Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.
статья на тему

Бородина Виктория Альбертовна

Выступления на школьном методическом объединении.

       Что значит личностно-ориентированный подход. 
       Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». 

В данной системе можно выделить следующие технологии:

1.Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.

                          Все школы, какие бы они ни были,

                            делятся на две  группы:

 те, в которых любят детей, и те,

в которых не любят детей.

С. Соловейчик

         Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной. 

             В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.

Гуманистическая направленность образования выражается идеями:

  1. Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с конкретными ценностями социокультурных сообществ;
  2. Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность её ценностей;
  3. Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
  4. Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;
  5. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии решений уважается и поощряется;
  6. Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения.

Выделим в данной системе следующие технологии:

1.Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84-й школы Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

(«Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин)

Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества.

Целевые ориентиры:

1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

2. Преподавание литературы как искусства.

    Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы:

А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым;

В) обращён непосредственно к учащимся данного класса;

С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника, дополнительной литературы, биографии писателя.

     Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности- к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Особенности метода Ильина - внимание к деталям. Это своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...