Статья для педагогов. Тема: "Учитель, помоги мне стать человеком мыслящим"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Смирнова Юлия Валерьевна

Кейс технологии-это обучение действием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_masterklass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Учитель, помоги мне стать человеком мыслящим».

      Я не ошибусь, если скажу, что  каждый из вас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. В одной из статей автора Щукиной Г.И. я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым                   учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

        Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Кейс технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Новая волна интереса к методике  началась в конце XX- начале XXI века. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. Сегодня метод кейс стадии активно используется  в высших учебных заведениях,  в средней и частично в начальной школе.

 Сказать, что я являюсь  мастером в применении этой технологии  нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейс технологии:

«Кейс технология  – это обучение действием..Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

 Главное её предназначение:

  развивать способность разрабатывать проблемы     и находить их решение (при  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество  учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в  обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Виды кейсов:

 -Практические

          Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

-Обучающие:

             Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

-Научно-исследовательские:

          Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

      В педагогической литературе делается акцент на то, что в начальной школе не все перечисленные методы приемлемы. При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация,  и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Всё зависит от  цели, которую хочет поставить учитель.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться дети?
  3. Какие уроки они из этого извлекут?

Вооружившись теоретическими  знаниями, я начала с малого.

 Предлагаю вашему вниманию пример практического кейса, который можно использовать во внеклассной работе. Для этого мне потребуются добровольцы – 6 человек.

  1.         Деление на группы.

Разделимся на 2 группы, используя приём «классические тройки»

         (вера-надежда-любовь; солнце-воздух-вода).

  1.  Вхождение в тему (метод ассоциации)

Посмотрите на слайд, Догадайтесь, с каким литературным произведением предстоит работа?

  1. Просмотр фрагмента мультфильма.

-Всем известен финал этой сказки. Трудно, представить, менее трагичный исход, когда ты являешься продуктом питания. Однако, давайте попробуем.

Кейс 1 группы.

События сказки развиваются по известному сценарию.

Придумайте свой положительный финал.

Подумайте и объясните, чему научит ваша сказка.

Составь памятку «Как уберечь себя от беды»

Кейс 2 группы.

Представь, что колобок отличается меньшей любознательностью или просто более послушен. Он так и остаётся лежать на подоконнике.

Придумай свой положительный финал.

Подумай и объясни, чему научит твоя сказка.

Какими качествами должен обладать колобок, чтобы сказка закончилась по вашему сценарию.

Задания понятны?

Время на выполнение 5 минут. Представление результатов по вашему усмотрению.

Аналогичную работу я провела в своём классе, напомню, что это 2 класс, класс здоровья. Данное занятие проводилось в октябре месяце в рамках «Единого дня безопасности».

        Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой    жизненной ситуации, когда они  не всегда слушаются родителей, были сформулированы  правильные выводы.

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся  и обязательную оценку принятого решения.

Кейс-метод – это не ответ  на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, позволяет развивать такие личностные качества  младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

 Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

  1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
  2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
  3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Подведение итогов работы в группах.

Чтобы не быть голословной, хочу предложить вам фрагмент внеклассного мероприятия, о котором говорила ранее, только ту его часть, где учащиеся делают выводы.

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

Главная роль в проектировании урока принадлежит учителю, и очень важно, чтобы современный урок в начальной школе не был однообразным, мог проходить в самых разнообразных формах, с оптимальным сочетанием приемов, методов и средств обучения. И самое важное, чтобы современный урок рассматривался не только как деятельность учителя, но и как деятельность ученика.

 «Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены,
но никогда неизвестно, когда они будут получены и в каком виде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Я-педагог. Сегодня, завтра"

Педагогическая статья .Мои размышления о современной школе.Роль учителя в современной школе....

Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....

Родительское собрание "Помоги ребёнку стать внимательным"

Материал знакомит родителей с понятием "внимание" и его основными свойствами, содержит игры по развитию внимания....

Статья на тему: "Учитель-воспитатель, наставник и друг".

Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, воспитателей и учителей....

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...

Статья "Музыка строить и жить помогает" или использование классической музыки на уроке технологии

применение классической музыки на уроке технологии в начальной школе...

Родителю: помогаем ребенку стать успешным

Пропуск букв, их перестановка при письме, зеркальное написание -   ошибки, указывающие на трудности в освоении правописания. Существуют простые методы, используя которые, родители помогут ре...