  и создание необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx281.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование индивидуального образовательного маршрута

обучающегося начальной школы»

Педагогический профессиональный « … Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей…».

Мой опыт является частью общей работы по построению индивидуального образовательного маршрута с обучающимися начальной школы.

Цель: Построение ИОМ обучающегося как инструмента реализации целей образования на начальной ступени школьного образования.

Задача: Создать необходимые условия для индивидуализации образовательного процесса для разных и равных детей.

Алгоритм построения ИОМ

Мной  разработан алгоритм построения ИОМ

Как видим, основной принцип, заложенный в схеме, - осуществление индивидуализации на основе свободного выбора. В начальной школе ИОМ мы рассматриваем  как новый подход, соединяющий в себе и особую форму организации учебной деятельности, и специфический метод индивидуального обучения  ребенка.

В условиях общеобразовательной школы сложно реализовать ИОМ в полной мере каждому ребенку, поэтому мы  дифференцируем  этот процесс и разрабатываем 3 вариативных ОМ (см.таблица) и алгоритм деятельности с каждой группой.

Вариативные ОМ

Алгоритм деятельности

1 – ОМ  для «особых» учащихся

1)        мониторинг физического развития и соматического здоровья;

2)        индивидуальный подбор средств и методов, направленных на улучшение здоровья;

3)        контроль и корректировка;

4)        пошаговая фиксация

2 - ОМ для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

1)        систематическая диагностика;

2)        индивидуальный подбор педагогических технологий;

3)        контроль и корректировка;

4)        систематические наблюдения;

5)        пошаговая фиксация

3 - ОМ для одаренных учащихся с различными специальными способностями

1)        выявление интересов и наклонностей;

2)        индивидуальный подбор средств;

3)        фиксация результатов

Рассмотрим этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута

  • определение возможностей ОУ;
  • определение потребностей и мотивов;
  • постановка цели;
  • разработка содержания индивидуального образовательного маршрута;

  • определение технологического инструментария;
  • обсуждение результатов и корректировка.

Рассмотрим, как практически реализуются этапы в мой деятельности.

Итак, что предоставляет ОУ для построения ИОМ и я,  как тьютор.

ИОМ: что может гарантировать гимназия обучающемуся?

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

  • Индивидуальные задания (и\или консультации)
  • Дифференцированная работа на уроке (сроки усвоения программы)
  • Режим посещения занятий
  • Объемы и сроки д\з
  • Уровень освоения предмета
  • Проектную деятельность по предмету
  • Тесты (в т.ч. и использованием интернет-технологий)
  • Использование ИКТ
  • Выбор дополнительных образовательных услуг
  • Дистанционные олимпиады
  • Участие во внеурочной деятельности класса и школы
  • Участие в проектной и исследовательской деятельности «НИИ-гимназия»
  • Посещение платных образовательных услуг
  • Использование имеющихся в гимназии образовательных ресурсов

Определение потребностей и мотивов

Ученик и его родители выступают как «неформальные заказчики», «предъявляя» мне индивидуальные особенности ученика и образовательные потребности  семьи.

В таблице показана  форма «заявки» семьи для ребенка с ОВЗ

ИОМ (возможности, интересы, потребности)

Ученик _____________________________

Класс ___________

Интересы:

  • _____________________
  • _____________________
  • _____________________
  • …..

Проблема _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________Подпись родителей ______________

Постановка цели.  Далее вместе с родителями мы создаем план индивидуальной профилактической работы с указанной проблемой. Таким образом, мы очерчиваем объем работы и наше совместное участие и совместную ответственность.

План индивидуально-профилактической работы с учащимся ____________

Цель1 ________________________________________

Средства достижения цели (сроки)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель 2 __________________________________________________________________________

Средства достижения цели (сроки)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

…..

Согласовано

Дата

Учитель _________________ Родители ________________________

Разработка содержания индивидуального образовательного маршрута. Для работы со слабоуспевающими и неуспевающими также вместе с родителями выбираем формы и методы работы в зависимости от анализа конкретной ситуации учебного процесса.

Использую такую таблицу.

 Ученик

 Класс

Причины низкой успеваемости, формы работы и методы стимулирования мотивации слабоуспевающих

1 триместр

Систематические пропуски уроков без уваж. причины

Отсутствие взаимопонимания с учителем

Отсутствие положительной мотивации к учебе

Отсутствие  познавательного интереса к данному учебному предмету

Заниженная самооценка учащегося

Незрелость познавательных процессов

Низкая интенсивность учебной деятельности по предмету

Низкая сформированность познавательных процессов

Слабое физическое здоровье/частые заболевания

Другие причины

Формы занятий

Индивидуальная работа

Дифференцированная работа на уроке по способу

деятельности

Дифференцированная работа на уроке по уровню

сложности

Работа в парах постоянного и сменного состава

Участие в проектной деятельности

Использование алгоритмов, схем, опорных таблиц,

карточек, консультантов

Другие формы:

Методы работы

Система накопительных баллов

Создание ситуации успеха (повышение самооценки,

«посильные задания»)

Вербальные поощрения

Другие методы:

Ознакомлены __________________________

Определение технологического инструментария

В рамках новых стандартов особую значимость обретают такие технологии, как:

 -технологии психолого-педагогической диагностики и проективного педагогического целеполагания, ориентированные на развитие новообразований в        личности        ребёнк по закону        его        развития        (Д.Б.        Эльконин);

-педагогические  технологии,  мотивирующие  на  поиск  проблемы  и  способов действийс учётом особенностей        новой        ситуации;

-педагогические  технологии  «строительных  лесов»  будущего  здания  детской самостоятельности и компетентности (Rogoff, 1990), в которых руководство и помощь взрослого появляется, нарастает или уменьшается в ответ на развивающуюся компетентность ребёнка (Mercer, 1995).

Мне предстоит большая работа по изучению и апробации не только новых, но и традиционных методик и технологий.

Обсуждение результатов и корректировка.

Анализ работы, проделанной учителем (в т.ч. предметником)

(беседы, встречи с родителями, работа с социальным педагогом)

Ученик ___________________________

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Выводы

(динамика)

        

Материальным выражением ИОМ является Карта индивидуального сопровождения, она содержит ряд методических рекомендаций:

 признаки, сигнализирующие о начале неуспеваемости учащихся;

 алгоритм работы классного руководителя, учителя-предметника, администрации школы,

 приёмы индивидуальной работы на уроке;

 рекомендации к рациональному применению дифференцированного подхода;  рекомендации учителям-предметникам;

 педагогические технологии, используемые в работе со слабоуспевающими детьми;

  образец примерной характеристики на обучающегося, семьи обучающегося, образец служебной записки социальному педагогу;

-памятка учителям по работе со слабоуспевающими учащимися.

 Индивидуальная карта является документом, в котором фиксируются коррекционно - развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии младшего школьника, и на который опираются педагоги при планировании индивидуальной работы с детьми. Администрация школы осуществляет постоянный контроль основных направлений и видов работы по данному направлению.

Использование Карты привело к качественным изменениям в организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, осуществлении контроля и оценке учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.

Это подтверждается результатами проведения внутренних и внешних мониторинговых исследований:

  • мониторинг качества предметной обученности  класса

  • мониторинг успеваемости обучающихся

Практическая значимость опыта работы с материалами Карты сопровождения ИО:

  • позволяет учителям выбрать формы и методы работы в зависимости от анализа конкретной ситуации учебного процесса;

  • даёт возможность оперативного осуществления внутреннего мониторинга образовательной деятельности;

  • позволяет оценить качество работы учителя с целью выявления направлений его дальнейшего развития как профессионала;

  • способствует реализации системы мер по решению проблем школ с наличием неуспевающих и слабоуспевающих учащихся.

Новизна Карты состоит в том что:

-является универсальным инструментом, предназначенным для выполнения практической, аналитической и методической функции индивидуального сопровождения равных и разных учащихся;

-отличается легкостью освоения, фактически для работы с ним не требуется каких-либо специальных умений;

- является элементом системы внутришкольного контроля;

-полностью совпадает с требованиями Профессионального стандарта к  педагогу.

                                

                                

                                

                                

                                

                                

                                

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы

Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.

Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута.Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.Общий алгорит...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Презентация. Проектирование индивидуального образовательного маршрута...