Школа сетевых проектов "Мир открыт для тебя". Из опыта работы.
статья

Ольховская Наталья Ивановна

Аннотация: в статье представлен опыт работы Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», которая создана с целью реализации задач национального проекта РФ «Образование», Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Ключевые слова: сетевые проекты, сервисы и платформы сети Интернет, ИКТ технологии, Указ Президента РФ, национальный проект РФ «Образование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛА СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ «МИР ОТКРЫТ ДЛЯ ТЕБЯ»

(из опыта работы)

Ольховская Наталья Ивановна

руководитель МО учителей начальных классов

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»

Аннотация: в статье представлен опыт работы Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», которая создана с целью реализации задач национального проекта РФ «Образование», Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Ключевые слова: сетевые проекты, сервисы и платформы сети Интернет, ИКТ технологии, Указ Президента РФ, национальный проект РФ «Образование»

В настоящее время в современном образовании РФ происходят прогрессивные процессы: формирование нового мышления, изменение учебной среды. В свою очередь интенсивное развитие и внедрение IT-технологий в различные сферы жизни наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Для решения задач подготовки младших школьников к успешной жизни в информационном обществе школа должна формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ-компетентность. Возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. На сегодняшний день существует достаточное количество способов формирования ИКТ-компетентности школьников.

В рамках реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задач развития РФ на период до 2024 года», Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ, Национального проекта «Образование» в ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» создана Школа сетевых проектов «Мир открыт для тебя».

Цели Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя»:

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- создание условий для непрерывного обновления и приобретения новых профессиональных навыков учителями ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», для развития наставничества, реализации различных проектов.

Задачи Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя»:

- развитие информационной культуры школьников, дистанционных форм общения и обучение применению современных информационно-коммуникационных технологий учащимися начальных классов по достижению качественных образовательных результатов в соответствии с ФГОС;

- организация деятельностных (проектных) форм взаимодействия участников сетевых проектов (учащихся, педагогов) в решении образовательных задач;

- создание для участников сетевого проекта образовательной среды с применением коммуникационных возможностей сети Интернет;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования;

- формирование системы для непрерывного обновления и приобретения новых профессиональных навыков учителями Центра;

- создание условий для развития наставничества, поддержки проектов.

Направления деятельности:

1. Участие ученических и учительских команд ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» в сетевых проектах ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО и на различных площадках (платформах) сети Интернет.

2. Разработка и реализация сетевых проектов в рамках предметных Декад  ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28».

3. Разработка и реализация областных (региональных) сетевых проектов по разным предметам и курсам.

4. Подготовка и проведение мастер-классов для педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28».

5. Подготовка и проведение семинаров, мастер-классов для студентов и педагогов Ростовской области (форма проведения очная и дистанционная).

6. Транслирование опыта работы Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» на конференциях регионального, всероссийского, международного уровней.

7. Участие учеников ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»  в творческих и исследовательских конкурсах.

8. Участие педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»  в профессиональных конкурсах.

Работа на всех этапах Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» осуществляется ежегодно. Являясь руководителем МО учителей начальной школы, представлю опыт деятельности Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» на примере работы педагогов начальных классов.

1. Участие ученических и учительских команд в сетевых проектах ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО и на различных площадках (платформах) сети Интернет. Команды учеников 3-4 классов «Мудрые богатыри», «ЭкоЛогики» приняли участие в сетевых проектах «Святые защитники земли русской» и «Экодозор», организованных Центром методической поддержки внедрения информационных технологий (ИТ) ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. В этих проектах команды нашего Центра стали абсолютными победителями. Участие в сетевых проектах позволило ребятам расширить знания о разнообразии  платформ, программ, сервисов сети Интернет, которые в дальнейшем использовали для разработки собственных сетевых проектов, т.к. ученики являются соавторами некоторых мероприятий Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя».

Команда педагогов стала участником сетевого проекта, организованного IT-Школой No10, г. Перми в рамках реализации мероприятия Программы 2.3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» по конкурсу ФЦПРО-2.3-03-05 «Инновации в школьном технологическом образовании» Соглашение No 03.632.21.0067 для выполнения обязательств по реализации гранта в форме субсидии юридическим лицам на реализацию программ инновационной деятельности. В рамках данного сетевого проекта педагоги приняли участие в  мероприятиях: «Microsoft Sway – новый тип презентаций для визуализации проектов. Мобильные приложения для сетевых проектов»; «Цифровизация мира, особенности развития цифрового поколения»; «Сетевой проект: от теории к практике»; «Микроскоп в кармане»: проекты на уроках естественно - научного цикла»; «Сервисы Интернета для сопровождения проектов по гуманитарным дисциплинам»; «Сервисы Интернета для познавательного изучения математики и естественно - научных дисциплин».

2. Разработка и реализация сетевых проектов в рамках предметных Декад. Ежегодно в нашем Центре разрабатываются и проводятся в рамках  предметных Декад сетевые проекты по разным предметам и курсам. В период проведения Декады естественно-научного цикла в начальной школе был проведен творческий сетевой проект «Краски осени». Проект был направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий. Ребята выступили в роли фотографов - этап «Осенний калейдоскоп», художников - конкурс рисунков «Осенние краски», скульпторов - этап «Поделка из природного материала «Живой уголок»». Проведение данного сетевого проекта позволило стимулировать развитие личности, творческой инициативы и эстетического вкуса; приобщить детей к художественным видам творчества; поддержать совместное детско-родительское творчество.

В период проведения Декады словесности прошел сетевой проект «Что за прелесть эти сказки!» Целью интегрированного образовательного сетевого проекта было формирование ключевых компетентностей учащихся: проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций с использованием технологий XXI века. Сетевой проект с использованием технологий дистанционного обучения проводился по сказкам А.С. Пушкина в рамках уроков «Литературное чтение», «Русский язык», «Технология», «ИЗО». Этап «Эрудиты» участникам проекта позволил познакомиться с правилами работы в сервисах LearningApps, где необходимо было создать кроссворд по сказкам А.С. Пушкина. Конкурс «Шифровальщики» был выполнен в Google Формы и предлагал решить 10 ребусов. Конкурс «Художники-иллюстраторы» предполагал создание рисунка в любой технике или с использованием различных электронных программ для рисования (GIMP, Paintbrush, ArtRage ) к любой сказке А.С. Пушкина. На этапе «Искусствоведы-детективы» участникам проекта необходимо было выступить в роли частных детективов и искусствоведов. Частные детективы в сети Интернет  разыскивали памятники героям сказок А.С. Пушкина в разных городах России. Собрав сведения и фотографии, искусствоведам предлагалось выполнить творческую работу «Памятники героям сказок А.С. Пушкина». Для создания итоговой творческой работы по данному конкурсу ученики использовали возможности платформ, сервисов, программ: Tilda - создан лонгрид «Памятники знаменитым героям сказок Пушкина»; Padlet - оформлена интернет-газета «Самые известные памятники героям сказок А.С. Пушкина»; выпущен буклет «Герои сказок А.С. Пушкина в камне»; Prezi - выполнена интернет-презентация «Памятники героям моих любимых сказок»; «Творчество А.С. Пушкина»; Keynotе, iMovie - созданы видеоролики «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «По следам героев сказок»; Google Презентации - выполнены презентации «Что за прелесть эти сказки», «Памятники золотой рыбке», «Прогулка по Ростову-на-Дону. Пушкин и его герои»

В рамках внутришкольного контроля, с целью духовно-нравственного воспитания младших школьников, становления их гражданской идентичности  был разработан и проведен сетевой проект по курсу ОРКСЭ «Мы и Другие» для учеников 4-х классов. Проект был направлен на решение следующих задач: способствовать повышению познавательной активности учащихся и интереса к изучению курса; развивать навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности; содействовать организации творческого взаимодействия и сотрудничества учащихся и педагогов с использованием сетевых технологий; обеспечить деятельностное изучение учащимися курса ОРКСЭ с помощью различных сетевых сервисов. Изучение курса ОРКСЭ учениками осуществляется по разным модулям. Задания сетевого проекта были построены таким образом, чтобы найди точки соприкосновения в изучении отдельных модулей курса ОРКСЭ: ОПК, ОСЭ, ОИК, ОМРК. В ходе реализации сетевого проекта, участники выполнили исследовательские и творческие работы в номинациях: «Хочу рассказать о России», «Мы живем страной единой», «Уроки жизни»,  развивающие занимательные задания по изучаемому модулю.

  1. Разработка и реализация областных (региональных) сетевых проектов. В 2019г. на базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» проходил областной интегрированный сетевой проект «Познание и творчество» - «Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком живет» с использованием технологий дистанционного обучения в рамках объявленного Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым Года народного творчества. Участие в сетевом проекте предполагало выполнение обучающимися заданий, содержание которых построено на принципе интеграции предметных областей «Русский язык», «Технология», «Изобразительное искусство». Основные цели и задачи сетевого проекта: развитие читательской компетенции, информационной культуры школьников, дистанционных форм общения и обучение применению современных информационно-коммуникационных технологий учащимися начальных классов по достижению качественных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Сетевой проект был разработан с использованием возможностей Google Диска. Участниками сетевого проекта стали учащиеся 3-4 классов 10 команд школ г.Ростова-на-Дону и Ростовской области: «Книголюбы», «Конек-горбунок», «Жар-птица» ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», «Лукоморье» МБОУ "Школа №10" г.Ростова-на-Дону, «Летучий корабль» и «Сказочный патруль» МБОУ лицей №9 г.Сальска, «Читайки» МБОУ СОШ № 46 с.Бараники Сальского района, «Иванушки» МБОУ ЦСОШ№32 п.Целина Целинского района РО, «Друзья» ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат» Дубовского района, «Мудрецы» ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат». Для выполнения заданий сетевого проекта были использованы сказки народов России. Этапы проекта предлагали учащимся: составить кроссворд по прочитанным сказкам в сервисе LearningApps.org; решить кроссворды и собрать пазлы команд соперников, используя возможности Google Документы; оформить интернет-газету на веб-сайте Padlet.com на тему «Мир народной сказки. Какой он?»; организовать вернисаж «Герои русских народных сказок» из творческих работ участников сетевого проекта, написать эссе «Зачем людям сказки?» в Google Документы.

4. Подготовка и проведение мастер-классов для педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28». В период осенних, зимних, весенних каникул, перед стартом очередного сетевого проекта в Центре проводятся мастер-классы для учителей, участников предстоящего мероприятия: «Правила работы с сервисами сети Интернет», «Как создать работу на платформе Tilda», «Как работает Google Диск», «Правила работы в сети Интернет», «Создаем творческие работы» и др.

5. Подготовка и проведение семинаров, мастер-классов для педагогов Ростовской области, участников сетевых проектов. На базе ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» в октябре 2019г. проведён семинар для методистов, специалистов ОУ «Высокотехнологичная среда образовательного учреждения». Завершился семинар мастер-классом «Сетевые проекты как средство учебного взаимодействия и формирования метапредметных компетенций школьников». Аналогичный мастер-класс был проведен в ноябре в рамках IV Всероссийского образовательного форума с международным участием «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» на базе Молодёжной площадки «Педагог в пространстве инклюзии» в ЮФУ г. Ростов-на-Дону. Участники мастер-класса познакомились с сервисами, позволяющими школьникам овладеть метапредметными компетенциями в различных образовательных областях; с алгоритмом работы над созданием сетевого проекта; с методами организации сетевой среды, которая даёт возможность каждому ученику продвигаться в определённом им самим темпе, находить и размещать информацию в оптимальном объёме, участвовать в коммуникации с участниками проекта и отсроченном времени, взаимодействовать с учениками других школ, городов, стран. Итогом мероприятия стало непосредственное участие слушателей в ознакомительном сетевом проекте, что позволило им на практике расширить дистанционные компетенции.

6. Транслирование опыта работы. В ноябре 2019г. команда ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28» приняла участие в XIX Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании-2019». В работе секции «Технологии формирования ИКТ-компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС» участвовали и учителя начальных классов. Дипломом за Лучший доклад «Организация и проведение сетевых образовательных проектов как средство достижения нового качества образования через развитие информационной образовательной среды средствами ИКТ» был награжден руководитель МО учителей НШ.

В июле 2019г. на VI Всероссийском педагогическом практикуме, проходившем в г.Анапе, был представлен опыт работы МО учителей НШ в Школе сетевых проектов «Мир открыт для тебя» на тему: «Сетевые образовательные проекты в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к обучению». В Санкт-Петербурге на XI Международном Педагогическом форуме «Современные технологии обучения: достижения, опыт, практика» представлен опыт работы Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя» на тему: «Применение современных информационных и коммуникационных технологий для активизации качественной и результативной образовательной деятельности». В 2018г. на V Всероссийском педагогическом практикуме был представлен опыт работы на тему: «Использование общего облачного пространства при организации и проведении сетевых проектов».

  1. Участие учеников ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» в творческих и исследовательских конкурсах. С творческими работами, выполненными в рамках конкурсов сетевых проектов, ученики начальной школы принимают участие в Международных и Всероссийских конкурсах. Ученик 4 класса Иваницкий Е. принял участие и стал Лауреатом I степени в Международном конкурсе «Одаренные дети России» в номинации «Исследовательские и научные работы, проекты» с работой «Лонгрид «Пасха Христова»». В Международном конкурсе для детей и молодежи «Талантливое поколение» в номинации «Исследовательские и научные работы» конкурсная работа «Лонгрид «Пасха Христова»» заняла I место. Работа была создана в рамках сетевого проекта «Мы и Другие» по курсу ОРКСЭ. Сорокин Д. ученик 4 класса принял участие в V Международном конкурсе «Ищем таланты» в номинации «Родной край» с работой «Летопись г.Таганрога в фотографиях», где занял I место. Зелинский В. ученик 4 класса стал победителем и занял I место в Международном конкурсе «Мой успех» в номинации «Краеведение» с работой «Летопись г.Ростова-на-Дону». Работы были выполнены в рамках сетевого проекта «Гражданин своей страны» по курсу «Доноведение».
  2. Участие педагогов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» в профессиональных конкурсах. В 2017-2018 уч.г. команда педагогов НШ приняла участие в ежегодном XIII Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» с конкурсной работой «Шаг за горизонт!» (Модель использования общего облачного пространства в процессе преподавания курса ОРКСЭ). Конкурс проводился по инициативе Русской Православной Церкви при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в Федеральных округах. В октябре 2018 года в Майкопе состоялся региональный этап XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: Свобода и ответственность», в рамках которого был награжден коллектив авторов ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат No 28», занявший I место во II (межрегиональном) этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Южному федеральному округу в номинации «Лучшая методическая разработка» по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом) (ОДНКНР)». В январе 2019г. педагоги стали победителями на Всероссийском уровне XIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» с конкурсной работой «Шаг за горизонт!» Церемония награждения победителей конкурса прошла в Москве на Международных Рождественских образовательных чтениях, посвященных 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дипломатическом зале Государственного Кремлевского дворца.

Практическая значимость Школы сетевых проектов «Мир открыт для тебя».

1. Организовано сетевое взаимодействие между участниками сетевых проектов во внеурочное время, основанное на принципах добровольности и заинтересованности.

2. Учащиеся приобрели навыки самостоятельной организации пространства сетевого взаимодействия.

3. Созданы условия для развития информационной культуры педагогов и родителей, предпосылки к самосовершенствованию и творческому росту.

4. Сформирована информационная компетентность участников: овладение навыками совместной работы в сети Интернет; использование новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств, технологий для совместной проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

5. Созданы условия, способствующие эффективному развитию информационно-образовательной среды школы и использование ее возможностей в организации продуктивного образовательного процесса на основе использования информационных технологий.

6. Созданы организационные и технологические условия для поддержки участия педагогов, тьюторов и обучающихся в сетевых проектах.

7. Повышен уровень педагогического мастерства педагогов на основе новых сетевых информационных технологий.

8. Опыт, приобретенный в Школе сетевых проектов «Мир открыт для тебя»  по созданию и реализации сетевых телекоммуникационных учебных проектов для обучающихся начальных классов, делает возможным решение проблемы проектирования образовательного контента сетевых телекоммуникационных проектов для обучающихся основного уровня образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Сотрудничество ДОУ и общеобразовательной школы по вопросам преемственности в обучении (из опыта работы)

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, м...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...


 

Комментарии

Руденко Марина Николаевна

Огромная работа, нужное дело, творческий подход. Есть чему поучиться и взять на вооружение. Спасибо