Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.
статья

На учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов. Статья описывает необходимость совершенствования механизмов оценки компетенции педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.

Активные динамические изменения, происходящие в современном обществе, не могут не затронуть школу. И школа, как живой организм, откликается на происходящие трансформации повышением квалификации специалистов, появлением новых форм и видов обучения. Сегодняшние школьники – это будущие специалисты во всех сферах народного хозяйства. В связи с этим, на учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.

Работа с педагогическими кадрами является важнейшим направлением деятельности. Она должна сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции. Однако в последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук.

Что включает в себя понятие компетентность? Это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет данное понятие так: «Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, … способность действовать и выживать в данных условиях». К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.

Какого специалиста мы называем компетентным?

  • Обладающего специальной и профессиональной компетентностью в области преподаваемой дисциплины.
  • Владеющего методической компетентностью в области способов формирования знаний, умений учащихся.
  • Обладающего социально-психологической компетентностью в области процессов общения.
  • Владеющего дифференциально-психологической компетентностью в области мотивов, способностей учащихся.
  • Имеющего аутопсихологической компетентностью в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Развитие профессиональной компетентности учителя – сложный, многогранный процесс, связанный со всеми составляющими учебно-образовательного пространства курсовой подготовки в рамках повышения квалификации педагогов.

Измерение и оценка качества повышения квалификации педагогов в системе дополнительного педагогического образования – одна из проблем,  подлежащих изучению и обсуждению.

Оценка уровня профессиональной компетентности учителя (по Л.Ф. Ивановой)

 Параметры

Критерии

Показатели

Инструментарий

Мотивационно-ценностный

Отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность)

Личностный смысл получения знаний;

Структура профессиональной мотивации;

Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности

Анкеты-мониторы и тестовые задания

Когнитивно-праксеологический

Уровень развития профессиональных компетенций учителя (на входе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность

Эмоционально-процессуальный

Удовлетворенность слушателей организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя

Удовлетворенность процессом обучения и его результатами

Когнитивно-интегративный

Уровень развития профессиональных компетенций учителя, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе):

психолого-педагогическая;

методическая;

лингвистическая;

социолингвистическая;

социокультурная;

дискурсивная;

страноведческая;

коммуникативная

Приращение знаний;

Динамика развития компетенций;

Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач;

Применение знаний в новых ситуациях;

Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность

Мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя – это целый комплекс компонетов, в том числе:

1.      Мотивационно-ценностный компонент. Он позволяет судить об отношении учителя к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию.

2.      Когнитивно-праксеологический компонент. Он отражает уровень развития профессиональных компетентостей педагога.

3.     Эмоционально-процессуальный компонент. Он показывает уровень удовлетворенности организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий.

4.      Когнитивно-интегративный компонент. Другими словами, это уровень профессиональных компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе).

При этом подлежат наблюдению и учитываются следующие показатели:

o       приращение знаний;

o       актуализация знаний при решении практических задач;

o       умение применить знания в новых ситуациях;

o      объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность;

o       структура профессиональной мотивации;

o       динамика развития компетентностей;

o       личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами;

o       степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.

Говоря о мониторинге компетенции педагогов, нельзя не упомянуть, что исследователи часто сталкиваются и со всевозможными сложностями. Вот лишь некоторые из них:

                   не проводится системная работа по анализу результатов измерения изменений профессиональной компетентности.

                   отсутствует единый критериальный аппарат оценки изменений профессиональной компетентности;

                   изучение профессиональной компетентности ограничивается когнитивным параметром; не ставятся цели изучения других параметров: мотивационно-ценностного, деятельностного и т.д.

Повышение качества профессиональной компетенции педагогов в конечном итоге эффективно влияет как на качество учебно-воспитательного процесса в целом, так и на уровень личной профессиональной удовлетворенности результатами своего  труда каждым отдельно взятым преподавателем.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход...

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Памятка к карте оценки урока в соответствии с профессиональными компетенциями педагога.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний ...

Критерий 4.7. Результаты независимой оценки профессиональных компетенций

Документы о соответствии квалификации (результаты участия в испытаниях (исследованиях) по независимой оценке квалификации и т.п.)...