Планы-конспекты уроков по учебным предметам ,3класс
план-конспект урока

Кулешова Анастасия Алексеевна

Планы-конспекты составлены в соответствиис требованиями ФГОС НОО Литературное чтение, Русскийязык, Математика, Окружающий мир 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3а классе

                                                                     

Тема: «Склонение имен существительных».

 Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Деятельностная:- вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм, задавать вопросы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

- Уметь определять тип склонения имён существительных..

Содержательная: - ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке, развитие навыков адекватной самооценки.

Обучающие цели:

- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету

Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД

Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

Задачи:

-Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

-Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

-Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, , учебник, тетрадь, карточки-знаки, лист самооценки.

Источники информации:

-программа дисциплины; технологическая карта урока; литература для учителя; учебники; интернет-сайты

Этапы урока

Методы и приёмы.

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.Организационный момент.

1 мин

Долгожданный дан звонок. Начинается

урок! Дом. работа-трудности .

Приветствовать учителя, гостей.

Коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения.

 2.Актуализация знаний.

Слово учителя, беседа.

Мотивационный:

Словесный метод:

Фронтальный опрос

4 мин

Интеграция межу предметом «Окр мир» Что можете сказать о картофеле?»

-Ребята, давайте повторим правила, которые нам будут нужны. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру  «Или нет, или да, а не знаешь беда…!»

-Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да)

-Безударный гласный может находиться в корне? (Да)

-Он слышится ясно? (Нет)

-Безударный гласный нужно проверять? (Да) -В слове можно определить корень? (Да)

-Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (да)

-Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет)

-Слова, которые отвечают на вопрос что?-это имена прилагательные (Нет)

-Имена существительные отвечают на вопрос кто? (да)

-Обозначают признак предмета? (нет)

Вы, наверное, поняли, что сегодня речь о имени сущ.

- Назовите постоянный грамматический признак.

-Назовите непостоянные грамматические признаки

-Каким членом может быть?

Нам сегодня нужно вспомнить падежи.

Для чего нужны падежи?

Запись предложений в тетрадь. Вставьте пропущенные окончания и объясните

Записать в тетради:

7 февраля.

Классная работа.

Минутка чистописания:

 ом ая

Словарь: картофель

(См.стр.38 учебника Раздел «Интересный материал из истории языка»

(род, собственные-нарицательные. Одушевлённые-неодушевлённые)

(число, изменение по

падежам-назовите их).

Подлежащим и дополнением

(рассказать сказку и проверить на SMART Boark

                           Д.п

По дорог… проехал автомобиль.

              Д.п.

По площад… прошла военная колонна.

Вывод: нужно знать ещё один признак)

(Прежде,чем определить падеж должны сначала определить ещё один признак)

Личностные

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Познавательные:

- сравнение, классификация, синтез.

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения,

Регулятивные

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

3 этап

Постановка учебной задачи

Актуализация и пробного учебного действия – подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3мин

Работа с таблицей на стене! « Схема падежных окончаний имён существительных» изменить по падежам(просклонять) см учебник с36

- Да, вы правы, у имени существительного есть ещё один грамматический признак.

-Что у вас получилось, как звучит тема нашего урока?

- Как вы уже догадались, что у имени сущ есть ещё один постоянный признак. Склонение.

                     

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Познавательные УУД

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).

- Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( моделирование)

 4. Решение учебной задачи.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

10

учебник 

упр.1разбирают вместе с рассуждением.

на SMART Boark Зачёркивают лишние

См. таблицу за доской-записывают.

упр.1

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение

Физминутка

2 мин

Физминутка . После игра на закрепление.

Если слово относится к 1 склонению, то надо один раз хлопнуть в ладоши; если слово относится ко 2 склонению, то надо один раз топнуть ногой, а если слово относится к 3 склонению, то надо присесть.

-Сколько же склонений у существительных?

Выполнять физминутку.

5. Решение частичных учебных задач.

-Практическая работа над упр.

-Словестный: беседа.

Домашнее задание

  1. Выучить правило на с. 36.
  2. Выполнить упр. 3

10

5

распределяя их по склонениям

Упр.2 ! ВАРИАНТ 1 СКЛ. 2 ВАРИАНТ-2 СКЛОНЕНИЕ ПОМЕНЯТСЯ ТЕТРАДЯМИ И СВЕРИТЬ .(  SMART Boark)








Упр.3 устно Раздел «Давай подумаем» с.38Обратите внимание!

Раздел «Подсказка»

Упр.4 назвать по цепочке

1скл-1 ряд

2 скл-2 ряд

3 скл-3ряд



Как определить склонение имен существительных в косвенных падежах?

Поставь существительное в начальную форму.

Определи род имени существительного.

Выдели окончание.

Определи склонение.

Сверить с интерактивной доской 

Сверить с интерактивной доской 

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Строить связное монологическое высказывание.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные:

- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Регулятивная:

- адекватная самооценка.

Познавательные

- анализ, синтез.

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

6. Итог урока. Рефлексия. 

Словесный: беседа.

5

Вопросы для закрепления. Игра

Какой постоянный  признак имёни существительного вы узнали?

Сколько склонений имён существительных?

Что Вы можете сказать про слова: подсказка, верёвка, собачка, папа?

Что Вы можете сказать про слова: любовь, совесть, новость?

Придумайте слова, которые относятся ко 2 склонению.

ПАМЯТКА

-Склонение.

-3 склонения

Имена сущ.  1 скл.

Имена сущ.  3 скл.

Обобщать изученное. Подводить итог.

Регулятивные УУД

- Самоопределение (Л)

- Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Анализ урока

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.

Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся данного класса.

Особенность подбора детей в классе такова, что ½ часть учащихся -дети разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода в обучении.

В ходе урока была организована опора на личные знания. Осуществлялся контроль знаний посредством индивидуального опроса, разноуровневой работы, фронтальной работы, учебного диалога.

Индивидуальная работа чередовалась с работой в паре (самостоятельная работа со словами), в группе, что способствовало поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по математике в 3 А классе

Слайд 4

Тема: «Умножение суммы на число»

Слайд 6

Этапы проектной деятельности: 1. Обдумывание проекта и составление плана (выполняют «Аналитики») 2. Разработка составных частей проекта (выполняют «Эксперты» и «Аналитики») 3. Конструирование карточки – помощницы (выполняют «Конструкторы») 4. Испытание (выполняют «Испытатели»)

Слайд 9

(7+3)*8 ( 4+8)* 3

Слайд 10

(2+8)* 7 ( 6 +4)*8

Слайд 11

ЗАДАЧА 5 мальчиков и 5 девочек в столовой купили по два пирожка. Сколько пирожков было продано?

Слайд 12

13*6 18*7

Слайд 13

( a+b )*c=a* c+b *c ( a+b )*c=k*c k a *c=( k+b ) * c=k * c+b * c k+b

Слайд 14

(5+5)*6 = (8+2)*4 = (3+8)*5 = (7+6)*2 = 17 * 4 = 10+7 14 * 5 = 7+7

Слайд 15

( 5+5)*6 = 10*6=60 (8+2)*4 = 10*4=40 15 40 (3+8)*5 = 3*5+8*5=55 14 12 (7+6)*2 = 7*2+6*2=26 40 28 17 * 4 =(10+7)*4=10*4+7*4=68 10+7 35 35 14 * 5 =7*5+7*5=70 7+7

Слайд 16

Учебник стр. 19 №66 Учебник стр. 20 №68 Составить по 2 своих примера или задачи. Домашнее задание

Слайд 17

ВСЕМ СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

«Урок по окружающему миру в 3 классе по программе

 «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания об открытиях, сделанных в 19-20 веках

Задачи урока:

- формировать универсальные учебные действия учащихся;

- познакомить с открытиями, сделанными в 19-20 веках;

-развивать речь обучающихся;- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету окружающий мир;

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, кроссворд, мультимедийный проектор, презентация, предметные картинки, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

                                                      Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности. 

 Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Занимайте свои места, устраивайтесь удобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. – И так, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание надобности к повторению.

Учитель. Давайте вспомним,  какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

Дети. Что создавалось трудом человека? 

Учитель: Как вы думаете, на каком заводе легче работать, там где много машин, или там, где все делается руками?

Ученики: Легче было работать там, где были машины.

                           

Учитель.  Какие же изменения произошли на фабриках, когда люди придумали механизмы и машины?

Дети: Машины облегчили труд рабочих. Повысилась

производительность труда.

Учитель: Создание механизмов и машин, способствовало тому, что в России начали работать заводы и фабрики. Давайте посмотрим в толковом словаре значение слов «завод», «фабрика». Сверим свои ответы с текстом в учебнике.

Ученики сравнивают значение слов.

Учитель: С чего началось развитие промышленности в России? (мануфактур)

Учитель: Какие вы знаете первые предприятия во времена Московской Руси?

Учитель: Чтобы произвести на заводе, какой -то продукт, что необходимо?

Ученики: Сырье.

Учитель: Откуда его берут?

Ученик: Сырье получают из полезных ископаемых.

(Работа по РТ с.24 задание 55) условные обозначения полезных ископаемых.

Учитель: Как вы думаете, если появились заводы и фабрики, то люди сразу стали жить богато и сыто?

Дети: Нет. Еще были бедные люди, которые работали на богатых.

Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Свидание» и составьте словесный портрет мальчика, используя слова на с. 99. Слайд №1(картина «Свидание»)

Учитель: Что еще нового было изобретено людьми?

(сообщение ученика о железной дороге) (работа по РТ с.22-23)

3.Постановка учебной задачи.

 Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели и  темы урока.

Учитель: Почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда?



 

Ответы учеников.

Учитель: Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

1.Это изобрели, чтобы лучше охотится на животных. (оружие)

2. Ящик для 1-колесного транспортного средства. (тачка. изобрели в Греции)

3. Древнейший вид военной техники.(колесница) (2600 лет до н.э.)

4 Устройство для передачи информации на расстоянии. (радио. 7 мая 1895. Попов)

5.Безрельсовое транспортное средство, передвигающееся с помощью проводов.(троллейбус. Германия 1880 г.)

6. Всемирная компьютерная сеть. (интернет. начал свою работу в1983 г.)

О т к р ы т и я

Учитель: Тема нашего урока» Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»

Одно из важных открытий это изобретение парохода. Слайд №2(пароход «Елизавета»)

В России первый колёсный пароход – «Елизавета» для линии Петербург – Кронштадт был построен в 1815 г., имел водоизмещение 80 т, скорость 5 узлов (9.26 км/ч) Самоходное судно, на котором в качестве главной энергетической установки служит паровая машина. Появление парохода было обусловлено изобретением паровой машины и судового движителя непрерывного действия – гребного колеса.

Физминутка.                                                       *музыка,слайд

                                                                                 

Учитель:  Перевозить груз на пароходах было дорого, поэтому использовали дешевую силу, бурлаков. Слайд №3 (картина Репина «Бурлаки на Волге» Описание картины уч. С. 104) 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действия.

Учитель: Что было еще изобретено?

                Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника  перед  

                статьёй на  стр.105 учебника. (начало 2 абзаца)

Учитель: На основе своих собственных знаний вы можете ответить на этот вопрос? (ответы детей)

Учитель: Знаний у нас не хватает. Где мы можем найти ответы на вопросы?

Прочитайте нас.105 2 абзац.

Учитель: Что узнали? Как называли в народе первый автомобиль?

Ученик: Карета без лошади.

Учитель: Какова была скорость первого автомобиля?

Ученик: 20 км. в час.

Учитель: Как назывался первый российский автомобиль?

Ученик: «Руссо – Балт» Слайд №4 (автомобиль)

   Руссо - Балт — марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.   Первая модель автомобиля выпущена 26 мая 1909 г.  Машина превзошла все ожидания конструкторов. Уже в следующем году на ралли в Монако авто с эмблемой “Руссо -Балт“ преодолел без единого прокола или поломки более трех тысяч километров и выиграл гонку. Это был триумф и национальная гордость.    Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например о прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.

5. Самостоятельная работа по карточкам

Цель: расширение кругозора учащихся.

Учитель: Заполните ленту времени «Развитие автомобилестроения в Советском Союзе»

(идет показ слайдов по годам) Слайд №5 - №13

Учитель: Составив ленту времени, мы узнали, как развивалось автомобилестроение в нашей стране.

5.Первичное закрепление. 

Цель: Установить осознанность усвоения нового материала. 

Работа в группах ( по 2 человека)

6.Самостоятельная работа

Цель: Организация деятельности по развитию воображения.

Учитель: Все мы, наверное, смотрели фильмы про фантастику или читали известных писателей фантастов. Так многие из них наверняка представляли, каким будет автомобиль будущего. Очень часто, этот автомобиль представляли летающим, часто в виде летающий тарелки, а иногда и совсем необычным. Так давайте взглянем на автомобиль нашего времени и предположим, каким он будет лет через 20-30-50. Нарисуйте рисунок, каким ты представляешь себе автомобиль будущего.

     

7. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.

-Вам понравился урок?

- Что было легко? Что было трудно?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания в области новых открытий?

 -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю)

-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

 Информация о домашнем задании.    *слайд с записью дом. задания

С. 101-107 ответить на вопросы в статье. Работа по рабочей тетради с.25 №56 



Предварительный просмотр:

Урок по математике в 3-м классе на тему "Умножение суммы на число" (УМК "Начальная школа XXI века")

Дидактическая цель: создать условия для качественной организации восприятия нового материала.

Тип урока: "Урок-проект"

Задачи

  • образовательная: учить применять способы умножения суммы на число при решении задач и выражений, совершенствовать изученные навыки табличного и внетабличного умножения и деления;
  • развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
  • воспитывающая: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средство обучения: презентация (приложение)

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения уроков по данной теме:

  • учащиеся владеют таблицей умножения
  • умеют составлять буквенные выражения
  • любят выполнять творческие работы
  • учатся работать в группах

Учебные умения:

  • правильно читать выражения
  • находить значения выражений
  • знать сочетательное и переместительное свойство умножения
  • уметь находить площадь фигуры

Оборудование:

  • В.Н.Рудницкая. "Начальная школа 21 века" Математика: 3 класс, стр. 19-20
  • Компьютерная презентация
  • Карточки для самостоятельной работы
  • Карточки - помощницы

Презентация. Слайд №1

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня на уроке математики вас ждёт очень интересная и увлекательная работа.

Слайд №2

Учитель. Посмотрите на экран. Волк должен вычислить площадь огорода, состоящую из двух участков. Чтобы быстро выполнить работу, он решил сразу вычислить площадь всего огорода, то есть умножить длину на ширину. Чему равна длина огорода?

Дети. 4 метрам и 8 метрам

Учитель. Чему равна ширина огорода?

Дети. 5 метрам

Учитель. Какое выражение составил Волк?

Слайд №3

Дети. (4 + 8) * 5

Учитель. Прочитайте выражение.

Дети. Сумму четырёх и восьми умножить на пять.

Учитель. Можем ли мы назвать тему нашего урока?

Дети. Умножение суммы на число.

Слайд №4

Учитель. Волк попробовал найти значение этого выражения.

Слайд №5

- Что же он сделал?

Дети. Сложил 4 и 8 и получил более простое выражение.

Учитель. Какое?

Слайд №5

Дети. 12 * 5

Учитель. И вот тут Волк задумался. Как же произвести умножение 12 на 5. В таблице умножения такого случая нет.

Сегодня у нас необычный урок, а урок - проект.

Почему я предлагаю метод проекта?

Существует проблема - незнакомый случай умножения. Эту проблему можно решить путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.

Умножение такого вида нам необходимо в дальнейшем обучении.

Эту проблему вы будете решать самостоятельно в ситуации выбора и должны составить карточку - помощницу.

Сегодня на уроке будут работать 4 группы. За первым столом дети выполняют роль "Аналитиков", за вторым столом - "Экспериментаторы", 3 стол - "Конструкторы", 4 стол - "Испытатели".

III. Формирование темы и целей деятельности.

Учитель. Ещё раз назовите тему урока.

Дети. Умножение суммы на число.

Слайд №6

Учитель. На доске записаны этапы проектной деятельности:

  1. Обдумывание проекта и составление плана ( выполняют "Аналитики")
  2. Разработка составных частей проекта (выполняют "Эксперты" и "Аналитики")
  3. Конструирование карточки-помощницы (выполняют "Конструкторы")
  4. Испытание (выполняют "Испытатели")

Следуя этим этапам, мы должны составить карточки - помощницы для умножения суммы на число.

- Какие цели поставим перед собой?

Дети. Научиться действовать в группе, выбирать главное, рассказывать с опорой на карточки - помощники, решать примеры и задачи, приводить свои примеры.

IV. Подготовительный этап.

Учитель. Обращаю внимание на доску. Она разделена на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности.

 развернуть таблицу

Экспериментальная лаборатория

Сборка

Площадка испытателей

 развернуть таблицу

слайд №7 - повтор слайда №5

Учитель. Возвращаемся к нахождению площади огорода. Волк получил выражение 12 * 5. Он задумался. Как же произвести умножение?

V. Разработка составных частей проекта и конструирование карточки - помощницы.

Учитель. Какие будут предложения? Высказываются все, а "Аналитики" выбирают главное.

Дети. 12 * 5 = 12 + 12 + 12 + 12 + 12

Вернуться к первой записи (4 + 8) * 5 и каждое слагаемое умножить на 5

"Аналитики". Мы считаем, что удобно каждое слагаемое умножить на 5.

Учитель. Теперь работают "Экспериментаторы". В экспериментальной лаборатории пробуем найти значение этого выражения.

На доске один из детей решает пример: (4 + 8) * 5 = 4 * 5 + 8 * 5 = 20 + 40 = 60

Учитель. Такое решение предлагал Заяц.

Слайд № 8

Учитель: Прошу решить ещё один пример: (5 + 7) * 6.

"Экспериментаторы". (5 + 7) * 6 = 5 * 6 + 7 * 6 = 30 + 42 = 72

Учитель. Теперь работают "Конструкторы". Вам нужно составить карточку - помощницу по этим примерам. Работаете за столом.

Учитель. "Аналитики", повторите правило.

"Аналитики". Чтобы умножить сумму на число, можно каждое из слагаемых умножить на число, а затем результаты сложить.

"Конструкторы" записывают формулу (а + в) * с = а * с + в * с и прикрепляют на доске в части "Сборка".

Учитель. Давайте проверим. Откройте учебник на странице 19. Прочитайте рубрику "Обрати внимание"

Слайд №9

Учитель. Теперь решаем примеры. Работают "Испытатели".

"Испытатели"

  • (4 + 8) * 3 = 4 * 3 + 8 * 3 = 12 + 24 = 36
  • (7 + 3) * 8 = 7 * 8 + 3 * 8 = 56 + 24 = 80.

Учитель. Приведите свои примеры.

Дети приводят свои варианты выражений. Они их записывают на доске. Остальные называют только ответы.

Учитель. Посмотрите на пример, который решали "Испыталели" и сделайте вывод.

( (7 + 3 ) * 8 )

Дети. В последнем примере нам удобно найти сумму, а потом её умножить на число.

Учитель. "Аналитики", а что вы скажите?

"Аналитики". Мы согласны.

Учитель. Теперь давайте заглянем в лабораторию.

Слайд №10

"Экспериментаторы"

  • (6 + 4 ) 8 = 10 * 8 = 80
  • (2 + 8) * 7 = 10 * 7 = 70

"Конструкторы". Составляют карточку-помощницу: (а + в) * с = к * с

К

и прикрепляют на доске в части "Сборка"

слайд №11

"Испытатели" решают задачу: "Пять мальчиков и 5 девочек в столовой купили по два пирожка. Сколько пирожков было продано?"

Приведите свои примеры.

Слайд №12

Учитель. А как быть, если нужно умножить 13 на 6? Какие будут предложения? Предлагают все, а выбирают "Аналитики".

Дети. Число 13 разложить на сумму удобных слагаемых. Число 13 разложить на сумму разрядных слагаемых.

"Аналитики". Чтобы умножить 13 на 6, нужно 13 разложить на сумму удобных слагаемых или на сумму разрядных слагаемых, а затем умножить на 6.

"Экспериментаторы" 13 * 6 = (10 + 3) * 6 = 10 * 6 + 3 * 6 = 60 + 18 = 78

"Конструкторы" а * с = (к + в) * с = к * с + в * с

к + в

слайд №12 (следующее выражение)

"Испытатели" 18 * 7 = (10 + 8) * 7 = 10 *7 + 8 * 7 = 70 + 56 = 126

Примеры детей.

Учитель. Вот такой проект у нас получился. Сейчас нужно ещё раз повторить с опорой на составленную в ходе проектной деятельности карточку - помощницу, как можно умножить сумму на число.

Слайд № 13

(а + в) * с = а * с + в * с

(а + в) * с = к

К

а * с = (к + в) * с = к * с + в * с

к + в

"Аналитики". Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на число, а результаты сложить. Чтобы умножить сумму на число, можно найти сумму и её умножить на число. Если встречается случай внетабличного умножения, то мы множитель раскладываем на сумму удобных или разрядных слагаемых.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель. Мы составили карточку - помощницу, которая должна вам помочь при умножении суммы на число. А теперь проверим, как работает карточка - помощница. Сейчас самостоятельная работа. У нас три варианта. На столе лежат карточки с выражениями. На зелёной карточке - простое выражение, на синей - сложнее, а на розовой - самое трудное. Каждый из вас самостоятельно выбирает себе карточку и решает.

Слайд № 14

VII.Самопроверка.

Слайд № 14

Учитель. Проверьте самостоятельно свою работу.

Кто не допустил ошибок? Кому помогла карточка - помощница?

VIII. Самоанализ проектной деятельности.

Учитель.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что было интересно?
  • Где встретили затруднение?
  • Оцените свою работу.
  • Как вы оцените себя.

Мы все хотим узнать, друзья.
Бывает так - не всё усвоил,
Придётся книгу вновь открыть.
И почитать ещё немного,
Чтоб тему эту не забыть.
А если сразу всё ты понял,
И знаешь всё ты на зубок.
В других хороших добрых книжках
Получишь новый ты урок.

IХ. Домашнее задание.

  • Учебник стр.19 № 66
  • Учебник стр. 20 №68
  • Составить свои примеры и задачи.

Приложение.

Карточка-помощница

  • (а + в) * с = а * с + в * с
  • (а + в) * с = к * с

к

  • а * с = (к + в) * с

к в



Предварительный просмотр:

Тема: Н. А. НЕКРАСОВ «МОРОЗ-ВОЕВОДА» (ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)

Тип урока: комбинированнный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

На улице стужа и холод,

А в классе тепло и уют.

Давайте подарим улыбки

Всем тем, кто находится тут.

Показывают готовность

к уроку.  Приветствуют учителя

Владеют навыками психоло-

гической подготовки к уроку, организации

рабочего места, вежливого общения

II. Подготовка


к восприятию

 

 -Отгадайте ребус: https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/16/s_585450e45711f/508591_1.png

– Какой бывает мороз?

– Вам нравится морозная погода? Почему?

– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 

– Вспомните, как называли зиму поэты. 

 

– Расскажите, почему зима – волшебница?

– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. 

 Сердит! – закрыв лицо рукой,               Она сказала: – Ишь, какой,

 Сказал прохожий глухо.               Кусается как пёс!

  – Ударил как! – ворчал другой,               И я скорей лицо прикрыл

  Поглаживая ухо.               Воротником пальто.

  Шла мимо бабушка с клюкой,               В тот день и впрямь сердитыйбыл

  В платок упрятав нос,               Вы догадались, кто?

Отгадывают ребус

– Мороз.

– Трескучий, слабый, сильный.

– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

– У Тютчева – чародейка,
у Есенина «…щеголиха
в белой разлетайке, русская красавица зима…».

– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.

Отгадывают загадку.

– Мороз.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют,

уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

Чтение стихотворений по памяти

– Писали зимнюю природу художники, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

- А какие вы знаете стихи о зиме? (давать начало первых строчек)

-Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Сегодня на уроке продолжим говорить о творчестве Н.А. Некрасова.

– Что вы знаете о жизни Некрасова? 1слайд (Некрасов)

 

– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком

– Жил в XIX веке, писал

о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой

III. Сообщение темы урока

– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».  2 слайд (название)

-  Определим   тему нашего урока.

- Можно ли по названию стихотворения сказать,  о чем  пойдёт речь?  

-  Попробуем предположить, каким, по-вашему,  будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый)

-  Какую   цель поставим для работы на уроке?

(Выясним,   каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).

Чтобы   подтвердить предположение,  выполним следующие виды работы:

1.Прочитаем   стихотворение

2.Найдём   в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения

(т.е. такие приёмы   описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого   героя)

3.Дадим   характеристику героя.        

4. будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение  к прочитанному

Внимательно слушают.

Определяют цели урока

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.

3. Повторное чтение произведения.

4. Словарная работа.

Миша

Работает с толковым словарём

– Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». (аудиозапись)  3слайд (АУДИОЗАПИСЬ)

– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания?

                                                                                 

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения.

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

– Откройте учебник на с 156. Мы продолжаем работу с текстом произведения.

-Прочитайте стихотворение вполголоса
У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

– Какие слова в тексте вам непонятны?

– Как вы понимаете значение слова воевода?  4 слайд 

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?

– А есть ли ещё непонятные слова?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.                                          5 слайд

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство.                                           6 слайд

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого   переливающегося цвета.                                 7 слайд

Владенья – своя собственность.

– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?

– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.

– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

– Найдите первые два сравнения.

Не ветер бушует над бором,           Мороз-воевода дозором

Не с гор побежали ручьи,               Обходит владенья свои.

– Зачем они употреблены?

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к

стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? --    -Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

8 слайд

-Выберите прилагательные какой мороз и обоснуйте?

9 слайд

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

– Первую часть – неторопливо, бодро.

– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

–  Найдите описание русской природы в этом стихотворении. 10(слайд)

– Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?

Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.

– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.

– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

– Хвастливой.

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.

Читают 2–3 ученика.

– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

– Хвастливо, гордо.

Выполняют задание.

Объясняют толкование выражения.

Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают

и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск

необходимой информации

из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.

5. Выборочное чтение.

6. Работа над выразительностью чтения

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

Какие картины видим?

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. 

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)

Читают по «цепочке».

– Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,

то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Мороз украшает все снегом, инеем.

Выполняют задание.

Читают «по цепочке».

«И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.

( Мороз хороший хозяин, заботливый и надёжный)

Физкультминутка

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Носом вдох, а выдох ртом,            Не боимся мы пороши,

Дышим глубже, а потом –             Ловим снег – хлопок в ладоши.

Шаг на месте, не спеша,                Руки в стороны, по швам –

Как погода хороша!                       Снега хватит нам и вам

V. Продолжение работы по теме урока

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

.

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

– Какая зима у Некрасова?

– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

– А о каком морозе нам рассказал поэт?

– О Морозе-воеводе.

– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?

– Разные картины – разное настроение.

– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?

Читают текст стихотворения.

– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы

Работа в группах, выставление оценок

Задания на 3 группы (по рядам)

1. Отгадать народные загадки, отгадки найти в стихотворении (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ)

2. Составить пословицы.  Какая из них более всего подходит к стихотворению?12 слайд

3. Указать значения слов, употребленных Некрасовым в стихотворении? 13 слайд

Проверьте себя, оцените

(самооценка)

VI. Домашнее задание

Выбрать (по желанию): 14 слайд

– Нарисовать Мороза - воеводу. Сочинить о нём сказку.

– Найти пословицы и поговорки о зиме. Прочитать отрывок из произведения выразительно.

– Выучить отрывок наизусть

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют цели и задачи.

Осуществляют поиск средств их достижения

VII. Итог урока. Рефлексия

– В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:

Произведение, какого поэта мы   читали на уроке?  Как оно называется?

- Какую цель мы ставили в начале   урока?

(Цель: выяснить, каким   изобразил Мороза  Некрасов в своём   стихотворении).

- Достигли ли мы поставленной   цели? (Да).

- Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в   начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

- С чем это связано?  (Мы  строили свои предположения,   не прочитав произведения).

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.

Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты,  и в обычном увидишь необычное». 

– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.) 

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

  Время урока истекло.

  Я вам, ребята, благодарна.

  За то, что встретили тепло

  И поработали прекрасно

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)

Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока  по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство"  + русский язык "Однокоренные слова"...

План - конспект интегрированного урока физической культуры и основных предметов начальной школы На тему «Закрепление изученного материала по основным предметам». Для 2 класса

Целью интрегрированного  урока по физической культуре и основным предметам начальной школы, было закрепление изученного материала. Учащиеся с удовольствием выполняли задания,  старались, сог...

Планы -конспекты уроков по учебным предметам:Математика, русский язык, Окружающий мир, ИЗО 1класс

Конспекты составленыв соответствиис ФГОС НОООкружающий мир "Явления природы"                               &qu...

Планы-конспекты уроков по учебным предметам ,2 класс

Литературное чтение.А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"Литературное чтение Э.Шим Белка и Ворон Математика «Во сколько раз больше или меньше?».А.С. Пушкин «Уж небо осень...

План конспект к уроку по предмету "Коррекционно-развивающие занятия". 1 класс коррекционной школы. Тема: "Формирование представлений: «больше», «меньше», размер предмета".

Основными целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются: 1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); 2.коррекция и развитие эмоцио...