Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.
статья по теме

Зуева Анна Ивановна

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_kompetentnost_pedagogov.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.

«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения  неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

«Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая совершенно новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Современное образование должно научит человека жить в изменяющемся, динамичном мире.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

 

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

Принципы  компетентностного подхода в образовании:

  1. Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  2. Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
  3. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  4. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
  5. Школа не учреждение, а самостоятельная организация, открытая социуму (участие детей в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах, школа-город и т.п.).
  6. Учитель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
  7. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
  8. Качество школьного образования определяется потребителями образовательных результатов (учащимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении школьниками определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
  1. Качество работы учителя определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение школьниками требуемых обществу образовательных результатов.
  2. Школа сама разрабатывает образовательные программы и создает все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.

Компетентности подразделяют на:

  1. Социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе.
  2. Коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д., т.е. обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию.
  3. Информационные, включающие в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества.
  4. Личностные, связанные с самоуправлением – умения ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, способствовать эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

  1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  2. подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
  3. подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Зеер отмечает, что компетентность человека – это знания, умения, опыт, а способность мобилизовать их – компетенция личности. Компетенция отражает комплексный результат деятельности и включает в себя не только знания, умения, навыки (компетенции), но и личностные качества.

Основные составляющие компетентности педагогических работников.

 

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

 

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

 

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Профессиональная компетентность учителя – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Понятие это многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это:

  1. Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя;
  2. Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить;
  3. Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения.

Педагогические критерии компетентности учителя.

 

Первый критерий – это уровень обученности учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки)

Второй критерий – уровень сформированности обще учебных умений и навыков (ОУУН). Это:

  1. Учебно-информационные умения
  2. Учебно-логические умения
  3. Учебно-управленческие умения

Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне

Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это тот человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания.

Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.

 

 Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

  1. Размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал)
  2. Размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) – рефлексия. Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Психологические критерии компетентности учителя.

 «Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» - писал Добролюбов.

1. Интерес, мотивация.

Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

2. Сознательное обучение.

Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе.

3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик».

Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся.

4. Учет индивидуальных особенностей ученика.

Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать:

  1. Как на уроке создана установка быть внимательным;
  2. Как использованы внешние особенности наглядного материала
  3. Как организована смена видов деятельности
  4. Как учитываются возрастные особенности
  5. Как организована активность учащихся

Личностные критерии компетентности учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

1. Эмоциональность

  1. интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
  2. адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
  3. доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
  4. уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

  1. общение с хорошей литературой, искусством, природой;
  2. общение с интересными людьми, любовь, дружба;
  3. общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

 3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю!

4. Организаторские способности.

Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. Ученикам иногда хочется, чтобы учитель просто пошутил, посмеялся от души вместе с ребятами, ведь не всегда же они бывают «трудными», да и не все. «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.

Педагогические методы, способы и технологии.

  1. Технология «критического мышления»;
  2. Проектно-исследовательский метод;
  3. Организация разнообразных форм диалога и дискуссий;
  4. Методы формирования понятий;
  5. Игровые технологии;
  6. Модульно-блочные технологии;
  7. Тестовые технологии.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»:

  1. Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  2. Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  3. Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  4. Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  5. Участие учащихся в различных формах дискуссии.
  6. Формирование понятий и организации на их основе своих действий.
  7. Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

  1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
  3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
  5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  6. Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
  7. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  8. Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
  13. Учить понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности.
  14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
  18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  20. Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  21. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними:
  24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего- то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Необычные, но интересные мысли

- Люблю предмет, который я люблю.

- Мне такт и интуиция опора.

- Я горы вмиг с ребятами сверну.

- Я слушаю других – какое чудо!

- Я и творить, и натворить умею.

- Свои ошибки детям я прощаю.

- Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

- Я знаю мало, и я это знаю.

- Я от души со всеми терпелива!

- Профессия досталась мне от Бога!

Заповеди современного учителя самому себе.

1.    Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью).

2.    Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться).

3.    Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

4.    Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

5.    Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога

Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога"....

Актуальность совершенствования нормативов оценки профессиональной компетенции педагогов.

На учителях лежит большая ответственность за качественную, разностороннюю и квалифицированную подачу знаний. А это, в свою очередь, влечет необходимость появления нормативов оценки профессиональной ко...

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования....